Последняя стадия классицизма.



Ампир (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) – это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

Ампир - это исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир появился в начале 19 века во Франции благодаря живописцу Жаку Луи Давиду. Для своих картин, в которых он восхвалял великого императора и его империю, он делал особую мебель на заказ, что весьма пришлось по душе Наполеону и его свите.

 

Наполеон Бонапарт (1769 -1821)                    Пример интерьера в стиле ампир

Тем не менее, в столь краткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль ампир.

Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме "стиля Людовика XVI" и были кристаллизованы, в "стиле Директории".

Однако ампир коренным образом отличается от архитектуры классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие "Стиля Первой Империи".

Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль архитектуры своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.

В середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Классицизм в других европейских странах:

Германия.

Если во Франции классицизм довольно легко вытеснил предшествовавшее ему рококо, то в Германии между этими двумя стилями возникла настоящая битва. И даже при прочно укоренившемся там классицизме, рококо все еще продолжало свое существование аж до XIX в!

Немецкий классицизм значительно отличается от французского, возможно, повлиял менталитет народа. В отличие от французов – известных приверженцев рафинированных манер, тонких намеков и изысканности во всем окружающем, немцы в любую эпоху оставались практичными, более приземленными. Таким образом, даже воспевающий разум классицизм превратился здесь в нечто совершенно особенное.

Одной из отличительных особенностей эпохи классицизма в Германии можно считать стиль «цопф». Это совершенно уникальное явление, стоящее на грани классицизма и аскетизма. Для немецкого классицизма 18-начала 19 вв. в архитектуре характерны строгие формы палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, "героический" эллинизм К. Г. Лангханса, Д, и Ф. Жилли. В творчестве К. Ф. Шинкепя - вершине позднего немецкого классицизма в архитектуре - суровая монументальность образов сочетается с поиском новых функциональных решений.

Бранденбургские ворота

1789 г.

Архитектор- К. Г.Лангханс.

 

 

Национальный театр

1797 г.

Архитектор- Фридрих Гилли.

 

Англия.

В английской архитектуре 18 в. господствовало палладианское направление, тесно связанное с расцветом загородных парковых усадеб (архитекторы У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Открытия античной археологии сказались в особом изяществе ордерного декора построек Р. Адама. В начале 19 в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Соун)

Национальным достижением английского классицизма в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города, смелые градостроительные начинания в духе идеи городского-сада (архитекторы Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш).

Национальный банк

1788 г.

Архитектор- Д. Соун

 

 

    Британский музей

1825—1847 гг.

Архитектор- Р. Смерк

 

Классицизм и барокко.

Барокко (ит. bаrоссо, букв. странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория). Стиль барокко почти полностью противостоит классицизму. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуализму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалистической ясности, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них.

Барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации, таких как Италия, Испания, Германия, Бельгия. Французский классицизм так же вбирает в себя элементы барокко. Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней зрелищной стороне культа. Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма, ей приносилось в жертву само религиозное благочестие. Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов.

Но сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства и мест обитания лиц, приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути он открывает мир в состоянии становления, а становящимся миром был тогда мир буржуазии.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.

 

 

Церковь Святой Сусанны в Риме

1603 г.

Архитектор- Карло Модерна

 

 

    Площадь Святого Петра в Риме

1656—1667 гг.

Архитектор- Джованни Лоренцо Бернини

 

 

 

                                                                  Фасад кафедрального собора в Валенсии

1703 г.

Архитектор- Конрад Рудольф

 

Использованные источники:

http://kievgrad.info/

http://www.mstone.ru/article/

http://www.arhitekto.ru/

Культура Нового Времени. Классицизм. Кравченко А.И. Учебное пособие для вузов. 2001 год.

Мир культуры (Основы культурологии). Быстрова А. Н. Издательство Фёдора Конюхова 2002 г.

Большая Советская Энциклопедия. А. М. Прохоров. Издательство «Советская Энциклопедия» 1970 г.

 

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 576; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!