ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ – ПИОНЕРЫ ИГРЫ 27 страница



А что произошло с Мэлоуном после Олимпиады? Он стал элитным ролевым игроком, на которого обратили внимание лишь тогда, когда он не захотел выходить против болеющего ВИЧ Мэджика перед сезоном-93[748]. Затем Баркли подарил «Финиксу» 62 победы в сезоне и заставил попотеть «быков» в финале-93. После этого спор «Баркли или Мэлоун» был мертв – Баркли победил. После 94-го? По-прежнему мертв. Однако Мэлоун продолжил работать над собой и играть на высоком уровне, Баркли же ушел, и акценты сместились. Пик Баркли был явно лучше, но не настолько, чтобы перевесить длительность и постоянство карьеры Мэлоуна. Карлу удалось максимально реализовать свой потенциал, Чарльзу – нет. Итог: Мэлоун (с крохотным преимуществом).

БОБ ПЕТТИТ

Резюме: 11 лет в лиге, 10 из них – на высоком уровне, 11-кратный участник Матча всех звезд… Самый ценный игрок (1956, 59)… второе место в голосовании на Самого ценного игрока (57, 61)… топ-5 игроков НБА (55-64)… топ-10 игроков НБА (65)… Новичок года (55), 4 звания Самого ценного игрока Матча всех взезд… трехлетний пик: 28+18+3… лидер сезона по очкам (дважды), подборам (один раз)… за карьеру набирал 26,4 очка (6 место в истории), 16,2 подбора (3 место)… в плей-офф набирал 26+15+3 (88 игр)… лучший игрок в составе команды-чемпиона («Хокс»-58) и трех команд-финалистов (57, 60, 61)… первый в истории член клуба 20К+10К

Сейчас мне нужен от вас небольшой прыжок веры. Не задавайте вопросов, и я все объясню. Ну как при просмотре «Мальчишника в Вегасе», когда никто не удивляется тому, как ребята успевают сделать столько всяких безумств всего за 10 часов реального времени[749].

Смог бы Петтит защищаться против сегодняшних Данкана или Боша. Вряд ли. В нападении он смотрелся бы вполне сносно, поскольку был менее атлетичной смесью Карлоса Бузера и Пола Пирса. (У Петтита было три коронных приема – бросок с 18 футов, из-за которого Петтита никогда нельзя было оставлять одного, бросок с наклоном вперед после выхода из-под заслона и надежный бросок с разворота, который Боб Райан называл «монотонным». Петтит не мог данковать и сверху вместо мяча в кольцо мог разве что пончик в кофе обмакнуть. Том Хайнсон называл Петтита за его игру в нападении «мастером половины дюйма». Миссис Петтит от комментариев отказалась).

В защите Петтита сегодня вы бы не смогли спрятать. Но все современники одинаково отзываются о Петтите. Настойчивый. Неумолимый. Воин. Помните, как когда у Лэрри не шел дальний бросок в жестких боях в плей-офф, он менял пластинку и шел рубиться под самое кольцо (и в итоге собирал что-то в районе 18 подборов и 12 путевок на линию штрафных)? Петтит так играл постоянно. В 64 играл плей-офф на пике карьеры (с 57 по 63) он набирал 28 очков, 16 подборов и невероятные 11,7 штрафных за игру[750]. Он также оказался чрезвычайно вынослив и не подвержен травмам и выходил на паркет в 746 из 754 возможных игр (включая плей-офф) без чартерных рейсов на самолетах, артроскопической хирургии, занятий растяжкой и тренеров по ОФП. И нельзя сказать, мол, Петтит был хорош из-за того, что это была лига белых, поскольку в девяти сезонах своей карьеры Петтит имел дело с Расселлом, в семи – с Элджином, в шести – с Уилтом и в пяти – с Оскаром и Уэстом. Он даже взял награду Самому ценному игроку Матча всех звезд-62, набрав 25 очков и собрав 27 подборов. Вот его статистика с 59 по 64 годы:

ИГРОК ИГРЫ ОЧКИ ПОДБОРЫ % С ИГРЫ РЕЗУЛЬТАТ КОМАНДЫ
Петтит («Хокс») 457 28,4 17,4 44,7 269-197 (57,7%)
Уилт («Уорриорз») 391 33,2 25,2 50,6 223-171 (56,6%)
Расселл («Селтикс») 454 15,3 23,8 44,5 345-121 (74,0%)
Бэйлор («Лейкерс») 419 30,8 15,8 43,0 243-223 (52,1%)
Оскар («Роялс») 309 30,2 10,7 48,7 173-146 (54,2%)
Д. Уэст («Лейкерс») 281 25,8 7,2 45,3 185-134 (58,0%)

 

Петтит и Уилт – единственные, кому удалось прервать гегемонию «Селтикс» Расселла. Петтит избежал седьмой игры в Бостоне и набрал рекордные на тот момент 50 очков (в том числе 18 из 21 последних очков «Сент-Луиса») и за последние 20 секунд успел забить архиважный бросок со средней и добавить мяч в кольцо после чужого промаха. Ну и что, что Расселл хромал с гипсом на ноге и отыграл всего 20 минут? То шоу Петтита остается одним из лучших индивидуальных перфомансов в истории финальных серий[751]. Петтиту не повезло, и время было немилосердно к нему. Отчасти из-за того, что записи его лучшей игры в финале не существует, и отчасти потому, что у Петтита не было узнаваемой «фишки». Оскар набирал трипл-дабл за сезон, Расселл выиграл 11 титулов за 13 лет, а Джерри Уэст стал прообразом логотипа лиги. Петтит не дожил в лиге до трансляций по телевидению, играл в команде с маленького рынка и не обладал хотя бы одним узнаваемым навыком, то есть не пасовал как Берд и не зависал в воздухе как Бэйлор.

Если копать глубже, то можно сделать вывод, что его южные корни (и инцидент с Клео Хиллом) не давали покоя великим черным игрокам того времени, поэтому никто его и не хвалил. (Расселл встречался с Петтитом четыре раза в финалах, но в книге «Second Wind» всего один раз ворчливо упоминает, что Петтит постоянно делал пробежки в нападении, но судьи никогда не обращали на это внимание).

Знаете, что действительно подкосило шансы Петтита надежно войти в историю? Прическа. На его фоне Лок из «Остаться в живых» выглядел как Майкл Лэндон. Но нельзя снимать с Петтита баллы за это. Как и за травму Расселла в финале-58, тем более, что годом ранее «Бостону» потребовалось три овертайма в седьмой игре финальной серии, чтобы сломить напор «Хокс». Играй Петтит сегодня, он бы побрил голову, отрастил бы усы в стиле фу-манчу, забился бы татухами вдоль и поперек, сбрил бы все волосы на теле и выглядел бы как настоящий убийца. Но в те времена было естественно, что лучший форвард в лиге выглядел как школьный учитель. И нельзя его за это осуждать.

ДЖУЛИУС ИРВИНГ

Резюме: 16 лет в лиге, 14 – на высоком уровне, 16-кратный участник Матча всех звезд (5 раз – в АБА)… Самый ценный игрок АБА (1974, 75, 76)… Самый ценный игрок НБА (1981)… второе место в голосовании на Самого ценного игрока (1980)… топ-5 игроков НБА (1978, 80-83)… топ-10 игроков НБА (1977, 84)… топ-5 игроков АБА (1973-76)… топ-10 игроков АБА (1972)… дважды получал приз MVP Матча всех звезд… лидер сезона АБА по очкам (трижды)… трехлетний пик в НБА: 25+7+4… лучший игрок в составе двух команд-чемпионов АБА («Нетс»-1974, 76) и трех команд-финалистов («Сиксерс»-1977, 80, 82), третий лучший игрок в составе команды-чемпиона НБА («Сексерс»-1983)… в плей-офф-1976 набирал 35+13+5 (13 игр)… в плей-офф-1980 набирал 25+8+4 (18 игр)… за карьеру в АБА набирал 28,7 очка (первое место), 12,1 подбора (третье место)… за карьеру занимает пятое место по очкам, 13 место по перехватам… член клуба 30К+10К

Причины, по которым Док не должен быть так высоко в моем рейтинге: не мог бросать с 15 футов; на удивление слабоват в защите; немного пассивен в нападении; слишком приятный парень и не всегда показывал необходимый «инстинкт убийцы»; в его игре было больше стиля, чем содержания; невольно переоценен американскими СМИ за умение выступать на публике; показывал невероятную статистику в лиге средней руки, где никто не играл в защите, и не смог повторить свои показатели после объединения двух лиг; уступил в пяти подряд сериях плей-офф на своем пике в НБА, в которых он с трудом обыграл Боба Гросса (1977), продул Бобу Дэндриджу (1978), на равных смотрелся с Лэрри Кэноном (1979), разошелся миром с Джамалом Уилксом (1980) и пролетел в схватке с Лэрри Бердом (1981); так часто страдал от травм коленей различной степени в поздние 70-е, что Sports Illustrated в марте 1979-го вышел со статьей «Что за дела, Док?»[752]; не мог завоевать титул до прихода спасителя Мозеса.

Причины, по которым я поставил Дока так высоко в своем рейтинге: один из самых революционных, важных и влиятельных баскетболистов в истории; обладал одним из самых невероятных стилей игры; стал олицетворением эры «Погодите-ка, вся эта муть с данками довольна прикольная штука!», превратив баскетбол в бизнес с миллиардным оборотом; в одиночку тащил на себе умирающую АБА в течение трех лет; никто лучше него не умел завершать быстрые отрывы, за исключением Баркли и Леброна; занял нишу самого обожаемого черного игрока в 70-е, в эпоху, когда фанаты отворачивались от ставшего чересчур «черным» баскетбола; мог бы стать капитаном символической сборной самых харизматичных игроков всея НБА, членами которой были Кузи, Расселл, Уилт, Берд, Мэджик, Элджин, Майкан и Джордан, а это (на секундочку!) – девять самых важных игроков в истории НБА; и напоследок – говорил ли я вам, как Док вытащил на себе фильм «Рыбка, которая спасла Питтсбург»?

Возвращаясь к списку девяти самых важных игроков в истории НБА: задумайтесь, что стало бы с профессиональным баскетболом без Джулиуса Уинфилда Ирвинга? Элджин и Расселл перевели баскетбол из горизонтальной плоскости в вертикальную, а Док взял из их рук факел и раздвинул границы гравитации и индивидуального выражения в полете, вдохновил игроков на уличных площадках по всей Америке, изумил болельщиков баскетбола, проторил дорожку для Томпсона и Джордана и фактически оставил свои отпечатки на всем креативном, что мы видим в сегодняшней НБА. В этом он похож на Кузи, который доказал, что можно пытаться победить и при этом развлекать фанатов на трибунах. Просто они занимались этим по-разному: Кузи модернизировал профессиональный баскетбол, Док раскрасил его яркими красками и превратил в игру для черных.

Если бы Ирвинг никогда бы не появился в баскетболе, произошло ли бы это в любом случае? Наверняка. Но это похоже на случай с «Apple» и их компьютерами, Биллом Джеймсом с бейсбольной статистикой или Лорном Майклсом со скетч-комедией – возможно, что семена революции уже были посажены, но требовался человек с достаточной харизмой, дабы полить эти семена и оценить всходы. Для баскетбола подобным человеком стал Доктор.

Его славные деньки пришлись на времена в АБА, о которых сохранилось очень мало свидетельств – команды-участники АБА с трудом могли заставить болельщиков усидеть на трибунах, не говоря уже о контракте на трансляции матчей с местным телевидением. Умопомрачительная статистика Дока затмевает всю соль его славы – очень немногие профессиональные спортсмены были при жизни описаны в стиле «Ты должен это видеть, чтобы поверить». Это все равно что слушать, как Уильям Голдмэн пытается объяснить, каково это – видеть игру Марлона Брандо на Бродвее и проваливается в своей попытке, но в процессе неудачи Голдмэн настолько полон страсти и энтузиазма, что все становится ясно и так.

Все в АБА почитали Дока; все прекрасно понимали, что он был талоном на пропитание для лиги, единственным игроком, которого нельзя сажать на скамейку запасных, бить в ходе игры или наносить ему травму[753]. Его данки в быстром отрыве имели такой взрывной эффект для зрителей на трибунах, что Хьюби Браун создал для «Кентукки» правило «Никаких данков от Дока», ибо его сумасшедшие трюки ставили на уши фанатов «Колонелз» и обращали домашних зрителей против своих же игроков. Вот что значит быть удивительным игроком – если ты своими действиями можешь обратить болельщиков соперника на свою сторону, то ты действительно чего-то добился в жизни!

Его данк с линии штрафных на данк-контесте в 1977-м является самым сумасшедшим сольным моментом, когда-либо произошедшим в баскетболе и чуть было не стал причиной долбанного восстания на трибунах. А если вас интересует потолок Дока в качестве игрока, вот вам статистика Джулиуса в пяти матчах финала-76, в котором против него оборонялся Бобби Джонс: 45 очков и 12 подборов, 48 и 14, 31 и 10, 34 и 15, 31 и 19.

Так почему же ему не удалось достичь тех же вершин в НБА? Потому что в первые три года после объединения лига стала не только более талантливой, но и более непредсказуемой со всеми переходами, контрастирующими стилями игры и проблемами с наркотиками[754]. В новой объединенной лиге также существенно улучшился уровень тренеров и защитных схем – Дока стали заставлять бросать с 20 футов и фолили на нем при каждой попытке завершить проход данком. Джулиус также играл на самой сильной позиции тогдашней НБА (позиция легкого форварда) и постоянно имел дело с Бернардом Кингом, Дентли, Дэндриджем, Хавличеком, Бэрри, Уилксом, Бобби Джоунсом, Домиником и Лэрри каждый вечер в течение следующих десяти лет. Его колени были уже не те от постоянных перелетов в эконом-классе и плохих паркетов в АБА. Многие игроки стали повторять его трюки.

Это все не означает, что он был уже не тем – в конце концов, он вывел «Филадельфию» в четыре финала и взял с ними титул, заработал 30-7-5 в финале-77 в среднем за игру, 26-7-5 в финале-80 в среднем за игру, стал MVP в 1981-м, пять раз попал в первую символическую сборную НБА, оставался одним из самых ярких представителей лиги и напрямую поучаствовал в четырех эпохальных моментах в истории НБА: данк через голову Майкла Купера в 1980-м, данк-томагавк через голову Билла Уолтона в финале-77, сумасшедший данк через Карима в Матче всех звезд-77 и легендарный лэй-ап из-за щита через голову изумленного Карима в финале-80.

Лишь его годы в НБА уже открывают ему дорогу в Зал Славы. Длительность его карьеры также удивляет – шестнадцать сезонов, все сыграны на высоком/отличном/добротном уровне при удивительной сопротивляемости травмам[755]. Можно ли представить Дока с его олд-скулльным стилем игры, выступающим в современной НБА? Он не смог бы продавить никого в «краске», кроме разыгрывающего. Он не мог точно бросать с расстояния в 18 футов, не говоря уже о бросках из-за дуги. В ходе плей-офф-81 тренер «Бостона» Билл Фитч бросал крупных форвардов на Дока (Макхэйла или Максвелла), давая им играть в пяти футах от него, затем заставляя его идти в сторону центровых в середину и не давая ему уходить в лицевую. Обычно это срабатывало. Это было его смертельным недостатком – неумение заставить соперника расплачиваться за защиту аж в пяти футах от него.

Пройдут годы, и люди обязательно разберут игру Джулиуса на части, высветив его недостатки, и его звезда потускнеет. Однако я могу сказать одно – я был молод, но я видел его игру. Джулиус Ирвинг был и будет одним из самых невероятных, гипнотизирующих и захватывающих баскетболистов, которых я видел вживую. Если он уходил в быстрый отрыв, ваш пульс учащался. Если он врывался в «краску» и поднимал мяч над головой, ваше сердце было готово вырваться из груди. Никогда не забуду его гигантские руки, похожие на лапы Фредди Крюгера, которыми он держал баскетбольные мячи, словно они были бейсбольными. И никогда не забуду, как после его очередного сумасшедшего полета к кольцу зрители в восторге вскрикивали хором на трибунах и принимались аплодировать, оппоненты в изумлении переглядывались, а Док неспешно возвращался к своему кольцу, словно ничего не произошло, всего лишь еще два очка в его копилку.

Воистину, единственный в своем роде.

КОБЕ БРАЙАНТ

Резюме: 13 лет в лиге, 12 – на высоком уровне, 12-кратный участник Матча всех звезд… MVP финала (2009)… топ-5 игроков НБА (2002, 03, 04, 06, 07, 08, 09), топ-10 игроков НБА (2000, 01), топ-15 игроков НБА (1999, 2005)… MVP НБА (2008)… MVP НБА по версии Билла Симмонса (2006)… MVP Матча всех звезд (2002, 07, 09)… участник сборной лучших оборонительных игроков (8 раз, шесть раз в первой сборной)… лидер сезона по очка (дважды)… второе место по очкам за один матч (81)… лучший игрок в составе команды-чемпиона («Лейкерс»-2009), второй лучший игрок трех команд-чемпионов (2000, 01, 02), лучший игрок в составе команды-финалиста (2004)… двухлетний пик: 33+6+5… в плей-офф-2001 набирал 29+7+6 при 47% реализации с игры (16 игр)… в плей-офф 2008 и 2009 года набирал 30+6+6 при 47% реализации с игры (44 игры)… член клуба 20К очков… за карьеру набирал 25+5+5

Вопрос: какой фильм лучше всего иллюстрирует Секрет баскетбола?

Вы, наверняка, не моргнув глазом, ответили «Команда из штата Индиана», ведь так?

Согласен, этот фильм научил нас важности командных взаимодействий, фундаментальных навыков и силы духа, а также таким вещам, как: «Не стоит сообщать рефери, что пьяница, только что выскочивший на паркет – это ваш ассистент», «Женщины непостоянны и злобны, особенно если у них давно не было секса, и они живут со своей матерью», «Белые парни всегда обыгрывают черных, потому что они больше хотят победить и они умнее» (шучу-шучу, это комментарий авторства Спайка Ли, считавшего, что «Команда из штата Индиана» – немного расистский фильм), «Если тренер выгнал кого-то из команды, а затем пару недель спустя разрешил вернуться, то этот блудный сын может просто вновь оказаться в кадре, и никто не удосужится объяснить вам, что происходит» и «Если в финальной игре ваш лучший игрок набрал 85% очков вашей команды, не надо изобретать велосипед в последнем владении – просто растяните оборону и отдайте ему мяч». Однако «Команда из штата Индиана» – неправильный ответ.

Правильный ответ - «Волчонок».

Многие думают, что это комедия об оборотнях. Это в корне неверно. Вы пропустили признаки хорошего баскетбольного фильма, потому что слишком концентрировались на том, как Майкл Джей Фокс[756] умудрился почти набрать трипл-дабл в важном матче при росте в пять футов четыре дюйма и неумении вести мяч с поднятой головой. Или на том, как Мику почему-то позволили стоять под кольцом и пытаться отвлечь Фокса при исполнении двух последних штрафных. Или на том, как команда почему-то редко пасовала Толстяку, у которого был отменный бросок крюком. Или на том, как школу Волчонка почему-то не наводнили репортеры и журналисты со всей страны. Или на том, как тренера Финстока почему-то никогда не упоминают в дискуссии о величайших персонажах спортивных фильмов[757]. Я не виню вас в том, что вас отвлекли все эти моменты, и вы упустили смысл фильма.

После того как Фокс впервые становится оборотнем и начинает надирать всем задницы, его партнеры по команде превращаются для него в манекенов. По ходу одного из матчей Оборотень перехватывает мяч у своего же партнера, проходит всю защиту соперника и забивает лэй-ап. Успех бьет ему в голову. Он начинает крутить романы с самыми сексуальными девушками школы. Его приятель Стайлс начинает продавать футболки с изображением Оборотня. Он – главный герой школы. И хотя команда начинает побеждать и выходит в плей-офф, партнеры начинают сторониться Оборотня и не хотят играть с ним в одной команде. Он получает все похвалы, он берет на себя все броски. Партнеры больше не имеют никакого отношения к успехам команды, поэтому они прекращают работать на тренировках и в открытую избегают Оборотня.

В конце фильма, когда личная жизнь Фокса разваливается на части, он решает принять участие в финале регионального чемпионата не в качестве оборотня, а в качестве человека. Вы знаете, что произошло дальше: команда объединяется, и каждый из парней играет ключевую роль в победе (особенно игрок под номером 45, который неожиданно превращается в Билла Расселла); Фокс набирает 18 очков, 8 подборов и 3 перехвата[758], а также забивает победные штрафные (после атаки, которая заняла аж восемь секунд при том, что на часах оставалось всего четыре); фанаты выскакивают на паркет, пока Фокс целует в щеку своего приятеля Буфа; и мы понимаем, что из командной победы по-прежнему можно извлечь индивидуальную славу. Конец.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!