Куновская концепция парадигмального развития науки.



 

 


И. Лакотос о роли и месте научно-исследовательских программ в развитии науки.

 


Значение «методологического анархизма» П. Фейерабенда.

 


Отечественная философия науки в XX-XXI в.

 


Наука как социальный институт.

 


Наука как познавательная деятельность.

 


Особенности и формы развития научного знания. Кумулятивистские и антикумулятивистские модели развития научного знания.

 


Функции и роль современной науки в жизни общества.

 


Сциентистские и антисциентистские отношения к науке.

 


Научные революции и типы научной рациональности. Глобальные и внутринаучные революции.

 


Мировоззренческие и философские основания науки.

 


Объективные основания свершения научных революций.

 


Междисциплинарные взаимодействия как «парадигмальная прививка» - фактор развития научного знания.

 


Наука в условиях глобализации и перспективы научно-технического прогресса.

 


Особенности этики науки в современности.

 


Место науки в системе ценностей человека.

 


Особенности методологии социально-гуманитарных наук.

Методология социально-гуманитарных наук— это 1) система методов, принципов познания и практического преобразования определенной области объективной действительности, 2) логика их использования, 3) понимание объекта, его истории и истории его познания, 4) цели и задачи познавательной и практической деятельности, 5) «когнитивная система отсчета», т. е. философско-мировоззренческая позиция субъекта познания. В этом смысле ее логическая структура отражает «снятую историю» практики и познания, уровень философской культуры исследователя, т. е. имеет место диалектическое единство исторического и логического, материально-преобразующей и мыслительной деятельности общества.

К гуманитарным относятся те науки, которые исследуют принципы, закономерности социализации индивида: особенности формирования языка (языкознание), психики (психология), поведения и образования индивида как социального существа (педагогика).

Главной целью и задачей является получение объективной истины о существенных особенностях, закономерностях, внутренних источниках и направлениях изменения объекта исследования.

Объектом и социальных (обществознание), и гуманитарных наук является высший уровень развития объективной реальности — общество как система жизненного мира человека в его противоречивой и поливекторной изменчивости. Поэтому познание этих сфер действительности в последнюю очередь становится научным.

Принцип материалистического понимания истории (монизма), как первая и главная методологическая особенность социально-гуманитарных наук, сформировалась благодаря положению К. Маркса - принцип первичности социальной материи,как методологического принципа заключается в понимании категории «общественное бытие». Оно в отличие от природного бытия не имеет вещественности. Общественное бытие есть 1) система противоречивых взаимоотношений, деятельности людей в сфере производства материальных благ, продолжения рода, обеспечения целостности и стабильности социального организма, социализации нового поколения, 2) средства производства и вся «вторичная природа», т. е. созданное материальное богатство как материальная культура общества. Здесь в понятии деятельности приоритет дается материально-преобразующей, предметно-практической деятельности людей, что коренным образом отличается от расплывчатой концепции Л. фон Мизеса.

Вторая особенностьметодологии социально-гуманитарного познания определяется историчностью его предметной области. Общество и все его составляющие элементы находятся в непрерывном изменении и преемственности, что выражается в естественной смене поколений, в накоплении материального и духовного богатства, в развитии технологии, в изменении социальных институтов и т. д. Поэтому Гегель, за ним и К. Маркс отождествляли общество с историей и разработали принципы историзма и диалектического отрицания.

Третья методологическая особенность социально-гуманитарного познания связана со сложностью общества как системы, с диалектикой взаимосвязи и взаимовлияний основных сфер общественной жизни и единством объективного и субъективного факторов в общественных явлениях.

Как известно, общество состоит из сферы материального производства, а также из социальной, политической и духовной сфер. Динамика направления изменений каждой сферы определяется 1) внутренними противоречиями, логикой истории данной сферы, 2) взаимодействиями с другими сферами, общей объективной логикой всего общества как целостности, реализацией объективных процессов через призму субъективных, личностных интересов, просвещенности индивидов и 3) противоречивым процессом глобализации. Такая сложность объектов социально-гуманитарного познания требует системного использования принципов диалектики, синергетики и других методов научного познания в их единстве.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!