Особенности художественного стиля.



Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании языковых средств всех других стилей. Основная цель-освоение мира по законам красоты, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественной литературы.

Художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью.

Особенности разговорного стиля.

Разговорный стиль настолько отличается от всех других, что ученые предложили для него даже другое название - разговорная речь. Разговорный стиль соответствует бытовой сфере общения, использует устную форму, допускает все виды речи (монолог, диалог, полилог), способ коммуникации здесь - личный. В разговорном стиле в отличие от устной формы других стилей отступления от литературного произношения достаточно существенны.

Естественно, что в разговорном стиле употребляется много бытовой лексики (чайник, веник, квартира, раковина, кран, чашка). Многие слова имеют оттенок пренебрежительности, фамильярности, снисходительности (насобачиться - научиться, шпарить - говорить).

 

2.Познакомьтесь с разделом «Культура научной и профессиональной речи» в учебнике «Культура речи» под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/graud/04.php), сформулируйте основные идеи в виде тезисов, назовите и определите основные понятия, перечислите проблемы, связанные с базовыми понятиями. Можно подготовить индивидуальные сообщения (2–3) по материалу раздела.

 

Основной идеей тезиса является, что тезисы можем писать мы сами, они не являются объектом, к ним не предъявляются строгие требования жанра и стиля. Наши интересы — это тезисы, создаваемые для публикации. Именно тезисы должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемой теме. Тезисы являются одним из наиболее устойчиво-нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Типичными нарушениями являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом и т. д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров.        

10 вопросов на закрепление и обобщение материала раздела:

1)Сколько выделяется подстилей научной речи?

2)В чем заключается назначение собственно научного подстиля и в текстах, каких жанров он представлен?

3)Что такое первичные и вторичные научные тексты?

4)В чем заключается назначение научно-учебного подстиля и в текстах, каких жанров он представлен?

5) В чем заключается назначение научно-справочного подстиля и в текстах, каких жанров он представлен?

6) В чем заключается назначение научно-популярного подстиля и в текстах, каких жанров он представлен?

7)Что такое специальный язык?

8)Какие многослойные модели отдельных профессиональных языков были разработаны?

9)Что такое конфронтация?

10)Тезисы имеют и строго нормативную содержательно-композиционную структуру. Что в ней выделяются?

 

 

3.Сформулируйте специфику научно-популярного и учебно-научного (научно-учебного) под стилей научного стиля.

Научно-популярный стиль изложения чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция.

Научно-популярный подстиль, наряду с основной функцией научного стиля – передачей логической информации и доказательством ее истинности.

Если посредством собственно научного подстиля специалист обращается к специалисту, т.е к адресату, владеющему не только научными знаниями, но и языков науки, то посредством научно-популярного подстиля специалист обращается неспециалисту, не знакомому в достаточной степени ни с данной наукой, ни с ее языком.

Использование научно-популярного подстиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю.

Учебно-научный стиль для учащихся, студентов, то есть будущих специалистов, которых нужно научить описывать факты. Поэтому примеры приведены типовые. Обязателен принцип от общего к частному.

Присутствует строгая классификация, активно используются термины, Примерами подстиля являются учебники, лекции, справочники, курсовые работы,доклады и т.д.

 

4.Подберите научно-популярную статью по своему образовательному профилю и несколько школьных учебников по своему предмету (желательно за разные классы). Охарактеризуйте особенности текстов, расскажите, как объясняются понятия, приводятся примеры и т.п., как учитывается возраст и уровень подготовки читателей, какие средства привлечения внимания используются... Выступите со связным выступлением об особенностях выбранных текстов.

 

Пример:Среди моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. Несмотря на то, что все эти модели имеют одни и те же методологические основы, они имеют особенности, которые проявляются при дополнительных упрощениях и допущениях математического и физического характера. Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получившую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей.

Главные стилевые черты в данном отрывке таковы: употребление терминов и их последующая интерпретация, безликость авторского «я», однозначность слов, доказательное изложение, наличие важной информации, официальность, точность, четкость изложения.

Дополнительно можно назвать черты следующие:

1) терминологичность (феноменологические модели, модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, совокупности локальных отражателей);

2) количественное преобладание существительных и прилагательных в тексте над глаголами (Аналоговой моделью принято называть стохастическую модель «блестящих» точек, получивую широкое распространение при анализе рассеянных полей от объектов, которые представлены в виде совокупности локальных отражателей);

3) выбор отглагольных оборотов и слов (широкое распространение, отражатели, допущения и пр.);

4) использование глаголов в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа (принято называть, представлены, получили);

5) широкое применение предложений большой длины, и при этом следует отметить их безличный характер в совокупности с пассивными конструкциями и необычным расположением членов предложений (Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн).

Надо сказать, что научный стиль нельзя назвать замкнутой системой. Как научные языковые средства активно используются в жанрах, например, публицистики, так и чистый научный стиль применяет языковые средства других стилей.

 

 

5.Познакомьтесь с понятием «прецедентный текст» (http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-pretsedentnyy-tekst) и исследованиями, связанными с употреблением прецедентных текстов в речи школьников (http://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-teksty-v-rechevoy-subkulture-molodezhi).

Составьте перечень прецедентных феноменов (текстов, имен и др.), знание которых формируется в рамках обучения вашему предмету. Иными словами, перечислите имена и тексты, которые стыдно не знать школьнику, изучившему вашу дисциплину?

Вспомните интерьер школы. Какие афоризмы, пословицы, поговорки и др. украшали (украшают) стены кабинетов, как эти высказывания соотносятся со спецификой преподаваемой дисциплины, какие бы выражения выбрали вы?

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!