Проект. Образовательные комиксы.



Комикс о везикулярном транспорте нейромедиаторов. В рунете работает портал «Биомолекула». И каждый год он проводит конкурс «био/мол/текст». NEUROTECHNOLOGIES.RU

Проект. Сайенс-арт.

The terrifying EAR grown using Vincent Van Gogh’s DNA. The artist van Gogh's famously severed ear will be making a return this fall at a New York art exhibit. The ear was replicated using genetic samples from a direct descendant, and has the ability to hear. DAILYMAIL.CO.UK

Dmitry Bulatov. Ronald Feldman gallery давно и плотно покровительствует art&science художникам. Пример нового времени: sci-art художник Брендон Балленже является резидентом галереи уже года четыре. Из классики: био-артисты и представители энвайронмент-арта Эллен и Ньютон Харрисоны презентовали там свой проект «Цикл лагуны» (генетические модификации краба Scylla serrata) в 1972 г.

Dmitry Bulatov (https://www.facebook.com/dmitry.bulatov.10?fref=ufi). Еще раз об автономном и критическом в искусстве. Одно из первых произведений Марка Полайна 1979 года – «робототехническое устройство по обезглавливанию замороженных тушек голубей, одетых в кукольные арабские костюмы». Забросив карьеру военного конструктора, Полайн в 1978 году организовал Исследовательскую лабораторию стратегий выживания (SRL). Разумеется – не людей, а роботов. С тех пор его лаборатория устроила более ста полномасштабных представлений в стиле Grand Guignol в разных странах мира. В 2011 г. LA MOCA попросил Полайна отреставрировать этого робота для выставки «Under the Big Black Sun – California Art 1974-1981» и повторить перформанс с голубями на открытии.

Демонический «гаджет» монаха-иезуита Атанасиуса Кирхера, при помощи которого он представлял публике все ужасы преисподней, 1671 г.

Джильберто Эспарца (Мексика). «Городские паразиты», 2008 г. Автономные робототехнические сущности, обитающие на линиях городских электропередач.

Томас Сарацено – аргентинский художник, архитектор и арахнофил – решил отвлечься на время от паутинообразной застройки музейных пространств и податься в sound art. Совместно с учеными из Технологического университета Наньянга Сарацено разработал проект сонификации сингапурских пауков. В дело пошли все жизнерадостные гнидо-гадоиды, которыми так славится Юго-Восточная Азия – мохноногие Psechrus sinensis, ядовитые Nephila и совсем уж кошмарические крибеллятные пауки, внезапно метающие в жертву свои «арканы». В своей инсталляции Сарацено использовал структурные свойства паутины и сложнейший режим общения пауков через вибрации, усилив «серенады» пауков-самцов и колебания строящихся сетей. Получился «паучьий хор» – акустические ритмы, воспринимаемые посетителями выставки в режиме реального времени. В рамках проекта «Arachnid Orchestra», который на днях стартует в ЦСИ Университета Наньянга, анонсированы три джем-сейшена местных саунд-артистов с паучье-щипящей инсталляцией Сарацено. Нечеловеческая музыка! См. Томас Сарацено. Эксперименты по сонификации пауков, 2014 г. «Полуобщественный» (semi-social) музыкальный инструмент, построенный пауками-опунциями Cyrtophora citricola. Совместно с д-р. проф. Ханнелорой Хох и Роландом Мюлентхалером, Музей естествознания, Берлин.

Завораживающие танцы паука-павлина. YOUTUBE.COM

Dmitry Bulatov. Фактов всегда достаточно, не хватает лишь фантазии. Не уверен, знал ли бельгийский художник Мартен Ван ден Эйнде эту цитату из советской классики, когда в мае 2008 года нанес визит в музей Университета Гента. Воспользовавшись халатностью сотрудников музея, Ван ден Эйнде вскрыл одну из витрин археологического отдела и полностью пересобрал все части человеческого скелета – начиная от фаланг пальцев и заканчивая копчиковыми костями. И сделал это, не обращая внимания на знания в области человеческой анатомии. Композицию художник назвал «Homo stupidus stupidus», подменив музейную табличку. Скандал разразился лишь спустя три месяца, когда на конференции бельгийских антропологов было продемонстрировано фото уникального экспоната, меняющего наши представления о происхождении человека. См. Мартен Ван ден Эйнде. «Homo stupidus stupidus», 2008 г. Художественное исследование, реализованное на грани между научной фактологией и эсхатологией.

Марк Дион. «Триста миллионов лет полета», 2012 г.

Dmitry Bulatov. В Калининграде инженеры университета им. Иммануила Канта анонсировали создание робота-таракана. По традиции, любое существо в России, вплоть до робототехнического, неизбежно превращается в дистанционно управляемого шпиона. Даже если само того не желает. Так и здесь: электронное насекомое способно нести на себе миниатюрную камеру или «жучок». Понятно для каких целей – слежения и контроля, контроля и слежения. Вот он – максимум фантазии в отдельно взятой зоне! А вот пример лайфхака. Бельгийский художник Анжело Вермелен, пользуясь подручными средствами, собрал свой вариант WearTech-таракана. Только с иной, так сказать, интенцией. «Терминатор» Вермелена, будучи оборудован системой подавления связи, создает вокруг себя поле помех определенных частот и радиуса действия. В результате чего являет собой непреодолимую угрозу для 86% населения, не способного оторваться от телевидения. Да и то, только потому, что Вермелен не предупреждает бедняг о том, как ведут себя очнувшиеся зомби. См. Анжело Вермелен. Corrupted C#n#m#. Таракан-активист, способный глушить или искажать телевизионный сигнал своим собственным присутствием.

Dmitry Bulatov. Одна из учениц американского психолога Эдварда Титченера вспоминала о времени, когда в Корнелльской лаборатории проводились исследования, посвященные чувствительности организма человека. Для этих исследований аспирантов просили делать записи об их ощущениях во время полового акта и прикреплять к своим телам специальные приборы для регистрации физиологических реакций организма. Исследования, проводившиеся в лаборатории Титченера, создавали ей репутацию не самого благопристойного места в университетском городке. Поэтому заведующие женскими общежитиями запрещали своим студенткам посещать ее в темное время суток. Разумеется, от желающих посетить лабораторию днём и принять участие в научных экспериментах, не было отбоя. Всё-таки прикладная психология – это тебе не аспирин глотать! См. Эдвард Титченер. Модель нервных волокон головного мозга, регистрирующая физиологические реакции человека во время полового акта, 1895 г.

Dmitry Bulatov. Португальский художник Педро Лопес разработал гибридную технологию, которую без преувеличения можно назвать революционной с точки зрения становления нечеловеческой реальности. В рамках своего проекта «Affordance++» художник изготовил прототип носимого устройства, которое с одной стороны отслеживает, какой объект находится в контакте с пользователем, а с другой – корректирует (контролирует) использование этого объекта человеком посредством динамической электростимуляции мышц. Например, вы – лузер-граффитист и хотите изувековечить своим райтингом / бомбингом свежевыкрашенный забор. В программе использования баллончика с краской заложено: 1). Встряхнуть баллончик; 2). Нанести рисунок на забор 3). Выбросить пустой баллон. И как бы вы не хотели, вам ни за что не удастся изменить последовательность этих действий. Вы обязательно (и против своего желания) встряхнете баллончик, нанесете рисунок и обязательно выбросите его после того, как закончите рисовать. PROFIT! Понятие «аффорданс», к которому обращается в своем проекте Педро Лопес, ввел в оборот в середине 1950-х годов американский психолог Джеймс Гибсон. Он определял аффордансы как «приглашающее» (манящее) качество внешних объектов или среды. Так, например, стул «предлагает» человеку сесть и облокотиться на спинку, а топор – «взять» его за ручку и зарубить старуху-процентщицу. Другими словами, аффорданс – не фиксированные свойства объекта, а отношения между объектами и субъектами. В своем проекте «Affordance++» Педро Лопес доводит эти связи до состояния технологического избытка, исповедующего по отношению к человеку тотальное господство объектов. И если раньше способность человека распознавать аффордансы позволяла ему эффективно действовать в новых для него ситуациях, то сегодня концепция изменилась. Отныне «эффективность» – это запрограммированность действий в использовании того или иного объекта, вне зависимости от желаний самого человека. Видеодокументация прототипа и тесты на волонтерах – здесь: https://www.youtube.com/watch?v=Gz4dphzBb6I. См. Педро Лопес (Португалия). «Affordance++», 2015 г. Девайс, контролирующий использование вещей посредством динамической электростимуляции мышц.

Dmitry Bulatov. Содержанием медиума – как в свое время провозгласил Маклюэн – всегда является другой медиум. Как нельзя лучше эту максиму иллюстрирует эксперимент французского священника-иезуита и физика Жана-Антуана Нолле (1700-1770) по измерению скорости электрического тока. Скорость тока практически равняется скорости света. Однако в 1746 году это было еще неизвестно, и перед Нолле стояла задача измерить скорость тока экспериментально. Он расставил 200 монахов, соединённых друг с другом железными проводами, по окружности длиной свыше полутора километров, а затем разрядил в эту цепь батарею из лейденских банок, изобретённых годом ранее. Все монахи среагировали на ток в одно мгновение, что убедило Нолле в очень высоком значении искомой величины. В очередной, но отнюдь не в последний раз, перед нами возникает союз двух медиа: с одной стороны, очищающее воздействие электричества, а с другой – наши верующие собратья, ради усиливающего эффекта объединенные в одну электрическую цепь. И тотчас же мы видим общее кратное применения этих двух медиасредств в России – перспективный рост экспорта электроэнергии из РФ при помощи служителей РПЦ! Благо офисы и точки обслуживания клиентов этой компании сегодня действуют на всех континентах Земного шара. РАО «Единая Энергетическая Система РПЦ» – неугасимый свет по фиксированным тарифам. См. Электрические опыты, 1754 г. Мужчина, стоящий справа, приближает наэлектризованную стеклянную трубку к руке дамы, сидящей на качелях, подвешенных на шелковых веревках, а мужчина слева прикасается к другой руке дамы и извлекает из нее искру.

Dmitry Bulatov. В моей воображаемой истории искусств имя канадского художника Джона Фэйра занимает особое место. Рядом с именами Шварцкоглера и Флэнагана, которые положили на алтарь искусства не только свою жизнь, но и собственную смерть. Только в случае Фэйра эта смерть была мученической и технологически опосредованной. Согласно преданию, в 1964 г. Джон Фэйр совместно с инженером-кибернетиком Голани Гжерват сделал машину, которая контролировалась компьютером и производила ампутации. При этом компьютер каждый раз функционировал по-разному, благодаря встроенному генератору случайных чисел. Всего с 1964 по 1968 год было проведено шесть технохирургических перформансов, в результате которых Джон Фэйр подвергся лоботомии и последовательной ампутации трех пальцев рук, восьми пальцев ног, правой руки в целом, одного глаза и обеих тестикул. Последний перформанс завершился ампутацией его головы. Детально историю описали в нескольких источниках, например в «THE INSECT TRUST GAZETTE» (http://cyberneticzoo.com/…/john-fare-insect-trust-gazette-s…) в 1968 г. и в журнале (http://brainwashed.com/coil/writings/magazine.html), выпущенном группой The Coil в 1987 году. Мне об этом перформансе рассказал легендарный канадский художник Иштван Кантор (aka Monty Cantsin) на одной из наших встреч в Торонто. На вопрос, не является ли эта история выдумкой, Кантор ответил, что Авром Исаак, основатель галереи Isaacs Gallery в Торонто (где, как утверждается, прошло несколько перформансов Фэйра), всячески отрицает свою причастность к этим событиям. Ну а как иначе, добавил Кантор, ведь всех тогда просто бы пересажали. Этот перформанс оказал влияние на создателей видеоклипа «Счастье в рабстве» (Happiness In Slavery), который в 1992 году снял режиссер Джон Рейсс для индастриал рок-группы «Nine Inch Nails». Клип сразу же запретили к показу на всех ТВ каналах (можно найти в сети). Но не стоит его смотреть, если вы моложе 18 лет.

Dmitry Bulatov. Хорошие новости для тех, кому надоели кураторы на белковой основе. Канадский художник Камерон Маклауд разработал человеко-машинную систему под названием «Curatron», позволяющую вычислять оптимальный пул художников для участия в коллективном проекте. Разумеется, на основе столь ценимых в арт-сообществе ценностях демократии и самоорганизации. Работа системы довольно проста. Художнику, желающему принять участие в том или ином объявленном проекте, необходимо заполнить на сайте «Curatron» онлайн-заявку с краткой информацией о себе и своих произведениях. Каждое анонсированное событие (выставка, резиденция и т.д.) имеет крайний срок подачи документов. После дедлайна все заявители получают приглашение посмотреть профили друг друга и анонимно выбрать коллег, с которыми они хотели бы сотрудничать в проекте. Далее результаты отбора кандидатов дополняются расчетами машины, сделанными на основе алгоритмов связности взаимодействующих объектов (подробности см. здесь: http://curatroneq.com/#about) «Curatron – намного более сложный инструмент, нежели традиционные системы голосования», – комментирует свою разработку Камерон Маклауд. – «Поэтому большинством голосов здесь ничего не решить. Я бы описал работу этой системы как автоматизированный сервис по производству художественного восприятия». Итак, на смену личным пристрастиям куратора-самозванца идет человеко-машинный отбор с участием тысячи художников из разных стран – столько пользователей на сегодняшний день насчитывает «Curatron». По этой схеме уже проведен ряд выставок в Platform Stockholm Event Space (Стокгольм) и в настоящее время реализуется программа artist-in-residence в ЦСИ Flaggfabrikken (Берген). Что тут добавить? Мы наблюдаем первые признаки формирования структуры, которая может действовать автономно, даже если в ней кого-то не будет. Десятки роботов-художников, облачная система кураторского отбора, дилеры-автоматы и даже один бот-искусствовед. Было бы любопытно поприсутствовать на выставке такого, реально автономного искусства. Только вот в качестве кого? Ностальгической старухи-смотрителя?

Dmitry Bulatov. На протяжении XX века нас неоднократно извещали о смерти автора. Это известие заставляло нас грустить, но мы все же продолжали надеяться, что трупные пятна нас не затронут. А зря. Роботы-художники, боты-поэты, автоматы-композиторы – все говорит нам об исходной репродукционной природе любой человеческой практики. Ныне дело дошло до наших друзей по цеху – искусствоведов и критиков. Американские исследователи Ахмед Элгаммаль и Бабак Салех из Университета Рутгерса (Нью-Джерси) представили компьютерную программу, которая воспроизводит отдельные функции художественной критики. На основе базы данных, состоящей из 62 тысяч картин разных лет, компьютеру было предложено выбрать наиболее «творческие» (creative) произведения искусства. Под креативностью понималась способность того или иного произведения задать какой-то основывающийся на нем стиль письма в будущем. И что? Программа выявила такие картины – и они совпали с теми, на которые указывают искусствоведы и критики. Вот некоторые из этих произведений – «Мадонна с Младенцем и с гранатом» Леонардо да Винчи, «Распятие Христа» Франсиско Гойи, «Стога сена в Шайи» Клода Моне. В списке есть «Крик» Мунка, «Супрематическая композиция: полет аэроплана» Малевича, «Композиция с желтым, черным, синим, красным, и зеленым» Мондриана и т.д. А вот Дюрер с «Портретом Барбары» или «Данаида» Родена были признаны новоявленным ботом-критиком как «нетворческие» (ужас-ужас). Так что, цитируя незабвенного ДАП – все умерли, все. А вас, господа кураторы и галеристы, попрошу не ржать! О том, что ваши трупы тоже несвежи – напишу в следующий раз. См. Краткая история искусства в изложении робота-критика из Университета Рутгерса. Вертикальная шкала представляет меру «творческости» – это картины с элементами новизны в визуальном ряде, которые легли в основу других картин в будущем.

Искусство будущего. Science Art: от посредников к медиаторам. ELECTROTHEATRE.RU

Dmitry Bulatov. Вот уже более 25 лет гуру DIY-робототехники Марк Тилден конструирует автономных ботов, которые способны передвигаться, добывать себе пропитание и формировать собственное представление о мире. Цели, которые разработчик ставит своим роботам – просты: выживание в незнакомом мире, добыча энергии и постоянное движение. Я бы не рискнул назвать проект Тилдена художественным (мало ли DIY на свете), если бы не одно «но» – алгоритмы поведения, по которым живут его существа, полностью списаны автором с художественной тусовки. Это только у Виктора Мизиано арт-сообщество – «институционализация дружбы», а у Марка Тилдена – суровая правда жизни. «Но кто сказал, что выживание в арт-сообществе требует сложных правил?» – саркастически вопрошает художник. Вот Катехизис представителя современного искусства в программном изложении Марка Тилдена:

1. Если видишь хищника, беги от него в сторону;

2. Если видишь представителя своего вида, быстро бегущего в какую-то сторону, беги туда же;

3. Если видишь вокруг себя только чужих, быстро ешь все пищу, чтобы другим меньше досталось;

4. Если никого не видишь, все равно ешь столько, сколько можешь;

5. Если нет ни хищников, ни еды – иди, куда глаза глядят.

См. роботы класса solaroller от Марка Тилдена. В этих устройствах вообще не используются компьютерные технологии – только минимум электроники, и они основаны на биологических принципах. Фото из коллекции the Bradbury Science Museum in Los Alamos, New Мехико.

Проекты по DIY-биологии здесь: http://www.arterritory.com/.../4593-sex_oriented.../1/...

Ревитал Коэн (Великобритания). «Жизнеобеспечение (Дыхательная собака)», 2008 г. Проект реконфигурации домашних животных в технологии, продлевающие жизнь человеку.

Biocomputers and slime mould circuits - The Wire. THEWIRE.CO.UK|BY EMILY BICK. Dmitry Bulatov. Потрясающий проект Эдуардо Рек Миранда в области биокомпьютерной музыки (Исследовательский центр ICCMR, Университет Плимута). Совместное творчество музыканта, играющего на фортепиано, с грибоподобным организмом Physarum polycephalum. Исследования показали, что слизевики Physarum polycephalum обладают памятью, а значит, способны удерживать какую-то интенсивность своих ощущений. Музыкант нечто создает, но затем он уступает функцию посредника автономной и развивающейся во времени биологической системе. Сам акт творчества в этом примере предстает перед нами явным признанием того, что мы не занимаем никаких лидирующих позиций в подобном взаимодействии. Это исследование с открытым финалом, ВЫЯСНЕНИЕ того, что мир может нам предложить. В статье есть небольшой видеофильм. И это -- следующий этап в исследовании творческого потенциала нечеловеческих систем.

Dmitry Bulatov. Коллеги Джеймс Огер и Джимми Луазо отметились новой работой – цифровыми часами-кукушкой. Поскольку они настоящие революционеры в области критического дизайна, вместо кукушки художники решили использовать чучело зяблика. Ибо, как объясняют авторы, «зяблик намного эстетичнее кукушки». По традиции каждый час механизм устройства активируется, и труп зяблика совершает полный оборот вокруг циферблата... Мне нравится эта работа. В качестве эпиграфа к ней я бы перефразировал известную максиму Ларошфуко: «Ни на часы, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Хоть мы и живем в культуре полного отрицания неизбежности смерти, легкое и ненавязчивое напоминание о состоянии дел не помешает. Этакий флирт с экзистенциальным. Самое время выпить чашечку кофе, съесть пирожное и поговорить о смерти. См. Джеймс Огер и Джимми Луазо. «Кукушка», 2014 г. Шестисекундное (!) видео здесь: https://vimeo.com/100136565.

You can now design a living creature, print its DNA with a 3D printer and grow it. MINDS.COM. Dmitry Bulatov. Лет двадцать назад физик-теоретик Фримен Дайсон говорил о неизбежности одомашнивания генной инженерии. «Создание геномов, – писал Дайсон, – станет личным делом, новой формой искусства, такой же творческой, как живопись или скульптура. Немногие из новых творений будут шедеврами, но все они будут приносить радость своим создателям и увеличивать разнообразие нашей фауны и флоры». По поводу DIY-биотеха я согласен с Дайсоном – когда эти технологии попадут в руки детям и домохозяйкам, это даст колоссальный всплеск разнообразия новых живых организмов. Цветоводы, попугаеводы и рептилиеводы будут довольны.

Известный советский нейрофизиолог А.Лурия, описывая в своей «Маленькой книжке о большой памяти» редкие случаи сенсорных соощущений, отмечает, что феномен «синестезии» у пациентов возникает порой при истерии под действием мескалина. И сразу же, как бы между прочим, Лурия вспоминает о «цветном слухе» композитора А.Н. Скрябина. См. Световой аппарат А.Н. Скрябина, изготовленный А.Мозером (1910) для симфонии «Прометей» – в партитуре которого впервые в мировой музыкальной практике была введена партия света. Из коллекции Мемориального музея А.Н.Скрябина, Москва.

Dmitry Bulatov shared Alexander Lakein's photo. В СССР пионером кибернетической музыки был Рудольф Зарипов, программировавший свои звуковые композиции на ЭВМ «Урал-1», «Урал-2» и «БЭСМ-6». Уже в 1959 году он синтезировал целый ряд одноголосых музыкальных пьес, получивших название «Уральские напевы» (Зарипов был одержим идеей «композитора-автомата»!). Основой алгоритмов был детально прописанный процесс для различных элементов музыкальной фактуры – формы, ритма, звуковысотности и т. д. Свой опыт по синтезу звуковых композиций на ЭВМ Зарипов изложил в статье, опубликованной в 1960 г. в престижнейшем научном журнале «Доклады Академии наук СССР». Статья называлась «Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки» – представлял её академик Соболев. На членов Академии наук статья Зарипова произвела сильное впечатление – позднее академик, вице-президент АН УССР Глушков провозгласил: «Система человек-машина вполне жизнеспособна в области искусства!».

Top ten art-meets-biology innovations. Honeycomb sculptures and microorganism-powered Tamagotchis - welcome to the weird world of bioart. DAZEDDIGITAL.COM|BY DAZED. Alexander Lakein. Упомянутый здесь Гильберто Эспарза получил Золотую Нику Арс Электроники в этом году за симбиотический компьютер, который питается грязной водой, параллельно её очищая.

Протез Марио Бельятин.

Egor Orlov added 2 new photos. Commensal Bacteria. The Race the work of MICHAEL BURTON and his investigations into the human superorganism. New manipulations to the human body and changes in bahaviour are designed to develop commensal relationships with bacteria and other microbes, as we have co-evolved with, to enrich the gut microbiota. Here fingernail growth is engineered to increase the surface area where bacteria can thrive. With our changing relationship with bacteria, the habit of biting nails is encouraged as a means of consumption. Teamed with very specific micro-environments this is a desirable way of consuming dirt and particularly the bacteria Mycobacterium vaccae, to boost health and well-being.

Egor Orlov added 3 new photos. Alternative organs By Fiona Raby and Anthony Dunne. Algaculture (2010 - 2012). Alternative ways to fuel the body. Algaculture designs a new symbiotic relationship between humans and algae. It proposes a future where humans will be enhanced with algae living inside new bodily organs, allowing us to be semi-photosynthetic. Almost enabling us to become plant-like by gaining food from light. As such, we will be symbionts (meaning that both entities entirely depend on each other for survival), entering into a mutually beneficial relationship with the algae.

Why design new food on what we have now, when we could re-design how we fuel the body altogether?

Far future New bodily organs. This scenario is, among other sources, inspired by the work of scientists Debora MacKenzie and Michael Le Page who wrote about photosynthetic creatures, or what they call “plantimals” in the New Scientist (2010). Such photosynthetic organisms currently include lichen, sea slugs and salamanders that welcome algae into their bodies, in a partnership called endosymbiosis.

Egor Orlov added 8 new photos. Lab-grown materials form fashion and furniture for Vivorium lifestyle concept. New York designer Ali Schachtschneider has imagined a future in which biologically grown materials are used to create furniture, garments and tools that would become «extensions of the body». The Vivorium project compiles speculative uses for lab-grown materials such as mycelium, cellulose and tissue cultures.

Julia Borovaya. Участник фестиваля ARS ELECTRONICA 2015 проект Myconnect. Гибридизация биологических видов. Слияние нервной системы человека и мицелия через устройства биологической обратной связи. Человек-гриб, гриб-человек. См. https://projectmyconnect.wordpress.com.

Максим Шелудченко's photo. Ретро/Vintage изображения. Конкурс «Мисс – красивые глаза». Англия, 1936 год.

Where Art and Science Meet: Jos Volkers, Sebastian Frisch, Jet Smits. ZONE2SOURCE.NET


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!