Клас-я видов восприятия (В) и их хар-ка



1) Классиф- по ведущему анализатору в восприятии

Зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двиг-е ощущ-я.

2) Классиф-я по форме существ-я отраж-й в В материи

сложные формы восприятия – воспр-е времени, движения и пространства.Воспр-е времени- отраж-е длит-ти и последов-ти явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Врем-е промеж-ки определ-ся ритмич-ми процессами, происход-ми в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.Воспр-е движ-й- воспр-е пространственно-временного перемещ-я. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах.Воспр-е простр-ва: воспр-е вел-ны, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. 3) Классиф-я по степени целенаправленности деятельности лич-и: непреднам-е и преднам-е. Первый вид м.б. вызван яркостью, необычностью окруж-х предметов или соотв-ем этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.4) Сознательное и подсознательное воспр-е. 1-сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. 2- сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта инфор-я способна влиять на повед-е чел-ка.5) Классиф-я воспр-й по видам деятельности: худож-е, технич-е, музык-е и другие виды.6) Восприятие внешненаправ-е(восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправ-е(восприятие собственных мыслей и чувств) 7) Классиф-я по продол-ти перцептивного процесса:симультанное – одномоментное и сукцессивное .

11.Основные св-ва восприятия. 1. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.2. Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Целостный образ объекта складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.3. Структурность восприятия. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени.4. Константность восприятия. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия.Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. 5. Осмысленность восприятия. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.6. Активность (или избирательность) восприятия. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании (вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной).

12.Хар-ка основных видов перцептивных искажений. Есть три вида искажений восприятия: 1) искажения, источник к-рых заключен в субъекте восприятия; 2) искажения, обусловленные проводящей средой между субъектом восприятия и стимульным объектом; 3) искажения, к-рые можно отнести на счет свойств объекта восприятия.и., источник к-рых заключен в самом субъекте восприятия, могут возникать под влиянием характерных особенностей индивидуума, напр., душевного расстройства или факторов личности, либо под влиянием временных индуцированных состояний, вызываемых, напр., наркотическими препаратами.Большинство искажений звука обусловлено проводящей средой. Голоса работающих на больших глубинах водолазов, к-рые дышат гелием или азотом, могут звучать как у героя известного мультсериала «Donald Duck»: их речь трудно разобрать из-за пискливого, скрипучего голоса. Эффект Доплера — искажение, с к-рым, по-видимому, встречался каждый. Когда нас обгоняет гудящий поезд или над нами низко пролетает самолет, мы слышим изменение тона звука, к-рый затем резко обрывается. Звучание эха различается в зависимости от угла отражения звуковых волн от объектов, окружающих источник звука. Обманы слуха на открытом пространстве могут выражаться в виде восприятия звуков из неск. источников, расположенных в разных направлениях.. и., вызываемые свойствами самого объекта восприятия, включают в себя широко известные зрительные иллюзии, когда воспринимаемые размеры или длина предметов отличаются от истинных. Не менее важны слуховые, осязательные и вкусовые иллюзии.М. Г. иренн продемонстрировал искажения зрительного восприятия, вызываемыефотографированием объектов с фиксированной точки. Цилиндрические колонны в этом случае могут выглядеть эллиптическими, приобретая яйцеподобную форму.

 

 

13.Общая хар-ка, св-ва, виды и ф-и представлений. Представления - это образы предметов и явлений возник-е в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.Типы представлений:1) представ-я памяти – представ-я, возник-е на основе нашего непосредств-го воспр-я в прошлом какого-либо предмета или явления;2) представ-я воображ-я – представ-я, возник-е на основе восприятия не самих предметов и явлений, а информации об этих предметах и явлениях.

Формир-е представ-й происх-т в рез-те практ-й деят-ти в тесной связи с ПП: восприятием, мышлением, письменной речью, памятью.Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые возникли в результате восприятия предметов и явлений или информации о них. Оживление старых нервных связей в коре головного мозга под воздействием раздражителя приводит к возникновению представления.Как и в восприятиях, в представлениях действительность отражается в виде наглядных образов, давая нам возможность мысленно видеть или слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать. Но в отличие от восприятия представления дают более обобщенное отражение предметов, отражая лишь характерные, наглядные постоянные признаки предметов и явлений.Представление является более высокой ступенью познания, чем восприятие. Оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. В возникновении представлений исходными являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), обобщенность представлений достигается благодаря участию в их формировании второй сигнальной системы (произнесенное или написанное слово).Характеристики представлений:1) наглядность - представления в отличие от понятия являются образ ами, а не просто знанием; в отличие от восприятия представления представляют собой значительно менее наглядные, более бледные образы;2) фрагментарность - наличие пробелов в образах представления: отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют;3) неустойчивость - образы представления легко исчезают и требуют волевых усилий для вызывания;4) непостоянство - образы представления обычно очень текучи и изменчивы (исключения составляют люди, имеющие высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида: музыканты (способность к формированию слуховых представлений), художники (зрительных)).Представления выполняют следующие функции:1) сигнальная функция - состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразу ется в систему сигналов, управляющих поведением;2) регулирующая функция - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности;3) настроечная функция - состоит в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды.Виды представ-й:1) по виду ощущения и восприятия:а) зрительные представления б) слуховые представления - представления связанные со звуковым восприятием. Они разделяются на речевые и музыкальные представления (представлении о соотношении звуков по высоте и длительности). Речевые представления м.б.: фонетическими (представление слова на слух) и темброво-интонационными (представление на слух тембра или интонации голоса). двигательные представления - представления, связанные с актуальными для человека ощущениями.;в) осязательные;г) обонятельные;д) вкусовые;е) температурные;ж) болевые;з) органические - представления, связанные с ощущениями, поступающими от внутренних органов;и) синтетические - это представления, возникающие на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

14.Соотношение представлений,пер-х обр-в памяти. Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.Первичные образы памяти - это образы объектов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:- появляются по принципу «только сейчас и здесь»;- кратковременны (их «продолжительность жизни» составляет секунды);- имеют ббльшие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;- являются точными копиями воспринимаемого объекта, не содержащими обобщений;- зависят от степени концентрации внимания на воспринимаемый объект.Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, потом закрыть глаза и представить его себе, то начальная четкость образа быстро угаснет.Персеверирующие образы - это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образ построенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией своих объектов без элементов обобщения. Это объясняется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в сознании. Кроме того, они появляются непроизвольно сами по себе;Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, является тот факт, что в них находятся в единстве чувственное восприятие объекта и его смысловое содержание.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!