Бытие как предмет философско-категориального



Анализа

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, времяи т. д.), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия, как бытиеи небытие.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие?: «есть или не есть»? – спрашивает Парменид (VI–V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера: почему есть бытие, а не ничто? Все другие философские вопросы, включая и так называемый “основной вопрос философии” (в диалектическом материализме – это вопрос об отношении мышления к бытию), приобретают смысл после решения вышеозначенной философской проблемы, выступая по отношению к ней вторичными.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт позволил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия.Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный,выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Историко-философский экскурс в эволюцию категории материя осуществляется, как правило, путем анализа трех основных эта­пов ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи,2)свойства (атрибута),3) отношения.

Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п. На третьем этапе (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Данное понятие может быть определено только через отношение материи к сознанию (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Системная организация бытия. Категории системы, структуры, элемента. Система(составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).  

В живой природе:протоплазма(живые молекулы)клетка организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.

Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Как полагал Аристотель, «всякое движение есть некоторое изменение». Трансформации качеств предстают как развитие в его широком значении. Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорота, восхождения от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единства восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика  – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют: диалектику античных философов (Востока и Греции), диалектику немецкой трансцендентально-критической философиии материалистическую диалектику, хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.

Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы, законы и категории. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Основных два принципы – развития(фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности) и всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят: закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.

Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:

§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;

§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Пространственно-временная структура бытия. Универсум – это не беспорядочный хаос, а упорядоченное множество, в котором каждое сущее занимает определенное место. Понятие пространствообозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального и концептуального пространства и времени. Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное – теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

К основным свойствам пространства обычно относят:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности. Правда, в математике часто используется понятие многомерного пространства (n > 3), но оно обозначает иные (не только пространственные) характеристики вещей и процессов – например, их разнообразные функции, состояния и др.

§ изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

§ Основным свойством времени чаще всего считают:

§ необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Следует иметь в виду, что данное представление о свойствах пространства и времени сформированы прежде всего в рамках классической физики. Современное же естествознание в принципе допускает существование, скажем, 5, 6 и т. д. – мерных физических миров. Более того, некоторые физические теории допускают существование 10 и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов в микромире.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а времякак бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников – как среди физиков, так и философов – и сегодня: например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время – как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности). В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

§ пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

§ пространство и время взаимосвязаны, образуют неразрывное единство – 4 – мерный континуум пространство-время;

§ свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

Пространство и время в неживой и живой природе. Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления о пространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем. Сформировались такие понятия, как пространство химической реакции, химические часы, свидетельствующие о взаимодействии химических веществ и регулярном изменении их свойств; биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо). Биосфера является таким биопространством.

Специфично пространство надорганизменных структур: так, участок среды обитания биоценоза определяется как биотоп (греч. topos – место). Каждый вид занимает свою экологическую нишу. Процессы жизни характеризуются особым биологическим временем – внутренним временем живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов (так, для новорожденного ребенка один физиологический год в семьдесят раз продолжительнее, чем для 100-летнего старика, т. к. за это время организм младенца сделает в семьдесят раз больше физиологической работы).

 Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

1. Понятие природы в философии и науке

В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия природа связывают с древнегреческим термином φύσις (фюсис), имеющим целый спектр этимологических значений: органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста; процесс, рассматриваемый в целом; и т. п. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им опре­деленность.

В Новое время природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная и др. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные многочисленные смыслы и оттенки. Используют и «размытые» определения, сравнения, метафоры – они могут оказаться яснее и компактнее строгих формальных дефиниций (например, «Природа – это дом Человечества»). В современной культуре наряду с понятием природа используется категория образ природы (в естествознании ее аналогом выступает понятие картина природы, обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке). Образ природы задает исходные параметры описания и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения и т. п.

Греческая философская традиция ориентирована на умозрительное познание природы как целостности. В то же время у античных философов просматривается различие в подходах: так, у Демокрита и Эпикура превалирует естественнонаучный смысл, ибо природа рассматривается здесь как совокупность атомов и пустоты. С позиции Сенеки, разделившим философию на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму, четкообозначается философский подход. Философ исследует сущность и причины природы, т. е. исходит из понимания природы как целого, в то время как математик и естествоиспытатель только описывают и высчитывают ее «число и меру». Физика вплоть до И. Ньютона называлась натуральной философией. В естественнонаучных работах излагались фундаментальные принципы физического познания природы. Именно в эту эпоху под усиливающимся влиянием естествознания достигает вершин философия природы (натурфилософия), ориентирующаяся на фундаментальную науку как свой эталон.

Динамика образов природы в классической и неклассической науке. Научная картина природыстроилась на принципах объективности, когда мир виделся как совокупность объектов; в модельных схемах  мир представлялся как закрытый, линейный и конечный; превалировал дискурсивный, логический, линейный тип мышления. Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем, отличающихся уровневой организацией относительно самостоятельных и вариабельных подсистем, наличием у них обратных связей, обеспечивающих целостность системы, и т. д. Вселенная предстала как иерархически организованное сложное динамическое единство. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся; обнаружению нелинейного типа детерминизма.

Видение природы в аспекте присущей ей множественности, темпоральности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира. Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!