Теории и типологии лидерства.



Теории полит л.теория «личностных черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, це­лостность характера, соц смелость и предприимчивость, проницател, независим от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишн переживаний).

ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся качества: умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры; способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода; готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации). теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»). пси­хологические теории лидерства (три ос­новных направления: психоаналитическое, мотивационное и при­кладное).

Типологизация полит лид. М. Вебер. Традиционное лидерство (основано на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению), харизматическое лидерство (основывано на вере в не­обыкновенные, выдающиеся качества вождя) и рационально-легальное (бюрократическое) лидерство (осу­ществляется на основе законов и в рамках законов).

М. Херманн подразд лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению полит сист. Имидж «служителя» формир у политика, кот стремится выступить в роли выразителя интересов своих при­верженцев. «Торговец» - отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстрем события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реал полит практике большинство лидеров используют, все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.


Понятие и типы политической социализации.

Полит соц-ия - процесс усвоения индивидом полит культуры общества, его полит ценностей, норм, традиций, моделей полит поведения. Благодаря процессу полит соц-ии обеспечивается воспроизводство полит сист общества, усвоение полит ролей, интеграция индивидов в политику.

Типы политической социализации: В завис от хар-ра взаимодейств полит сист и индивида: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип соц отраж психологически нормальн взаимодейст индивида и властных институтов и хар-ется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Так тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократ-х традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип п соц отличается опосредованным хар-ром взаимодейст личности с полит системой. Значит кол-во разнородн полит субкультур обусловливает первоначальную полит социализ-ю индивида в рамках опред соц группы. Но подобн многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками полит процесса либеральн-демокр-х ценностей.

Конфликтныйтип п соц формир-ся на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с др гражданами и властью. В так обществах, высока степень полит насилия, жесткой борьбы между носителями разных полит субкультур.

Гегемонистскийтип хар-ется негативным отношением индивида к любым соц и полит сист за исключением собственной. Такой тип формирует полит культуру личности исключительно на ценностях одной соц группы, религиозной сист или полит идеологии. Г тип обычн характерен для закрыт полит систем (КНДР, Куба), кот антагонистичны в отнош иных ценностей.


Политическая культура: понятие и типы.

Полит культура – это "исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение".

 1. «Патриархальная полит культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных полит ролей, полит ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций. Представлений относительно полит сист (которой нет) и, соответственн, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура». Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изменить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!