Форма и размещение на ней простейших объектов
Среда программирования Delphi состоит из:
1. Главного меню. В нем располагаются стандартные операции работы с файлами (создать, сохранить, закрыть и т.д.)
Ниже располагаются вкладки объектов: Standard, Additional и прочие. Для открытия вкладки необходимо щелкнуть по ней кнопкой мыши.
2. Окно формы. На нее наносятся все объекты необходимые для работы создаваемого проекта.
3. Окно программного кода. В нем записывается методы для работы программы.
4. Окна инспектора объектов
Состоит из окна свойств (Properties) и событий (Events). При настройке свойств объектов на форме необходимо выделить данный объект щелчком мыши по нему и изменить поле слева от названия свойства. Например, для изменения свойства Caption (надпись) у объекта Form1 (см. рис.) необходимо стереть в левом столбце Form1. Внимание! Нельзя путать свойства Caption и Name. Первое отвечает за название на форме, а второе – за имя объекта |
Для нанесения объекта на форму нужно выбрать его в главном меню и щелкнуть в нужное место формы.
Лабораторная работа №1
1. Запустите среду программирования Delphi
2. Перед вами открылся новый проект, состоящий из Формы (Form), на которую будете наносить объекты и окно Программного кода (Unit), куда будете записывать программу
Создание графического интерфейса объекта. Создать приложение, в котором после запуска на форме печатается некоторый текст, например, «Первый проект на языке Delphi».
|
|
Создадим заготовку проекта, для этого свойству Caption (заголовок) формы Form1 присвоим значение “Первый проект’. Для этого активизировать форму Form1 щелчком мыши (чтобы вокруг компонента появились черные квадратики – маркеры для изменения размера). В окне Object Inspector (Инспектор объектов) → Properties (Свойств объекта) выбрать свойство Сaption и присвоить ему значение «Первый проект» (написать в ячейке справа от Caption Первый проект).
Выведем на форму текстовое сообщение. Это можно сделать различными способами:
· С помощью элемента управления Label (Метка)
· С помощью элемента управления Edit (Одна строка)
· С помощью элемента управления Memo (Несколько строк)
Разместим на форме метку Label1 и присвоим свойству Сaption (Надпись) значение выводимого текстового сообщения
3. Выбрать на Панели инструментов класс управляющих элементов TLabel и разместить экземпляр метки Label1 на форме Form1
4. Активизировать метку Label1 щелчком мыши. В окне Object Inspector (Инспектор объектов) → Properties (Свойства объекта) выбрать свойство Caption (заголовок) и присвоить ему значение ‘Первый проект на языке Delphi’.
Разместим на форме текстовое поле Edit1 и присвоим свойству Text значение выводимого сообщения (сделать самостоятельно)
|
|
Событийные процедуры.Любой объект можно связать с набором процедур, исполняемых при наступлении определенных событий, такие процедуры называют событийными процедурами
Двойной щелчок мышью по объекту вызывает окно Программного кода (Unit) с пустой заготовкой событийной процедуры (метода). Если осуществить двойной щелчок по метке Memo1, то появится заготовка событийной процедуры TForm1.Memo1Change (…); (эта надпись появляется автоматически!)
procedure TForm1.Memo1Change(Sender: TObject);
begin
… end;
В теле процедуры (между служебными словами begin и end) должен быть записан метод, т.е. последовательность операторов, которые будут выполняться при наступлении событий (нажатии на Memo1)
5. Выбрать на Панели инструментов класс управляющих элементов TMemo и разместить экземпляр многострочного редактора Memo1 на форме Form1. В свойстве Lines удалить существующую надпись Memo1. (щелкнув по многострочному полю Memo1, кликнуть напротив свойства Lines и удалить там надпись Memo1).
6. Активизировать Memo1 двойным щелчком мыши, тем самым вызвать окно Программного кода с пустой процедурой TForm1.Memo1.Change (…); (эта надпись появляется автоматически)
7. В теле процедуры записать
Memo1.Text:='Второй проект на языке Delphi';
т.е. при запуске программы, щелкнув по Memo1, появится надпись «Второй проект на языке Delphi»
|
|
Использование кнопок.Обычно, при работе с событийными процедурами используют Кнопки (TButton). Логично, что при нажатии на кнопку с определенным именем происходит какое-либо действие. Теперь необходимо решить предыдущую задачу, но с помощью Кнопки. В дальнейшем большинство задач будет решаться при обработке события OnClick – двойной щелчок по кнопке.
8. Выбрать на Панели инструментов класс управляющих элементов Button и разместить экземпляр кнопки Button1 на форме Form1
9. Выбрать на Панели инструментов класс управляющих элементов TLabel и разместить экземпляр метки Label2 на форме Form1
10. Активизировать кнопку Button1. В окне Свойств объекта выбрать свойство Caption и присвоить ему значение Моя кнопка (щелкнув по кнопке Button1, написать в колонке Properties Моя Кнопка в ячейке справа от Caption).
11. Активизировать Button1 двойным щелчком мыши, тем самым вызвать окно Программного кода с пустой процедурой TForm1.Button1Click(Sender: TObject); (эта надпись появляется автоматически)
12. В теле процедуры записать Label2.Caption:='Третий проект на языке Delphi';
т.е. при запуске программы, щелкнув по Моей кнопке, появится надпись на метке Label2 «Третий проект на языке Delphi»
Выход из программы легко осуществлять записывая в событийной процедуре оператор Close;
|
|
Установка цвета формы и параметров шрифта. Сделаем внешний вид более привлекательным и для этого изменим свойства объектов, определяющих их внешний вид.
13. Активизировать форму Form1. В окне свойства объекта выбрать свойство Сolor (цвет фона) и двойным щелчком открыть диалоговое окно с цветовой палитрой. Выбрать цвет, например желтый.
14. Активизировать метку Label1. В окне свойства объекта установить значения Color – синий, Font – Arial, жирный, 26 размер, травяной цвет символов.
15. Поэкспериментировать с объектами Memo1, Edit1, Label2
Для того, чтобы менять параметры шрифта с помощью кнопки при запуске программы необходимо в событийной процедуре указать, например Label2.Font.Size:=30; Label2.Font.Сolor:=clWhite; Т.е. при нажатии на кнопку размер шрифта метки 2 станет равным 30, а цвет - белым.
Для изменения начертания шрифта пишем
· Label2.Font.Style:=fsbold; {полужирный},
· Label2.Font.Style:=fsitalic; {курсив},
· Label2.Font.Style:=fsunderline; {полужирный}.
Если необходимо поменять шрифт пишем Label2.Font.Name:=’Arial’; {Arial} или Label2.Font.Name:=’Times New Roman’; {Times New Roman}
Задание для самостоятельной работы:
1.Создать проект «Вывод сообщений», в котором на форму выводится текстовое сообщение «Первое задание выполнено!» с помощью метки, одной строки и многострочного редактора, а выход из программы осуществляется щелчком по кнопке Выход. Придумать графический интерфейс программе.
2.Создать проект «Вывод сообщений в строку», в котором два различных варианта текста выводятся в строку Edit1 по щелчку по двум кнопкам. Предусмотреть возможность выхода из программы по третьей кнопке.
3.Создать проект «Печать на форме», в котором в нескольких метках при нажатии на кнопки тексты будут со следующими параметрами:
· «Times New Roman, 18, курсив, красный»
· «Courier New, 40, полужирный, зеленый»
· «Arial, 22, подчеркнутый, синий»
· «Webdings, 12, подчеркнутый курсив, желтый»
· «Monotype Corsiva, 32, полужирный»
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!