Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности.



Ценность научной рациональности
           В гуманитарных науках при изучении общества и его эволюции в настоящее время популярен цивилизационный подход.
           Цивилизации — это специфические культурно-исторические типы общества, существующие на определенной территории.
В самом общем плане выделяются два типа цивилизации:
1. восточная (традиционная) цивилизация;
2. западная (техногенная) цивилизация
           Традиционная цивилизация обладает замедленным развитием, она придерживается устойчивых образцов мышления и поведения. В политической жизни господствует авторитарная и даже деспотичная власть. для Востока характерен произвол власти, рабская угодливость и зависимость человека. В традиционных обществах наблюдается слабое развитие частной собственности; здесь власть рождает собственников.
           В середине первого тысячелетия до н.э. в древней Греции возникает феномен античности. Основу этого феномена составляет гражданское общество, правовое государство, наличие законов, которые защищают права граждан и собственников. Впоследствии феномен античности соединяется с христианскими ценностями. Результатом данного соединения, в конечном итоге, явилось формирование западной цивилизации.
           В сфере науки Запад развивает естественные науки, теоретические формы мышления, а Восток ориентируется преимущественно на проблемы морали, тяготеет в сфере науки к авторитету. Восток не знал такого средства мышления, как доказательство. Здесь существовали лишь предписания «Что делать?», «Как делать?». Наука сводилась к рецептурной деятельности, отсутствию теории.
           Основы техногенного общества возникают в ХУII в. в Западной Европе. для техногенного общества основной ценностью является не традиция и норма, а новизна и инновация. В этом обществе формируется техносфера — искусственно созданный материальный мир. Именно техносфера начинает определять все последующее развитие Запада, а затем и всего остального мира. В дальнейшем уже не природа, а искусственная среда определяет развитие общества. Природа объявляется ареной активной деятельности человека, формируется идеал господства над природой. Преобладает идея силового преобразования природы.
           На Западе и на Востоке по-разному решается проблема автономии, т.е. самостоятельности личности. для Востока не свойственна автономность личности. Личность ценится лишь как часть коллектива. А на Западе отстаивается идея автономности личности. Человек воспринимается как активное, деятельное существо, его деятельность направлена вовне — на изменение природы.
Западная цивилизация порождает феномен рациональности. Рациональность означает разум ность, ясность, отчетливость; это способность мыслить и действовать на основе разума. Рациональность включает в себя в сфере науки умение работать с идеальными объектами.
Наука Востока носила в основном практический, сугубо прикладной характер, а на Западе, первоначально в древней Греции, возникает теоретическая наука. Теория предполагает работу с понятиями, с идеальными объектами — «точка», «прямая», «угол» и т.п. Постулатом рациональности, который сформулирован на Западе, является высказывание Р. декарта: <<‘Я мыслю, следовательно, я существую.

Теоретико-методологические и ценностные основания правового исследования.

Источник познания права - это прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, обычаев и документов конкретного осуществления права (договоров, завещаний, сделок). Юрист должен наблюдать и взвешивать поведение людей2. Изучение действующего "живого" права происходит прежде всего путем непосредственного наблюдения за процессами осуществления права, за правом в жизни.

Главной особенностью наблюдения как метода исследования является связь наблюдателя с объектом наблюдения. Отсюда эмоциональность восприятия исследователем наблюдаемых социальных явлений, влияние на результаты наблюдения его пристрастий, мировоззренческой позиции и т.п.

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования, но и специфические методы его познания. От степени методологической разработанности напрямую зависит эффективность научной деятельности.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Метод – это путь научного познания и установления истины, ведущий от объекта к предмету, от первичных чувственных знаний о праве и государстве к теоретическому, понятийно-правовому знанию об этих объектах.

Виды методов правовых исследований:

  1. Всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
  2. Общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки;
  3. Частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания;

К общенаучным методам относят:

  1. Общефилософские методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
  2. Исторический метод, с помощью которого государственно‑правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
  3. Функциональный метод выяснения развития государственно‑правовых явлений, их взаимодействия, функций;
  4. Логический метод;

Логический метод, в свою очередь, основан:

  1. на анализе – разделении данного объекта на части;
  2. синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;
  3. индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;
  4. дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;
  5. характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико‑правовых доктрин;

К частнонаучным методам относят:

  1. Формально–юридический.

Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

  1. Конкретно–социологический.

Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов;

  1. Сравнительный.

Способствует выявлению особенностей государственно–правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

  1. Социально–правовой эксперимент.

Социально–правовой эксперимент позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

  1. Статистический.

Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно–правовых явлений;

  1. Моделирования.

Государственно–правовые явления изучаются на их моделях, то есть. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

  1. Синергетики.

Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем;

Особенности юридической герменевтики

1. Нормативная база

2. Содержание правовой нормы: контекст и смысловое содержание нормы. Осмысление права как герменевтический круг. Временной характер бытия права.

3. Нормативное поле как пространство действия нормы. Обыденное знание –как несомненная предпосылка научного исследования права. Установление смысла законодательной нормы как условие ее применения

4. Оформление принятия нормы. Особенности правового дискурса. Буквальный, догматический и социально-исторический анализ текста

5. Требования к языку права: точность, однозначность терминологического аппарата; исключать плеоназмы и паронимы, ограничить использование иностранных и узкоспециальных терминов

 6. Исключать противоречия с другими нормативными актами и внутри самого акта; «темнота», неточность неполнота нормы., употребление одного и того же термина в разных значениях и др.

7. Применение юридической нормы: вынесение приговора как преодоление начальной неопределенности рассматриваемого дела; Оценка как характеристика смысла деяния

 8. Специфика юридических суждений: единство интерпретации и аргументации.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!