До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До



Nbsp; Методическая разработка     Тема: Формирование исполнительских умений и навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения     Составитель: Моисеева Юлия Александровна преподаватель по классу гитары   г. Петропавловск-Камчатский 2016   АННОТАЦИЯ   В представленной работе изложена методика начального обучения игры на гитаре. Автор показал, что комплексный подход в организации учебного процесса способствует более успешному развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил, а также формированию исполнительского умения и навыка игры на гитаре. Методическая работа построена по принципу теоретического и практического единства и состоит из 3 разделов: теории с ритмическими схемами, комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук и нотного репертуара для развития навыка чтения с листа. Данная работа может быть полезной как для молодых специалистов, так и для преподавателей гитарных дисциплин детских музыкальных школ.  

Структура методической разработки

 

 

Введение

 

 

I Раздел.

Теория

Ноты

Длительности

Паузы

Альтерация

Такт,разметр

Метр

Ритм

Простые ритмические рисунки

Ритмические ловушки

II Раздел. Упражнения

 

Разогревающие упражнения на контактный принцип звукоизвлечения

Упражнения на открытых струнах, аккорды

Упражнения на развитие техники левой и правой рук

Гаммы

 

III Раздел.  Пьесы

 

 Пьесы (Часть I)

 Пьесы (Часть II)

 

IV. Подсказки

 

Таблица расположения нот на грифе гитары

 

V. Заключение

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гитара является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. На сегодняшний день достаточно много «Школ» и «Самоучителей» обучения игре на классической гитаре, однако, они недостаточно подробно освещают методику обучения игры на инструменте на начальном этапе, а только описывают приемы игры с приложением нотного репертуара. Дефицит научно-методических разработок в решении задач формирования исполнительских умений и навыков учащихся создает преподавателям определенные трудности в первый год обучения детей.

Данная методическая работа создана на основе личного опыта и призвана помочь молодым специалистам в организации проведения урока на начальном этапе обучения.

Развитие необходимых навыков игры на инструменте является средством достижения профессионального и грамотного подхода к пониманию сущности музыкального образования гитариста, т.к. формирование исполнительского мастерства тесно связано с всесторонним развитием личности, расширением кругозора и приобщением к общекультурным ценностям, а также повышением творческой активности.

Привить серьезное отношение к инструменту, раскрыть всю широту его исполнительских возможностей - важная задача педагога по специальности. Для организации учебной деятельности начинающих музыкантов преподавателю необходимо использовать различные методы, педагогические средства и приемы, которые способствовали бы развитию у детей интереса к музыке и раскрепощению их творческих сил.

Цель данной работы – показать значимость комплексного подхода в организации учебного процесса и методически правильно подобранного репертуара в формировании исполнительского умения и навыка игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Формирование игровых навыков позволит успешно решать задачи подготовки гитаристов. А именно:

- ознакомить учащихся с теорией;

- сформировать навык чтения ритмических рисунков;

- обучить основным приёмам звукоизвлечения;

- развить технические навыки игры на гитаре с помощью упражнений;

- развить навык чтения с листа.

 

Представленная работа состоит из описания методики начального обучения игры на гитаре, состоящей из трех разделов:

I. теории с ритмическими схемами;

II. комплекса упражнений на освоение первых игровых навыков и развития техники рук;

III. нотного репертуара для развития навыка чтения с листа.

 

В I Разделе представлены различные методы подачи теории (словесный, цветовой, игровой), применяя которые, преподаватель сокращает сроки освоения учеником нового материала.

Ниже показаны ритмические схемы для воспитания чувства ритма. На этом этапе идет формирование восприятия метрической основы музыки с вариантами дробления длительностей; ученик получает как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. «Ритмические ловушки» с более сложными ритмическими группировками отрабатываются в течение2-3-хлет, по мере накопления учеником теоретических и практических навыков. Развитие навыка чтения ритмической горизонтали готовит ученика к чтению с листа уже полного нотного текста.

II Раздел посвящен упражнениям. Показаны постановочные упражнения для правой руки на контактный принцип звукоизвлечения с описанием необходимых приемов для работы над звуком, а также упражнения для закрепления навыка правильной аппликатуры.

В III Разделе показан процесс единения слухового и двигательного навыка с основами нотной грамоты. Освоение грифа гитары с последовательным показом коротких одноголосных пьес на каждой струне. В изучении двухголосных пьес выступает следующая задача - развитие вертикального слухового восприятия музыки. Читая нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, учащийся приобретает навык чтения с листа.

 

 

I Раздел

ТЕОРИЯ

При первом знакомстве ученика с инструментом преподавателем дается краткий обзор, призванный дать общее представление о различных видах гитар. Они отличаются по форме корпуса, виду используемых струн, звуковым и техническим свойствам. Разные гитары предназначены для разного использования, каждая из них была придумана для определенных целей и именно этим обуславливаются ее свойства. Ребенок знакомится с конструкцией классической гитары - из каких частей и элементов состоит инструмент.

 

 Классическая         Акустическая эстрадная     Электрогитара

 

 

Ноты

В начале обучения ученик знакомится с основными понятиями: нотоносца, скрипичного ключа, нот, с названиями струн на гитаре и расположением их на фортепианной клавиатуре.


 


Нотный алфавит лучше учить в восходящем и нисходящем порядке не только от ноты «До», но и от каждой последующей. Если преподаватель желает усложнить задачу, то дает установку ученику потренироваться проговаривать алфавит через терцию. Чтобы добиться быстроты, можно устроить между учениками соревнования по скорости произнесения нотного алфавита. Умение быстро проговаривать алфавит помогает развить реакцию для чтения нот с листа.

 

Нотный алфавит

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 988; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!