Схема денотативного пространства в стихотворении



Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

 

Курсовая работа по дисциплине

«Лингвистический анализ художественного текста»

 

Лингвистический анализ художественного текста

На примере стихотворения В. Маяковского «Вместо письма»

 

 

Выполнила: Шмавгонец А.А. гр. З-4125

Проверила: Волошинова Т.Ю.

Оценка:

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

Введение ....................................................................................................................................... 3

1.Художественное пространство............................................................................................ 5

2.Художественное время ......................................................................................................... 8

3. Номинации.............................................................................................................................. 8

4.Парадигматическая и синтагматическая организация текста................................... 9

Заключение............................................................................................................................... 12

Приложение ............................................................................................................................  13

 

 

Введение.

Для анализа я выбрала стихотворение Владимира Маяковского «Лиличке!» потому что он является одним из моих любимых авторов. Я восхищаюсь его твор­чеством, его манерой и слогом, стилем и потрясающими неологизмами. Обычно, когда мы говорим о В. Маяковском, то вспоминаем гражданские, философские, сатирические мотивы его лирики. Это совершенно правильно и закономерно, по­тому что перед нами уникальный поэт, со своим, особенным подходом к раскры­тию общечеловеческих проблем через неожиданные образы, ассоциации, с бью­щими через край эмоциями. Творчество Владимира Владимировича Маяковского многообразно и многогранно: лирика, поэмы, пьесы, статьи: Его произведения: «в зависимости от эстетических ориентиров и пристрастий читателя, могут нра­виться или не нравиться, однако, всегда неожиданные по форме воплощения, они не остаются незамеченными и не могут не узнаваться, потому что надолго закреп­ляются в памяти языковыми опытами автора и, в большей мере, каким-то общим настроением. Такое восприятие творческого наследия поэта обусловлено откро­венным и нетривиальным обнажением в нём внутреннего мира лирического ге­роя». [1]

Читая «Лиличке!» мы открываем для себя нового Маяковского, тонкого по­эта-лирика с таким проникновением и неудержимыми эмоциями пишущего прощальное письмо. "Любовь- это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всём", - писал Маяковский в письме к Лиле Брик, 5 февраля 1923 года".[2]

Цель моей работы: провести комплексный лингвистиче­ский анализ. Для реализации моей цели надо решить несколько задач, а именно:

- выявление мира героя

- выявление пространства

- выявление художественного времени

- выявление основных номинаций

- выявление речесубъектной организации

Метод исследования: лингвистический анализ художественного текста.

Я считаю свою работу нужной, потому что такого анализа еще не проводи­лось и потому он может быть полезен как поклонником творчества Маяковского, так и литературоведам.

Ее можно назвать научной новизной, так как комплексный лингвистический анализ данного стихотворения В. Маяковского еще не проводился.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что работа раскрывает новые, еще не ислледованные тайны смысла стихотворения, исследуя от формы к содержанию, ведь зачастую общие исследования текстов Маяковкого строятся наоборот, от содержания к форме, и потому они не могут быть полными. Я думаю, мое исследование сможет улучшить понимание стихотворения, открыть его новые грани.

 

 


 

Часть 1

 

Художественное пространство.

Денотативное пространство текста - это воплощённое в тексте индивидуально-авторское знание о мире, представленное в интерпретированном отображении глобальной ситуации, состоящей из макроситуаций и микроситуаций, связанных определёнными отношениями и в совокупности раскрывающих главную тему литературно-художественного произведения.Компонентами денотативного пространства текста являются изображение в нём ситуации: глобальная, макро- и микроситуации. Глобальная ситуация имеет характер события и связана с раскрытием главной темы в целостном тексте, макроситуации описывают конкретный текстовый эпизод в рамках текстового фрагмента, а микроситуации репрезентируются отдельным высказыванием или цепочкой высказываний.

Схема денотативного пространства в стихотворении

В. Маяковского «Лиличке»

Художественное пространство – представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений.

Таким образом, пространства можно разделить на 2 основные группы: 1. Географическое пространство– оно реально существующее, непрерывное, это место является фоном для действий и размышлений героя. Внутри этого пространства есть 2 группы: первое -закрытое, точечное, бытовое, в начале стихотво­рения: комната, в крученыховском аде, за этим окном, в мутной передней , в улицу, в пролет, противопоставляется открытому: в железе, куда б не бежала,
в холодных водах, в опожаренном песке, моря, солнца.

Макроситуацией, на которой базируется стихотворение является мысленная встреча лирического героя и его возлюбленной, описанная автором в форме монолога героя. Монолог героя весь пропитан чувствами и эмоциями, которые он испытывает к любимой. Он пытается представить, что произойдет, когда они встретятся.

Начало повествования – комната, наполненная табачным дымом, в которой находится сам герой и его возлюбленная, далее в воспоминаниях герой перемещается «за это окно», вспоминая как «впервые руки твои, исступленный, гладил». Дальше происходит резкая смена действия «в мутной передне» и «выбегу , тело в улицу брошу я».

Само стихотворение построено на контрастах как и между пространствами, так и внутри групп. Так «комната» противопоставляется «мутной передне», а такое дорогое «за этим окном» - «выбегу , тело в улицу брошу я», так же соответственно противопоставляются точечные пространства комнаты и передни и и открытое пространство «улица».

2. Фантастическое пространство – это мысленное сравнение героя с быком, слоном и поэтом.

С быком и слоном сравнивает себя лирический герой стихотворения.

Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.

Бык— во многих древних культурах символ большой настойчивости. Первобытный бык производил впечатление воплощенной жизненной силы и мужской власти.  С другой стороны, существует множество ритуалов, которые связаны с победой над быком и принесением его в жертву. Древнекритские культы, подобные которым предположительно были известны и в других культурах, делают быка объектом атлетических и артистических танцев, в результате чего человек стремится доказать свое превосходство и одолевает тупую животную природу
быка.

Слон — животное, имеющее положительное символическое значение. В Азии его приручают, чтобы на нем мог ездить царь. Слон также высоко ценится благодаря своему уму. Его считали воплощением «седой» наследственной мудрости, неагрессивности и величественной силы. Он предстает в воображении как «земная действительность» для людей, чья самореализация недостаточно четко выражена, также как в виде «Великого свидетельства» могущества жизни. Подобным же образом, как символическое животное, слон (хизанг) оценивался и в Китае. «Ездить верхом на слоне», как часто делали герои сказаний, означает в китайском языке, благодаря созвучию, «счастье».

Вот и здесь, животные представляются символом силы и власти: «он уйдет, разляжется в холодных водах», «Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке». Можно увидеть четкое противопоставление животной силы и непоколебимости и самого лирического героя, который все же подчиняется своей любви: «а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых», «а я и не знаю где ты и с кем». Еще четкое противопоставление можно пронаблюдать смотря на «идеальное место» для героя и для быка. Для быка после трудной работы идеальным местом являются «холодные воды», для слона «опожаренный песок», а герой говорит: «Кроме любви твоей, мне нету моря», «Кроме любви твоей мне нету солнца». Для героя любимая является и морем и солнцем.

Интересно также противопоставление и самих животных. Бык-символ непокорности, тупой животной природы, в то время как слон- символ мудрости. Объединяют этих животных лишь огромная физическая сила и воля.

Третье сравнение происходит между героем и другим поэтом. Это уже бой на равных, в котором все равно выигрывает наш герой, заявляя: «а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», в то время как поэт: «он любимую на деньги б и славу выменял».

2. Художественное время

Художественное время – временная организация событий, происходящих в тексте, система временных образов произведения.

Если расчертить временную организацию, то получается очень интересная картина, а именно контрастирующие между собой группы: первая группа, которая включает подгруппы: «ОН», «ОНА», вторая группа делится на: «настоящее», «будущее», третья группа: «прошлое», «реальное время» и «воображаемое время», которое только представляет себе герой, и четвертая группа « сравнение»

Анализ первой группы. Маркеры относящиеся к подгруппе «ОНА»: сидишь - настоящее реальное время; выгонишь изругав, забудешь – воображаемое будущее время.

Анализ второй группы. В начале можно выделить маркеры, относящиеся к группе «прошлое»: впервые, гладил. Это является своеобразной предысторией отношений героев. Следующий маркер: - сидишь -  относится к группе «ОНА» и «реальное время». Он указывает на настоящее время, а именно то, что происходит в данный момент, после идет будущее время, совершенный вид: выгонишь изругав. Далее происходят сильные изменения во времени в первой группе: не влезет, выбегу, - глаголы совершенного вида будущего времени. После герой опять возвращается в реальное время: сейчас, любовь висит на тебе, а потом опять будущее время – «куда б не бежала».

Эти скачки от настоящего в прошлое и к будущему выталкивают читателя из времени и переносят его в некое фантастическое пространство, в котором обитают слон и бык. Я думаю, это намеренный прием автора, что бы расширить смысл стихотворения, показать безграничность любви.

Номинации

Основных номинаций в стихотворении две: «Я» - то есть лирический герой этого стихотворения и «Ты» - дама сердца лирического героя.

Так же здесь присутствуют еще две немаловажных номинации «поэт», «слон» и «бык», о которых говорилось выше. Итак:

Коллизия произведения построена на противостоянии его "любви" и ее "сердца в железе". Конфликтность определяется масштабностью любви лирического героя и непризнанием его чувства любимой. Поэтому ключевые слова образуют два ряда (я - ты), к которым стянуты все остальные элементы.

Я ТЫ (в восприятии лирического героя)
Положительные Любовь, нежность, радость, цветущая душа дорогая, хорошая, звон любимого имени, твой взгляд, твоя любовь
Отрицательные эмоции  
Исступленный, обезумлюсь, дикий, горечь обиженных жалоб, иссечась отчаяньем сердце в железе, моя любовь - тяжкая гиря, выгонишь, изругав, измучила, забудешь

Как видно из таблицы, противостояние его и ее, выраженное ключевыми словами, обнажает трагизм его переживаний, показывая безысходность его положения.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!