Культура России советского и постсоветского периода



 

При анализе культуры России советского периода сложно сохранить объективную, беспристрастную позицию. Ее история еще так близка. Жизнь старшего поколения современной России неразрывно связана с советской культурой. Часть современных ученых, воспитанных в советской стране и хранящих добрую память о ее достижениях, выступают апологетами советской культуры и оценивают ее как вершину «мировой цивилизации». С другой стороны, либерально настроенные ученые склонны к другой крайности: весьма мрачным оценочным суждениям о культуре советского периода, описываемой в понятиях «тоталитаризма» и репрессивности по отношению к личности. Истина, по всей видимости, лежит посередине этих двух крайних мнений, поэтому попытаемся воссоздать объективную картину советской культуры, в которой мы обнаружим как крупные изъяны, так и высочайшие культурные взлеты и достижения.

Историю советского государства принято подразделять на этапы, соответствующие сменам верховного руководства страны и связанных с ними изменениями во внутриполитическом курсе правительства. Поскольку культура явление консервативное и гораздо менее изменчивое, чем политическая сфера, история советской культуры может быть разбита на более крупные этапы, отчетливо демаркирующие основные моменты ее развития:

1. Ранняя советская культура или культура Советской России и первых лет Советского Союза (с Октябрьской революции ­1917 по первую половину 1920-х годов);

2. «Имперский» период культуры Советского Союза (вторая половина 1920-х ­– 1985) – полномасштабное строительство нового типа социальной и культурной модели («советского строя»), альтернативной буржуазной модели капиталистического Запада и претендующей на универсальность и вселенский охват. В этот период СССР превратился в сверхдержаву, вступившую в глобальное соперничество со странами капиталистического лагеря. Политическое, идеологическое и культурное влияние советской России распространилось по всему земному шару, от Кубы на западе до Юго-Восточной Азии на востоке. В политическом плане этот исторический период состоит из нескольких эпох, каждая из которых внесла свою лепту в становление неповторимого облика советской культуры: период сталинского тоталитаризма (1930-е – середина 1950-х годов), период хрущевской «оттепели» (середина 1950-х до середины 60-х годов), брежневская эпоха «застоя», завершившаяся кратким пребыванием ближайших соратников Л.И. Брежнева Ю.А. Андропова и К.У. Черненко на посту генерального секретаря ЦК КПСС (1960-х – 1985 год).

3. 1985–1991 год – попытка политической модернизации, реформирования культурных основ общественного строя («Перестройка» М.С. Горбачева), завершившаяся распадом СССР.

Историко-культурную эпоху, последовавшую после крушения всей социалистической системы, принято называть постсоветским периодом в отечественной культуре. От долгих лет изоляции и строительства принципиально нового общественного строя Россия перешла к активному приобщению к либерально-капиталистическому пути развития, вновь круто изменив свой курс.

Для того, чтобы понять уникальность советского типа культуры, необходимо рассмотреть ее главнейшие характерные особенности и то ценностное ядро, на котором она основывалась. При этом важно понимать, что государственная идеология и пропаганда социалистических ценностей теоретиками коммунистической партии и средствами массовой информации – лишь официальный слой культуры. В реальной культурной жизни российского народа социалистическое мировоззрение и установки партии переплетались с традиционными ценностями, корректировались естественными нуждами быта и национальным менталитетом.

Советская культура как уникальный культурный тип

В качестве основополагающей характеристики советской культуры можно отметить ее идеократический характер, что означает главенствующую роль политической идеологии практически во всех сферах общественной и культурной жизни.

С Октябрьской революции 1917 года в России целенаправленно закладывались основы не только новой государственности (однопартийного коммунистического режима), но и принципиально иного типа культуры. Идеология марксизма-ленинизма легла в основу новой системы ценностей, ориентиров и норм, пронизывающих все области культурной жизни. В области мировоззрения эта идеология культивировала материализм и воинствующий атеизм. Марксистско-ленинский материализм исходил из идеологического постулата о первичности экономических отношений в структуре общественной жизнедеятельности. Экономика рассматривалась как «базис» общества, а политика, право и культурная сфера (мораль, искусство, философия, религия) как «надстройка» над этим фундаментом. Экономика становилась плановой, т. е. аграрное и промышленное развитие в масштабах всей страны планировалось на каждые пять лет (пятилетки) в соответствии со стратегической государственной программой. Конечной целью было объявлено строительство коммунизма – высшей общественно-экономической формации[7] и общества «светлого будущего», бесклассового (т. е. абсолютно равноправного), в котором каждый будет отдавать по способностям, а получать по потребностям.

С 1920-х гг. классовый подход пытались реализовать не только в области экономики и политики, но и духовной культуры. Создавая рабоче-крестьянское государство, советская власть с первых же дней своего основания провозгласила курс на строительство пролетарской культуры, ориентированной на народные массы. Пролетарская культура, творцом которой должен был стать сам трудовой народ, в конечном счете была призвана заменить дворянскую и буржуазную культуры. В первые годы советской власти к сохраняющимся элементам последних культур относились достаточно прагматично, считая, что их можно использовать пока не сложится культура, отвечающая потребностям трудовых классов. Для просвещения народных масс и приобщения их к творчеству при ленинском правительстве активно привлекались представители старой, «буржуазной» интеллигенции, руководящую роль которой в перспективе должна была заменить вновь обученная «пролетарская» интеллигенция.

Об установках на строительство принципиально иной, не элитарной, но общедоступной и народно ориентированной культуры, красноречиво говорят первые же шаги советской власти в области культурной политики: энергичные действия в области реформы образования, национализация материальных культурных ценностей и учреждений культуры в целях «доступности для трудящихся всех сокровищ искусства, созданных на основе эксплуатации их труда»[8], постепенная выработка нормативов и их ужесточение в сфере художественного творчества.

О реформе образования стоит сказать более подробно. В 1919 году большевистским правительством была запущена кампания по ликвидации безграмотности, в ходе которой была создана развернутая система общедоступного народного образования. За 20 с лишним лет (с 1917 по 1939 год) уровень грамотного населения страны повысился с 21 до 90 %. За две предвоенные пятилетки в стране было подготовлено 540 тыс. специалистов с высшим образованием. По количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию вместе взятые. Несмотря на некоторые издержки в начале реформы из-за погони за количественными результатами (сокращенные программы, ускоренные сроки обучения), в ходе ее проведения советское государство стало страной стопроцентной грамотности, обладающей развернутой системой бесплатного образования. В качестве важного звена этой системы выступали высшие учебные заведения, которые готовили не просто качественных, но и широко эрудированных специалистов. В этом заключалось несомненное достижение советского периода.

Идеократия в области искусства проявилась в том, что последнее воспринималось инструментально как орудие пропаганды социалистических идеалов. Идеологизация искусства происходила не только с подачи большевиков. Задачу формирования пролетарской культуры с энтузиазмом восприняла часть интеллигенции, настроенной оптимистично в отношении к революции. Не случайно название одной из первых советских, самых массовых и разветвленных организаций культурно-просветительского характера – «Пролеткульт». Возникшая накануне Октябрьской революции, она имела целью стимулирование самодеятельности трудящихся в области художественного творчества. Пролеткульт создал по всей стране сотни творческих студий (наиболее популярными из них были театральные), тысячи клубов, издавал произведения пролетарских поэтов и писателей. Помимо Пролеткульта в 1920-е годы стихийно сложилось множество других союзов и художественных объединений «левой» творческой интеллигенции с колоритными аббревиатурами: АХРР (Ассоциация художников революционной России), члены которой провозгласили себя продолжателями реалистического стиля «передвижников», ОСТ (Общество станковистов), состоявшее из выпускников первого советского художественного вуза (ВХУТЕМАС – высшие художественно-технические мастерские), «Проколл» («Производственный коллектив композиторов»), ориентировавшийся на массовый песенный репертуар, РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), ставившая перед собой задачу создания новой пролетарской музыки в противовес классической, оцениваемой в качестве буржуазной. В раннем периоде советской культуры было много других творческих объединений политически ангажированного искусства, наряду с сохранившимися со времен Серебряного века идеологически-нейтральными художественными кружками, такими как «Мир искусства». Однако к 1930-м годам эта пестрота в художественной жизни страны сменилась монолитностью в связи с усилением власти и культурной унификацией. Все автономные художественные объединения были ликвидированы, на их место пришли подконтрольные государству «Союзы» ­– писателей, композиторов, художников, архитекторов.

В первые годы советской власти в силу сложности внутреннего положения в стране и поисков ориентиров культурной политики в искусстве наблюдался краткий период относительной свободы творчества и чрезвычайного стилевого разнообразия. Особые исторические условия способствовали краткому расцвету всевозможных новаторских течений, порывавших связь с художественными традициями старого академизма. Так сложился русский авангардизм, истоки которого восходят к началу Первой мировой войны. Еще с 1915 года в Москве существовали такие объединения как «Бубновый валет» и кружок «Супремус», пропагандировавшие принципиально новый подход к изобразительному искусству. Благодаря демократичной позиции главы Наркомпроса (министерства просвещения) А.В. Луначарского к художественной интеллигенции, лояльной по отношению к власти большевиков, деятельность художников-авангардистов нисколько не стеснялась. Более того, их ведущие представители были привлечены в государственные структуры, заведовавшие культурной политикой. Известный автор «Черного квадрата» К. С. Малевич, зачинатель искусства геометрической абстракции, или супрематизма(от лат. supremus – высший, последний) руководил музейной секцией Наркомпроса, В. Е. Татлин, основоположник конструктивизма в архитектуре и автор амбициозного проекта «памятника III Коммунистическому Интернационалу»[9]­ заведовал Московской коллегией, В. Кандинский, впоследствии получивший мировую известность как один из создателей объединения художников-абстракционистов Германии «Синий всадник» – литературно-издательской секцией, О. Брик, литературовед, член литературно-художественного объединения ЛЕФ (Левый фронт искусств), был заместителем председателя отдела изобразительных искусств.

Среди выше перечисленных стилей особенное место принадлежало конструктивизму, которое до 1921 года официально провозглашалось главным направлением революционного искусства, а фактически доминировало в архитектуре и декоративно-прикладной сфере вплоть до начала 1930-х годов, когда произошло возрождение классических традиций в виде так называемого «сталинского ампира»[10]. Основная идея конструктивизма заключалась в практически полезном использовании абстрактного искусства. Советскими архитекторами-конструктивистами было построено множество оригинальных зданий домов культуры, клубов, многоквартирных домов. Из недр этого течения вышло производственное искусство отказавшихся от станковых видов традиционного искусства «художников-инженеров», ориентированное на создание строго функционально обусловленных предметов быта.

К концу 1920-х годов краткий период свободы творчества сменился переходом к тоталитарному режиму и введением жесткой цензуры. В области художественного творчества утвердился единственно правильный метод социалистического реализма (с 1929 года), принципы которого были сформулированы М. Горьким. Метод социалистического реализма заключался в правдивом изображении жизни в свете социалистических идеалов, что по сути подразумевало осуществление в искусстве как по содержанию, так и по форме партийных установок. Постепенно вводимый классовый подход приводил к подавлению свободного творчества, все больше сужая идеологические границы «дозволенного».

Вследствие жесткого идеологического пресса и практики преследования талантливых личностей, заявивших о себе еще в условиях царской России, но не удобных для власти своей гражданской позицией, Россия потеряла сотни тысяч образованных людей, которые были выдворены из страны или же эмигрировали по собственному желанию. Как известно, по тем или иным причинам в эмиграции оказались многие писатели, артисты, художники, музыканты, имена которых по праву стали достоянием мировой культуры (К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Набоков, А. Куприн, М. Цветаева, А. Толстой, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и др.). Следствием политики репрессий в отношении научной и творческой интеллигенции стал раскол русской культуры с начала советского периода на два центра. Первым центром была Советская Россия, а позже Советский Союз (с 1922 года). Нужно также заметить, что духовный раскол произошел и внутри советского общества, правда, гораздо позднее, после XX съезда КПСС и развенчания «культа личности» Сталина, когда возникло движение диссидентов-«шестидесятников». Однако движение это было весьма узким, оно охватило лишь часть интеллигентской общественности.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!