Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»



Главные герои повести, братья-близнецы Кузьменыши, радовались: детский дом из Подмосковья уезжает на Кавказ. Там тепло. Прокормиться можно. Шел 1944 год. Именно тогда незаконно выселяли чеченцев и ингушей. Один из братьев, Сашка, погиб. Кольку спас чеченский мальчик Амазур.

В статье Галины Ребель о повести дается подробное описание образов братьев Кузьменышей, чей статус - детдомовцы, колонисты, беспризорные. Критик размышляет о межнациональных вопросах, поставленных в повести, о тайне насильственного переселения чеченцев. Одна из центральных идей повести – братство как внесемейная, внеродовая, наднациональная ценность.

Здесь же приведены вопросы для обсуждения повести[12] и дана разработка урока - конференции по повести.[13]

Серия книг «Антология выстаивания и преображения» (Век двадцатый) призвана помочь юношеству обрести нравственную опору в трагическом опыте отцов, стать своего рода прививкой против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов. Слово «геноцид» появилось в ХХ веке - от греческого Genos – род, племя и латинского caedo – убиваю. Почему существовала и существует в наше время практика уничтожения людей только за то, что они другие? На эти вопросы отвечают книги серии.

Коэн А. «О люди, братья мои!»

Автор рассказывает о том, какую боль и унижение он пережил в десятилетнем возрасте, живя во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жиденыш, да?.. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да?.. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене было написано мелом «Смерть евреям»[14]. Он не пострадал физически, он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и непростительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов.

Автор обращается к антисемитам: «…бедные братья по смерти, скажите же, братья мои антисемиты, вы на самом деле счастливы своей ненавистью и горды своей злобой? Неужели такая цель ведет вас в этой горестной, быстротечной жизни?»[15].

Эту повесть-памфлет можно обсудить с ребятами, опираясь на текст, предварив обсуждение рассказом о возникновении фашизма в Германии, о Холокосте.

 

Вайль И. «Псалом памяти 77297 жертв»

Здесь, как и в предыдущей книге, речь идет о геноциде евреев в годы Второй мировой войны. Число 77297 – это количество уничтоженных фашистами евреев в Чехии и Моравии. Книга не обычна по композиции. Это миниатюры, рисующие реальные картинки из жизни узников гетто и концлагерей, каждая из которых заканчивается выдержкой из Псалтири.

Камю А. «Письма немецкому другу»

 Стремление разобраться в опыте войны видно в публицистических статьях, объединенных под названием «Письма к немецкому другу» (вымышленный друг выведен философом отчаяния, неверящим в гуманистические ценности). В «Письмах» Камю наметил альтернативу философии и практики «отчаяния». Главный акцент сделан на связи человека с жизнью.

Они были написаны и изданы в подполье с целью прояснить смысл борьбы, и сделать эту борьбу более эффективной. Когда автор этих строк пишет «вы», он имеет в виду не «вы, немцы», а «вы, нацисты». Когда он говорит «мы», это не всегда означает «мы, французы», но «мы, свободные европейцы». Он противопоставляет две позиции, а не две нации, даже если в какой-то исторический момент эти две нации олицетворяли собою враж­дебные позиции. Автор неоднократно повторяет: «Я слишком люблю мою страну, чтобы быть националистом».

Повесть Василя Быкова «Альпийская баллада»

В повести напряженный сюжет, контраст между светлым чувством любви, зарождающимся в душах молодых людей, и той трагической обстановкой, которая окружает их.

В центре повествования – рядовой Иван Терешка, двадцатилетний парень, закаленный физическим трудом, крепкий и выносливый. Он оказался в плену у немцев и понял там, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Трижды герой пытался бежать, но неудачно. В повести описана четвертая попытка. Из лагеря бежала также итальянская девушка Джулия. Молодые люди полюбили друг друга. В конце повести Иван предпринял попытку спасти Джулию, толкнул ее с обрыва. Девушка выжила. Спустя много лет Джулия Новелли написала письмо в белорусскую деревню, в котором выразила свое восхищение мужеством, смелостью и стойкостью Ивана.

Вопросы для обсуждения: Для чего писатель ввел в повествование образ Джулии, каково его значение? Как вы расцениваете гибель Ивана Терешки – как поражение или победу? Учит ли эта повесть толерантности? Как?

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!