Дидактическая игра «Цветные числа» (второй вариант)



Цель. Изучение состава чисел и подготовка к пониманию позиционного принципа записи чисел.

Игровой материал. Цветные полоски и карточки с цифрами 0, 1,2.


Правила игры. Имеются две зеленые полоски, каждая из которых изображает число 3 (длина полоски равна трем), и два белых квадратика, каждый из которых изображает число 1. Нужно с помощью этих полосок изобразить любое число от 1 до 8 и справа в таблице указать, сколько полосок каждого цвета использовано для изображения каждого числа (как это сделано для чисел 1, 2, 3, 4).

В результате заполнения таблицы получаем представление чисел от 1 до 8 с помощью своеобразного (троичного) кода, состоящего всего лишь из трех цифр 0, 1 и 2: 01, 02, 10, 11, 12, 20, 21, 22.

Дидактическая игра «Ход коня»

Цель. Ознакомление с шахматной доской, со способом именования полей шахматной доски (представление о координатной системе), с ходом шахматного коня. Измерение развития мышления.

Игровой материал. Вырезанные изображения белого и черного коней. (Если дома имеются шахматы, можно использовать настоящую шахматную доску и шахматных коней).

Правила игры. В начале игра проводится на части шахматной доски, состоящей из девяти черно-белых полей (рис. 1).

Прежде всего дети учатся называть каждую клетку, каждое поле своим именем. Для этого им объясняется, что все поля левого столбца обозначаются буквой А, среднего столбца – буквой Б, а правого – буквой В. Все поля нижнего ряда обозначены цифрой 1, среднего ряда – цифрой 2, а верхнего – цифрой 3. Таким образом, каждое поле имеет имя, состоящее из буквы, показывающей, в каком столбце находится это поле, и цифры, показывающей, в каком ряду оно находится. Достаточно в качестве примеров назвать несколько полей, как дети без всяких затруднений называют имя каждого поля.

Взрослый показывает детям некоторое поле, а они называют его имя (А1 – А2 – A3 – Б1 – Б2 – БЗ – В1 – В2 – ВЗ); называя имя какого-либо поля, дети показывают его.

Затем им объясняют, как ходит шахматный конь: «Шахматный конь ходит не по соседним полям, а через одно поле, причем не прямо, а наискосок, например из А1 в В2 или в БЗ, из А2 в В1 или в ВЗ и т.д.».

Один из играющих ставит коня на какое-то поле, второй называет это поле и показывает, на какие поля он может передвигаться. После достаточной тренировки обнаруживают, что если конь стоит на любом поле, кроме Б2, он имеет два хода. Если же он стоит на поле Б2, то он не имеет ни одного хода.

Затем игра усложняется введением двух коней, черного и белого, и постановкой задачи: «Белый конь выбивает черного (или наоборот)». Вполне понятно, что сложность этой задачи зависит от исходного расположения коней. Сначала предлагаются простые задачи: например, белый конь стоит на поле А2, черный – на поле В1 (ВЗ). Побеждает тот, кто быстрее догадается, как одним ходом можно выбить другого коня. Затем игра усложняется, предлагается двухходовая задача: например, белый конь стоит на поле А1, черный – на поле В1. Эта задача заставляет детей задуматься. Некоторые, нарушая правила игры, одним ходом выбивают коня. Поэтому необходимо все время разъяснять, что ходить нужно только по правилам игры, по правилам хода коня. Некоторые догадываются, что нужны два хода (А1 – БЗ – В1).

Затем игра переносится на часть шахматной доски (рис. 2), состоящей из 16 полей, на которой имеется больше возможностей для решения многоходовых задач в игре по выбиванию коня.

Эта игра вначале проводится так: каждый из играющих исполняет роль одного из шахматных коней. Оба коня занимают определенные поля, и один из коней пытается выбить другого. В дальнейшем оба коня двигаются, преследуя один другого.

Игра может быть использована и для измерения развития мышления детей. Для этого проводят следующую игру: предлагают ребенку двигать коня до первого ошибочного хода и фиксируют число правильных ходов. Через три-четыре месяца игра повторяется. В ней опять фиксируют число правильных ходов.

Развитие мышления ребенка, достигнутое за этот период, измеряется разностью п2 - п1, где п1 – число правильных ходов в начале исследуемого периода, а п2 – число таких ходов в конце этого периода. (Необходимо, однако, учесть, что, если ребенок уже умеет хотя бы немного играть в шахматы, описанный метод измерения развития мышления неприменим.)


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!