Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).



Гадамер Ханс-Георг - немецкий философ, ученик М.Хадеггера, один из основателей философской герменевтики, которая рассматривает культуру как языковую реальность и делает акцент на необходимости ее понимания. Гадамер провозглашает герменевтику универсальной философией нашего времени. Она призвана, утверждает он, дать ответ на основополагающий вопрос: как возможно понимание окружающего нас мира в целом, и культуры в частности, как в этом понимании воплощается истина бытия? Герменевтика должна выступать как самосознание человека в современную эпоху науки. При этом познание культуры не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Идеалом здесь должно быть понимание самого явления культуры в его однократности и исторической конкретности. Цель состоит не в определении общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, «каков этот человек, этот народ, этогосударство, каково было становление, другими словами – как могло получиться, что они стали такими».      

Поскольку язык рассматривается Гадамером как особая реальность, внутри которой происходит понимание человека человеком, понимание другой эпохи и культуры, то диалог, который происходит между различными культурами, имеет форму поиска общего языка. Причем герменевтический метод иррационален, т.к. основан на интуиции, «вчувствовании». Новизна определения культуры у Гадамера заключается в том, что каждая культура (в том числе и «прошлая») никогда не «омертвевает», ибо подлинное понимание – это не реставрация изначальных обстоятельств, но оно всегда продуктивно, т.е. требует учета исторической дистанции между интерпретатором (причем каждый раз другим) и явлением культуры, зафиксированном в языке (чаще всего в тексте), а именно - всех исторических обстоятельств (у Гадамера – «горизонтов»), непосредственно или опосредованно связывающих их. Поэтому понимание как интерпретация не только не затрудняет, а, напротив, способствует процессу понимания истории и культуры, «оживляет» их.

Еще одна герменевтическая идея Гадамера, связана с определением игровой сущности языка. Встречу прошлого с настоящим, различных культур и различных текстов Гадамер раскрывает как разговор, в основе которого онтологически лежит игра. «Взаимопонимание, которое происходит в разговоре, есть скорее всего игра». Гадамер определяет игру как «живую подвижность без субстрата». Игра сама себе субъект. Человек втянут в игру, полностью от нее зависит: «мы попадаем в разговор, ... мы впутываемся в разговор». Игра – это нечто объективное по отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, а есть непрерывное повторение и имеет цель сама в себе. В разговоре происходит встреча Я и Ты, двух горизонтов. Но их отношение в разговоре не непосредственное, а рефлективное, через живую подвижность игры. Я и Ты не есть субъекты разговора: игра через них как бы играет сама с собой, не Я и Ты отражаются в разговоре, а наоборот – разговор отражается в Я и Ты, он связывает их между собой. От разговаривающих зависит направление игры-разговора, а, следовательно, и возможность самого понимания.

Таким образом, герменевтика является несциентистским, иррационалистическим, языкоцентристскимучением, которое поднимает важные философские проблемы понимания культуры, интерпретации, методологии гуманитарного познания, истины, межличностного и межкультурного общения и вплотную приближается к переходу от модернистского стиля мышления к философии постмодернизма.

Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон,В. Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

В гум текстах понятие жизнь приобрело культурно историческую и философскую событийность и непрерывность течения. В соц и гумм знании сегодня все активнее разрабатывается понятие жизни как необходимое для развития и теоретического осмысления этих дисциплин.

Стремление осмыслить жизнь в ее не биологическом, а социокультурном значении объясняется необходимостью найти новые форы рациональности, обращением к человеческой духовности, к экзистенциальной, герменевтической, культурно-исторической традиции.

Один из ведущих исследователей понятия жизнь, Дильтей, понимал Ж как жизнеосуществление в истории и культуре, ставил перед собой задачу обосновать принципы исторического познания. Он стремился к человеку как целому, в многообразии его сил и способностей. Важнейшими составляющими нашего образа действительности, нашего понимания жизни, являются, по Д, живое познание исторических взаимосвязей. Вернуть целостного человека в науки о культуре и духе возможно лишь через обращение к жизни, данной во внутреннем опыте как нечто непосредственное и целостное.

Жизнь характеризуется темпоральностью, проявляющейся в одновременности, последовательности, временных интервалах, изменениях. Переживание времени определяет содержание жизни как беспрестанное движение вперед. Особыми возможностями познания жизни обладает поэзия. Поэт в своих переживаниях создает отношение к жизни, утраченное при интеллект и праткич подходах. Историк, стремящийся познать Ж, выявляет и упорядочивает взаимосвязь действия, восстанавливает реальный ход жизни. История – одна из форм проявления жизни, объективация Ж во времени. Бергсон относит Ж к процессам переживания, выделяет 2 формы Ж:

1. инстинкт, служащий для выживания организма;

2. интеллект, рассматривающий живое как инертное и способный понять Ж.

Инстинкт м принять вид интуиции, при помощи кот постигается Ж. задача философии – синтезировать интуицию и интеллект, эмоц, эстет, этич, интеллект знания и установки.

Важная категория Ж – время, в кот заключаются все духовные процессы. За термином Ж в философии стоит не логически строгое понятие, а феномен, имеющий глубокое культурно-историческое, гуманитарное содержание.

Категория жизнь базовая для различных соц и гумм исследований. Разработано множество способов описания жизни в текстах (Лотман). Жизнь – необходимое понятие в науках о духе и культуре.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!