Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»



Цель. Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.

Игровой материал. Два обруча и комплект «Фигуры».

Правила игры. Игра имеет несколько этапов.

1. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей (1); внутри красного, но вне зеленого обруча (2); внутри зеленого, но вне красного обруча (3) и вне обоих обручей (4). Эти области можно обвести палочкой или заостренным концом карандаша.

2. Затем один из играющих называет правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все круглые.

3. В соответствии с заданным правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющихся у них фигур на соответствующее место. Вначале некоторые дети допускают ошибки.

Например, начиная заполнять внутреннюю область зеленого обруча круглыми фигурами (кругами), они располагают все фигуры, в том числе и красные круги, вне красного обруча. Затем все остальные красные фигуры располагают внутри красного, но вне зеленого обруча. В результате общая часть двух обручей оказывается пустой. Другие дети сразу догадываются, что красные круги должны лежать внутри обоих обручей (внутри зеленого обруча – потому что круглые, внутри красного – потому что красные). Если ребенок не догадался в процессе первой подобной игры, подскажите и объясните ему. В дальнейшем он уже не будет затрудняться.

4. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на стандартные для всех вариантов игры с двумя обручами вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; внутри красного, но вне зеленого обруча; вне обоих обручей?

Внимание детей обращают на то, что фигуры надо назвать с помощью двух свойств – цвета и формы.

Опыт показывает, что в самом начале проведения игр с двумя обручами вопросы о фигурах внутри зеленого, но вне красного обруча и внутри красного, но вне зеленого вызывают некоторые затруднения, поэтому необходимо помочь детям, проанализировав ситуацию: «Вспомним, какие фигуры лежат внутри зеленого обруча. (Круглые.) А вне красного обруча! (Не красные.) Значит, внутри зеленого, но вне красного обруча лежат все круглые не красные фигуры».

Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Варианты игры

  Внутри красного обруча Внутри зеленого обруча
1) все квадратные фигуры все зеленые фигуры
2) все желтые фигуры все треугольные фигуры
3) все прямоугольные фигуры все большие фигуры
4) все малые фигуры все круглые фигуры
5) все красные фигуры все зеленые фигуры
6) все круглые фигуры все квадратные фигуры

Примечание. В вариантах 5 и 6 общая часть двух обручей остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Игра с тремя обручами»

Цель. Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по трем свойствам.

Игровой материал. Игровые листы с тремя пересекающими обручами и комплект «Фигуры».

Правила игры. Игра с тремя пересекающимися обручами наиболее сложная в серии игр с обручами.

Прежде всего выясняется, как следует называть каждую из образовавшихся восьми областей (первая – внутри трех обручей, вторая –внутри красного и черного, но вне зеленого..., восьмая – вне всех обручей).

Затем выясняется, по какому правилу расположены фигуры.

На рисунке 1 внутри красного обруча – все красные фигуры, внутри черного – все маленькие фигуры (квадраты, круги, прямоугольники и треугольники), а внутри зеленого – все квадраты.

После этого выясняется, какие фигуры лежат в каждой из восьми областей, образованных тремя обручами: в первой – красный, маленький квадрат (красный – потому что лежит внутри красного обруча, где лежат все красные фигуры, маленький – потому что лежит внутри черного обруча, где лежат все маленькие фигуры, и квадрат – потому что лежит внутри зеленого обруча, где лежат все квадраты); во второй – красные, маленькие неквадратные фигуры (последнее – потому что лежат вне зеленого обруча); в третьей – маленькие не красные квадраты; в четвертой – большие красные квадраты; в пятой – большие красные неквадратные фигуры; в шестой – маленькие не красные неквадратные фигуры; в седьмой – большие не красные квадраты; в восьмой – не красные, немаленькие (большие) неквадратные фигуры.

Целесообразен и такой вопрос: какие фигуры попали внутрь хотя бы одного обруча? (Красные, или маленькие, или квадраты.).

Аналогично изучается и ситуация, изображенная на рисунке 2 (внутри красного обруча расположены все большие фигуры, внутри черного – все круглые, внутри зеленого – все зеленые и т.д.).

На рисунке 3 дан игровой лист для игры с тремя обручами. В эту игру можно играть вдвоем или втроем (папа, мама и сын (дочь), воспитатель и двое детей).

Устанавливается правило игры (оно касается расположения фигур): например, фигуры расположить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зеленого – все треугольники, а внутри черного – все большие.

Затем каждый из играющих поочередно берет одну фигуру из разложенного на столе набора фигур и кладет на подобающее ей место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь набор из 24 фигур.

При первом, а может быть, и втором проведении игры могут возникнуть затруднения в правильном определении места для каждой фигуры. В таком случае необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилом игры.

Каждая ошибка в расположении фигур наказывается одним штрафным очком.

После решения практической задачи по расположению фигур каждый из играющих задает другому вопрос: какие фигуры лежат в одной из восьми областей, образованных тремя обручами (внутри трех обручей, внутри красного и зеленого, но вне черного и т.д.)? Сделавший ошибки наказывается штрафными очками. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.

Игру с тремя обручами можно многократно повторить, варьируя правило игры, т. е. меняя расположение фигур.

Интерес представляют и такие правила, при которых отдельные области оказываются пустыми: например, если расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зеленого – все зеленые, а внутри черного – все желтые; другой вариант: внутри красного – все круглые, внутри зеленого – все квадраты, а внутри черного – все красные и т.п.

В этих вариантах игры необходимо ответить на вопросы: почему те или иные области остались пустыми? Это важно для формирования у детей доказательного стиля мышления.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 2128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!