Лекция 3. Политическая идеология



1. Сущность политической идеологии, ее структура итипы

2. Мировые политико-идеологическиедоктрины

3. Идеологемы российской государственности

 

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической системе общества, образует ее идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды.

Первые ростки идеологии появились на свет в XIV веке в период эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии.

В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии».

Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу вцелом.

В рамках политической науки существуют различные подходы к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жизни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются :

Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественныйпорядок.

Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса -пролетариата.

Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на


путь разрушения старого и строительства нового мира.

Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология - определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Основными целями политической идеологии являются:

· овладение общественнымсознанием;

· внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политическогоразвития;

· регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно-директивный иповеденческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства.

Программно-директивный.На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам.

Поведенческий. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения.

Структурно идеология содержит в себе три компонента:

· объяснение существующей действительности (что правильно, ачто


нет);


 

· систему ценностей      (того, к чему следует стремиться и             чему


придается особое значение);

· представления о целях и тактике ихдостижения

Как важнейший ключевой элемент политической системы идеология выполняет в ней целый ряд значимых функций. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

ориентационную – включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлятьосознанные


политические поступки;

мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

интеграционную - формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;

амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;

когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;

функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников ит.д.

По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов:

правые, левые и центристские.

Правые идеологии (включают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либерально-демократических) связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности.

Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объединению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.

Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

Идеологическое пространство плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, анархизм и их современные разновидности.

Либерализм. Это самое распространенное идеологическое течение (от


лат. liberalis - свободный), которое сформировалось в конце XVII - XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в работах Ш.Монтескье, Дж.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона и др. Основателем классического либерализма считается Дж.Локк.

Основные принципы:

· верховенствозакона;

· правовое равенство всех граждан; договорная природа государства, основанная на общественном договоре, с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политическийплюрализм;

· терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям;веротерпимость;

· свободнаяконкуренция;

· рынок;

· частноепредпринимательство.

Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.

В конце XIX- начале XX в. представители либеральных течений начали ощущать кризис идей классического либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и распространением социалистических идей. В этих условиях появились новые течения в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что у государства появились социальные функции и на него возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоевобщества.

«Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства.

Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают начало неолиберализма с «Новым курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф.Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок своей идеологии: во-первых, признал необходимым условием определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики; во-вторых, ограничил власть монополий, перераспределил материальные блага через систему налогов и государственных социальных программ в пользу низших слоевобщества.

Консерватизм. Консерватизм (термин впервые употребил Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник как антиреволюционная феодально- клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемостиустановленных


Богом порядков и выступает оппонентом либерализма. Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Его создателями являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд.

Важнейшими принципами являются:

· нравственныйабсолютизм;

· признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, естественным образом сложившегося порядкавещей;

· традиционализм (идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословнымиразграничениями);

· отторжение принципа равенства, как противоречащего самой природечеловека.

Различают несколько типов консерватизма: реформистский, радикальный, и традиционный.

Реформистский консерватизм близок либерализму, характеризуется приверженностью буржуазному реформизму с его идеей постепенных реформ с целью сохранения существующих институтоввласти.

Радикальный консерватизм отличается тягой к крайним методам борьбы с политическим противником, к неглубоким переменам.

Традиционный консерватизм занимает промежуточное положение, ему свойственна ориентация на традиционные ценности: религию, семью, мораль, образование, порядок ит.д.

В 70-х годах XX столетия возникла исторически новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм. Его появление связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании - консерваторов во главе с М.Тетчер, в ФРГ - блока ХДС-ХСС во главе с Г.Колем.

Основные положения неоконсерватизма: признавая в принципе необходимость вмешательства государства в экономику и выполнения им ряда социальных функций, все же требует ограничения этого вмешательства; антиэтатизм и антигосударственая направленность являются определяющей чертой идейно-политических установок; лозунг «лучшее правительство то, что правит меньше»; выступает против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения; требует сокращения государственных социальных программ.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма обычно выделяют:

национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства (ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам).


либеральный консерватизм - приверженцы выступают: против экономического равенства и стремления государства к социальной

«уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты; за неприкосновенность                                                    частной            собственности,              стихийного

«саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции; против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии (считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации); за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей;

технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных емудвижений;

религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизниобщества.

Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Ленинизм - учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И.Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную)собственность.


Социал-демократия – учение немецких мыслителей и общественных деятелей К.Каутского и Э.Бернштейна. В основе учения лежит доктрина

«демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм - это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не имеет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э.Бернштейна «движение все, конечная цель - ничто». Социал-демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ.

В дальнейшем    все  эти идеи  легли  в основу   концепции

«демократического социализма» - идейной платформы современных европейских социалистов и социал-демократов. Для этой концепции характерны следующие основные моменты: ориентация на защиту интересов трудящихся и всех лиц наемного труда; реформизм, т.е. отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на мирные, осуществляемые эволюционным и правовым путем реформы; вместо классовой борьбы - социальная солидарность всех слоев и групп общества, социальное партнерство (например, в форме трехсторонних соглашений правительства, профсоюзов и работодателей); народовластие и развитие общественного самоуправления как на местном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлениипредприятиями.

Фашизм. Сформировался в 20-30-х годах ХХ века как национал- социалистическая идеология. Родоначальниками фашизма являются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов Б.Муссолини и немецкий политический деятельА.Гитлер.

Теоретическим основанием выступают:

идеи расизма и элитаризма, теория о превосходстве определенных народов над другими,

вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создатели фашистских партий и государств наделены сверхъестественными способностями,

ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.)

Анархизм - политическое течение, провозглашающее своейцелью


уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У.Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге

«Исследование о политической справедливости». Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме - индивидуалистическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистическое.

В основу теории индивидуалистического анархизма (М.Штирнер) была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали. Идея обмена на базе

«свободного договора» стала основополагающим принципом теории мютюэлизма (П.Прудон). Коллективистский анархизм (М.Бакунин) считает, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс и выступает за его немедленное уничтожение революционным путем. Коммунистический анархизм (П.Кропоткин) в свою основу положил

«биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом.

Таким образом, рассмотренные типы идеологий показывают, что содержание идеологии представляет собой широкий спектр разновидностей систем идей и форм. Политические идеологии фактически образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации.

Государственная идеология в России запрещена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Этот конституционный запрет обходится посредством использования синонимичного идеологиипонятия

«национальная идея». Призыв В.В. Путина сформулировать национальную идею не является для постсоветской России чем-то принципиально новым. Эта задача ставилась еще в 1996 году Б.Н. Ельциным. Новое состоит в понимании того, какая идеология должна быть принята Россией. Выступление Путина на заседании клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года обозначила намерение власти осуществить идеологический поворот.

Ранее идеология Российской Федерации выражалась фактически идеологемой «Россия – великая европейская страна». Она соотносилась с общим историческим направлением русского западничества. Западниками являлись и Горбачев, и Ельцин, и Медведев, и первоначально Путин. Будущее страны виделось в интеграции с высокотехнологичным Западом. Новое геополитическое устройство мыслилось как объединение «богатого Севера». Однако обострение отношений с США к концу ельцинского президентства (бомбардировка Югославии) привело к коррекции стратегических планов. Вместо интегрированного Западароссийское


политическое руководство заговорило об интегрированной Европе. Россия при этом мыслилась не просто составной частью, но и потенциальным лидером объединенного европейского мира. «Наши ценности, — говорил, находясь на посту президента Д.А. Медведев – те же, что и у вас на Западе… Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомноеоружие».

В соответствии с принятой идеологией главным ориентиром государственно-управленческой практики являлась демонстрация Россией успехов в реформировании по западным образцам. Отсюда – активное использование либеральной риторики. Она была предназначена убедить Запад в том, что Россия ему ценностно подобна. С этой же целью принимались соответствующие проекты. Наиболее яркие примеры в этом отношении – реформа в соответствии с Болонской моделью системы российского образования и введение институтов ювенального права.

Однако к президентским выборам в России 2012 года стало очевидно, что идеологический проект «Россия – великая европейская страна» не состоялся. Его неуспех был определен рядом обстоятельств:

1. Европа и шире Запад не принял Россию в свое сообщество, фактически отказав в признании ее цивилизационногоподобия.

2. Реформы западного образца в России не удались, приведя к разрушению прежней системы жизнеустройства, но не создавновой.

3. Народ в большинстве своем идеологии западничества непринял.

В рамках принятой российской элитой идеологемы «великой европейской страны» возникает развилка. Она состояла в выборе между российским великодержавием и российской европейскостью. Необходимость этого выбора привела к расколу среди элиты. В.В. Путин делает выбор в пользу великодержавия. Об этом прямо свидетельствует следующий фрагмент из валдайского выступления президента: «Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера. К слову сказать, не срабатывает такой подход и во многих других странах. Прошло то время, когда готовые модели жизнеустройства можно было устанавливать в другом государстве просто, как компьютерную программу».

Более того, та часть элиты, которая была связана с прежней идеологической парадигмой западничества, определялась как враждебная России. «…Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, – пояснял Путин на Валдайском клубе, — было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».


Но для выстраивания идеологии великодержавности нужно было определиться с ее ценностным фундаментом. С этим и возникли серьезные затруднения. Путин на заседании Валдайского клуба заявил не только о неприемлемости для России идеологии либерализма, но также консервативной идеологии Российской империи и коммунистической идеологии СССР. Что же именно оказалось неприемлемо в идеологических подходах, связанных с прежними историческими воплощениями России? Напрямую об этом не говорится. Однако в проводимой политике проявляемый диссонанс по отношению к историческим моделям российской государственности проявляется со всей очевидностью. Важнейшей составляющей идеологии царской России является опирающийся на христианскую аксиологию концепт общинности («соборности» в терминологии славянофилов).

Коммунистическая идеология выражала тот же модифицированный в новых условиях подход, утверждающий приоритетность коллективизма над индивидуализмом. Именно эта идея коллективистского общинного равенства и не принимается современной политической элитой России. Возникает

«кентаврическая» модель, сочетающая апелляцию к русским цивилизационно-ценностным накоплениям со ставкой на индивидуализм и политику приватизации. С одной стороны, утверждается уникальность российского исторического опыта. Но, вместе с тем, отрицаются на практике фундаментальные характеристики традиционного российского жизнеустройства.

В концепте великодержавия нет чего-то из ряда вон выходящего. Есть проект великих Соединенных Штатов Америки, великой Британии (что получило закрепление в названии самого британского государства), великого Китая («срединного государства»)… Должен быть, очевидно, и проект великой России.

Принятие концепта великодержавия предполагало соответствующую демонстрацию достигнутого величия. На отражение престижа «великой державы» ориентированы многие проекты путинского периода. По логике великодержавия они охватывают все сферы государственного позиционирования:

· великая технологическая держава (проект высокоскоростного железнодорожного сообщения, проект Глобальной навигационной спутниковой системы, борьба за право проведенияЭкспо-2020);

· великая армия (проведение в 2013 г. крупнейших со времен СССР военныхучений);

· великие стройки (крупнейший в мире вантовый мост, соединяющий Владивосток с островомРусским);

· великие   научные   проекты   (создание    инновационного     центра

«Сколково»,     описываемого     в  качестве    российского     аналога американской Кремниевойдолины);

· великие архитектурные сооружения (в путинский период построены восемь крупнейших зданий Российской Федерации, наиболеевысотное


из них – небоскреб «Меркурий Сити Тауэр» — 338,8 м., в перспективе его превзойдут по размерам «Башня Федерация» — 385 м. и «Лахта- центр» — 463,7 м.);

· великость традиционных российских религиозных конфессий (в постсоветский период возведены крупнейшие храмы всех традиционных религий России – православия – «Храм Христа Спасителя» — 103 м., ислама — шесть самых высотных мечетей Европы,включаяНижнекамскуюсоборнуюмечеть,грозненскую

«Сердце Чечни» и казанскую «Кул Шариф», буддизма – крупнейший хурул Европы «Золотая обитель Будды Шакьямуни»);

· великая культура (открытие Президентской библиотеки имени Ельцина, грандиозные торжества в связи с рядом исторических юбилеев);

· великая спортивная держава (поставленный на летней Универсиаде в Казани абсолютный рекорд по завоеванным одной страной медалям, Зимняя Олимпиада 2014 г., Чемпионат мира по футболу 2018г.);

· великий геополитический статус (постсоветская реинтеграция в рамках Таможенного союзаЕврАзЭС).

Логика всех этих достаточно затратных проектов раскрывается Путиным в его истолковании понятия «национальная идея», данном им еще в 2004 году: «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня». Именно так, как торговые марки и представляются проекты, презентующие российское великодержавие. Однако большинство этих проектов реализуется в отрыве от состояния самой страны. Они не только не выступают локомотивами развития, а выкачивая деньги из экономики России, усиливают диспаритеты развитости. Реализуется модель анклавных зон процветания при общей системной стагнации. Великой суверенной страны на такой основе построитьневозможно.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!