Упражнения на открытых струнах



 

Аккорды

Следующий шаг – это упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры в правой руке пока у ученика не появится умение безошибочно извлекать нужные звуки без зрительного контроля.

 

Исполнение 4-х звуков на 2-х струнах

Э. Пухоль

Арпеджио

 

Следующий комплекс упражнений предназначен на развитие техники левой и правой рук. В работе над упражнениями ученику необходимо уделять внимание не только двигательной, но и слуховой стороне исполнительского процесса. На усвоение данного количества материала отводится в среднем 3 года. Упражнения понятны и просты для разбора, не громоздки по объему и удобны в исполнении, что и послужило критерием их отбора.

В дальнейшем, когда ребенок усвоит основной теоретический материал, каждое занятие нужно начинать с упражнений, т.к. мышечный аппарат нужно разогреть, привести в тонус. Разыгрывание проходит в три этапа. Первый - «разогревающие» упражнения на контактный принцип звукоизвлечения, второй - упражнения на различные виды техники для развития левой и правой рук и третий - гаммы. Только после этого можно приступать к основной части занятия – работе над произведениями. Правильная организация урока способствует устойчивому развитию исполнительской техники ребенка.

 

Исполнение звуков с басом 3-х

Упражнения на увеличение подвижности пальцев

М. Каркасси

Упражнения для развития техники большого пальца

Упражнения в стиле «кантри»

Е. Шилин

Гаммы

Приступать к разучиванию гамм следует после того как ребенок освоил гриф гитары на коротких одноголосных мелодиях. Разучивание звукоряда должно быть осознанным и не идти по принципу «зубрежки». Гитара имеет темперированный строй и нередко у детей возникают проблемы с запоминанием внешнего вида расположения звукоряда на грифе. Как показывает практика, дети не любят разбирать гаммы, работать с ними дома, (говорят - «я забыл, как играть»), что приводит к затягиванию учебного процесса. Поэтому использование метода табулатурной записи (обозначение нот номером струны и лада) зрительно облегчает процесс запоминания расположения пальцев на каждой струне.

 

 

Гамма До мажор в 1 октаву (C – dur)

 

Гамма До мажор в 2 октавы (C – dur)

 

Гамма Соль мажор в 2 октавы (G – dur)

 

Гамма – блюз Фа мажор (F – dur)

III Раздел

ПЬЕСЫ (Часть I)

 

Освоение грифа гитары начинается с игры коротких однотипных мелодий в первой позиции, исполняемых на каждой струне. На этом этапе идет процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты.

Во время игры одноголосных пьес ученику сложно уследить за двумя руками одновременно, т.к. в этот период внимание в, основном, обращено на левую руку и теряется контроль над правой рукой. В связи с этим лучше начинать играть с басовых струн (4, 5, 6), где в правой руке при игре задействован только большой палец. При изучении верхних струн (3, 2, 1) большой палец отдыхает и в игру вступают 1-й и 2-й пальцы правой руки. Здесь акцентируется внимание на то, что пальцы чередуются, «шагают». При такой последовательности изучения струн распределение внимания на левую и правую руки дается легче, и ученик не путает аппликатуру пальцев левой руки с правильным чередованием пальцев правой руки.

Травушка

Простая песенка

Осенняя песенка

Боцман

Во саду ли в огороде

Перепелочка

 

Танец

Считалка

Русская народная мелодия


Песня

Сорока

Фанфары

Песня

Патока с имбирем

Песенка

Воробей купается

Немецкая детская песенка

Чижик – пыжик

Маленький этюд

Этюд

В. Калинин

 ПЬЕСЫ (Часть II)

 

По мере усложнения нотного материала можно приступать к изучению двухголосных пьес с использованием басовых струн. Здесь главная задача - научить учащегося читать нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, чтобы ученик видел не отдельную ноту, а интервалы и аккорды в гармоническом виде.

Графика нотного письма гитарной музыки имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Учитывая, что по горизонтали текст усваивается быстрее, то целесообразно сначала проработать каждый голос отдельно или в ансамбле с преподавателем, а после закрепления уже соединять голоса. В выборе пьес с горизонтальным изложением текста на данном этапе во втором голосе лучше использовать открытые басовые струны.

Можно использовать метод ощущения вертикали, подсказывая номера пальцев, не называя при этом руку. При этом превосходно развивается координация пальцев, и ученик привыкает следить за аппликатурой.

Представленные здесь пьесы удобны в исполнении и быстро запоминаются, поэтому у ребенка сохраняется мотивация к дальнейшему изучению музыки. В процессе учебы нотный репертуар пополняется произведениями разных направлений, эпох и стилей. С увеличением объема количества пьес у ученика постепенно развивается вертикальное слуховое восприятие музыки, приобретается навык чтения с листа, развивается образное мышление, расширяется кругозор и формируется эстетический вкус.

 

Во саду ли в огороде

Русская народная песня

Andantino

Неделька

Русская народная песня

ПОДСКАЗКИ

На начальном этапе освоения инструмента, когда ученик переходит к игре двухголосных пьес, он порой теряется в тексте, т.к. одну и то же ноту можно поставить на разных струнах. Здесь показаны два варианта подсказки: первый - где каждый нотный стан представлен отдельной струной с ладовыми разделениями расположения нот, второй - расположение нот на одном нотоносце с разметкой струн и ладов. Данными подсказками ученику удобно пользоваться при самостоятельной подготовке дома. После освоения грифа в первой позиции ребенок, как правило, подсказкой уже не пользуется.

Здесь представлены таблицы расположения нот на грифе гитары, а также список основных динамических оттенков, несколько вариантов настройки гитары и способах крепления струн.

 

Таблица расположения нот на грифе гитары

Заключение

Музыка - это средство передачи чувств и образов через звук. Ее нельзя потрогать или увидеть, ее только можно услышать и каждый раз она звучит по - новому, потому что имеет временной характер. В тоже время музыка имеет свои законы и имеет четкую структуру построения.

Первый класс самый трудный из всех классов, т.к. ребенок должен воспринять большой объем новой информации. Грамотная организация учебного процесса, ступенчатая последовательность в подаче знаний и умений, а также уважительное отношение к ребенку как к личности – вот три кита на которых строится гармоничное развитие ребенка. Задача каждого педагога, как наставника - за короткий школьный промежуток времени заложить и воспитать в каждом ребенке основы той внутренней культуры, на которой стоит истинное искусство.

Список использованной литературы

Август В. Школа игры на шестиструнной гитаре / В. Август. / М.: Фундамент. 1995. – 32с.

 

Блинова Е. В. Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/151096 (дата обращения 11.06.2014).

 

Гарнишевская Г. «Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 1.» / Санкт – Петербург, «Композитор», 2007. – 32с.

 

Долгих Е. В.: Развитие навыка чтения с листа в классе гитары. Методическая разработка. 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://educontest.net/(дата обращения 11.06.2014).

 

Лучинина О., Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. Астрахань, Проект "LENOLIUS", - 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samlib.ru/l/luchinina_o/secrets.shtml. (дата обращения 15.06.2014).

 

Калинин В. «Юный гитарист» / М., «Музыка», 1997. – 62с.

 

Самоохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары.Автореферат – теория и методика обучения и воспитания (музыка). //Бесплатная библиотека. – 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://netess.ru/3pedagogika/2740-1-formirovanie-ispolnitelskih-umeniy-navikov-uchaschihsya-detskoy-muzikalnoy-shkoli-klasse-gitari.php(дата обращения 07.07.2014).

 

Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «ALLEGRO». Методические рекомендации. /М., 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/.../edit(дата обращения 11.06.2014).

 

Соколова Л. В. «Чтение нот» - Санкт – Петербург, «Композитор», 1996. – 34с.

 

Суздалевич В. Б. Как объяснить ребенку теоретические термины на языке преподавателя фортепиано. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru,2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/

(дата обращения 11.06.2014).

 

Теслов Д. «Идеальная школа техники гитариста» / Полное собрание инструктивного материала, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teslov-music.ru/metod.htm (дата обращения 21.04.2012).

 

Торопов А. Школа игры на шестиструнной гитаре / Школа – студия/ М., Дэка, 1994. - 32с.

 

Фетисов Г. А. «Первые шаги гитариста» / ИД В. Катанского, / М., 2002. – 56с.

 

Шумеев Л. Т. Хрестоматия популярной музыки для шестиструнной гитары / М., 1993. – 62с.

   



 


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 2077; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!