Парадигматическая и синтагматическая организация текста



Поэтическое творчество В. Маяковского всегда поражает неожиданностью неологизмов, в том числе и ненормативных грамматических форм. И данное стихотворение не обошлось без них. Так, слова обезумлюсь и иссечась характеризуются неожиданным использованием постфикса -ся, который указывает на направленность психического состояния на субъект речи.

Нельзя обойти вниманием и причастие-новообразование опожаренный. Можно воссоздать авторскую словообразовательную цепочку: опожаренный - опожарить - пожарить - пожар. В контексте произведения это слово поддерживает общий экспрессивный накал.

Большое место в поэтическом пространстве стихотворения занимают глаголы (их около 50), преимущественно совершенного вида. Обращают на себя внимание глаголы с приставками вы-, из- со значением интенсивности (выел, выгонишь, выреветь, выжег, не вымолишь, выстелить, изругав, измучила). Глаголы и отглагольные формы, как бы нанизываясь друг на друга, создают эмоциональное поле высокого напряжения, подчеркивая грандиозность чувства героя.

Стихотворение воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой. В каждой строчке в основном по 4 ударения. Стихотворение написано акцентным стихом, что создает иллюзию непосредственности речи, ведь перед нами письмо.

Особый ритм взволнованной речи создают предложения с обратным порядком слов, которых в стихотворении более 90%.

Маяковский был король метафор. <...>Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строк. Ю.Олеша

Можно сказать, что все это стихотворение – один сплошной троп. В тексте обозначены основные группы тропов: метафора – скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков, гипербола– художественное преувеличение. Особую роль в стихотворении играет градация. Как я уже говорила, все стихотворение построено на контрастах и градации, постоянной нагнетении обстановки.

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.

Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.

Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь
-
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Заключение

Мы провели лингвистический анализ художественного текста стихотворения Владимира Маяковского «Лиличке». В ходе анализа выявлена четкая градация и контраст стихотворения.

Особую роль занимает в стихотворении- пространство, характеризующее основных действующих лиц, и оно опять же, построено на контрасте. Анализ художественного времени тоже представляет собой контрастное соотношение реального времени и прошлого в сочетании с неким будущем временем в представлении героя. Выпадают из времени лишь слон, бык и поэт, с которыми сравнивает себя лирический герой стихотворения.

Основными номинациями стихотворения безусловно является «Он» и «Она». Они опять же контрастны. Такой верный и любящий «Он» и жестокая с железным сердцем «Она».

 

 

Приложение:

Владимир Маяковский стихи

ЛИЛИЧКА!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжетв опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Список литературы:

 Гулова И.А. "Я только стих, я только душа:" (О лирике Маяковского)".- "Русский язык в школе, 1993, №3.- С. 69.

 Янгфельдт Бенгт. "Любовь - это сердце всего: В.В.Маяковский и Л.Ю.Брик. Переписка 1915- 1930".- М., 1991.- С. 113.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!