Совесть как категория нравственного сознания



Личностьнесёт в себе не только все своё настоящее, но и все своё прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому как совесть.В каждый отдельный момент судьбы совесть — это нравственный итогпройдённого человеком жизненного пути.Совесть является личным сознанием и личным переживанием человека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что им когда-то совершено.Критерий нам дан Богом в совести. В ней начертаны истины благочестия и НЗ. И это реальность.

Вся истиннаякультура говорит, что всякий человек,  блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имя достижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается на совесть, как на невидимую  подводную скалу, о которую разбивается «железная логика» всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную и твёрдую почву, утверждаясь на которой, он становится способным осуществить нравственное воссоздание своей личности. Лжекультура пытается построить своё царство антихриста. Она предлагает ложные ценности и критерии. Это вывернутые наизнанку понятия, критерии и добродетели. В конечном счётеоправдать грех и возвести его в закон или добродетель.

Совесть представляет собой ту замечательную способность души, с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческое нравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона.(архим. Платон Игумнов) Это наша духовная природа, которую призвана ипостазировать личность. Поэтому именно личная совесть находится во власти самогочеловека. Это тоже творчество.

 

История термина «совесть» в античной и христианской письменности

Термин «συνείδησιζ»1)сознавание, сознание; 2) совесть.

Впервые встречается у Демокрита, который употребляет его в специфическом нравственном смысле — как сознание совершенного злодеяния. Это первое известное употребление греческого термина «совесть», который сохранялся в греческой письменности до эпохи Нового Завета. Это был популярный термин. Он выражал знание о той реальности, с которой все люди встречаются внутри  себя и  в общении с самими собой. Термин употреблялся для обозначения нравственной оценки собственных поступков, в первую очередь, злых дел, так как их легче заметить и определить. Понятие доброй совести, как причины внутреннего мира и радости,  встречается в сочинениях стоиков, особенно в произведениях Цицерона и Сенеки.

Цицерон заявляет, что сознание (conscientia) хорошо прожитой жизни и воспоминание многочисленных добрых деяний являются причиной самой большой радости. Он отмечает религиозный характер совести, наказывающей человека за злые дела: «Если даже кто-то полагает, что он надёжно отгорожен и защищён оттого, что его уличат ближние, он, тем не менее, страшится ока богов и убеждён в том, что укоры и беспокойства, день и ночь точащие  его сердце, посланы богами для наказания».

Из письма Сенеки к Луцилию: «... Священный и высокий дух пребывает внутри нас, и ведётучёт всех наших добрых и злых поступков, и является стражем или мстителем за наши дела. Как мы обращаемся с ним, так и он обращается с нами».

В древнееврейском языке  нет слова, точно соответствующего греческому термину «совесть». До встречи с эллинским миром в Библии не было этого термина, который

появляется в Септуагинте в книге Екклесиаст (10, 20) И въсóвѣстиýботво­éй не клени́ царя́; на иврите, как и в русском переводе «в мыслях».В книге Премудрости Соломона: «ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы».(17, 10). Однако, хотя термина не было в В.З., реальность совести, как общечеловеческого нравственного опыта и как опыта народа, призванного к общению с Богом, несомненно, сознавалась. Это понятие передавалось термином«сердце»,который означал внутреннего человека, сотворённого Богом и известного только Ему. Так в Быт. 42, 28 И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?На иврите это: сердце, ум, разум; сердце в евр. языке включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции.

Для богоизбранного народа, знающего Бога и Его закон,голос совести был не чем иным, как внушением сердца, которое воспринималось как голос Бога. Это был голос похвалы или упрёка за исполнение или нарушение закона. Т. о, совесть, как реальность НС, присущего ветхозаветному человеку, была внутренне связана с Заветом и определялась законом, данным в Завете. Вся жизнь человека была в корне обусловлена требованиями Завета и личной верностью в исполнении его предписаний. Жизнь в согласии с законом Бога означала чистую и благую совесть, которая приводила человека к миру с Богом и с самим собой.

 

Учение о совести в Новом Завете следует понимать на фоне  Ветхого Завета. Хотя в четырёх Евангелиях удерживается терминология В. З., например, слово «сердце», апостол Павел и другие авторы заимствуют термин «совесть» из эллинистической культуры своего времени. Св. апостол Павел принимает все ветхозаветное и евангельское учение о сердце и переводит его в контекст нравственных категорий культуры эллинистического мира. Он заимствовал термин с целью выразить наиболее точно и  полно центральную идею христианского благовестил о спасении верой.

Апостол связал тему совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека. Жизнь по вере во Христа, и в благодати Святого Духа — это новая ситуация, предполагающая новое нравственное измерение человека. Поэтому совесть у апостола Павла — это не просто отождествление с понятием сердца в В.З., это новое сознание человека, живущего по заповедям Христа.Совесть означала сознание истинно нравственного содержания жизни, основанной на вере, поскольку  вера понималась как личное обязательство человека перед Богом и окрашивала собой воззрения человека на всю окружающую реальность.(ахим. Платон).

В этом смысле совесть означала гораздо большее, чем простое субъективное суждение относительно совершенных поступков. Она включала всю внутреннюю религиозную жизнь человека, его понимание мира и окружающей жизни, рассматриваемой глазами веры, то есть была христианским миросозерцанием,нравственным переживанием реальности мира и событий человеческой жизни. Все, что мы делаем, и все, что случается с нами, все, к чему насобязывает жизнь и к чему мы стремимся, — все это должно оцениваться в свете веры, Промысла Божьего и нашей христианской совести. Бог вочеловечился во Христе с целью научить нас, как жить и как упорядочить свою жизнь и сделать её достойной Его Божественной благости и любви.

Апостол Павел употребляет слово «совесть» ещёи в общепринятом значении, когда говорит, например, о суде совести у язычников (Рим. 2, 15), который он связывает с эсхатологической перспективой: «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2, 16).С точки зрения суда совести над поступками человека, апостол Павел отмечает качества совести: она может быть благой, доброй, чистой совестью или нечистой и злой.

 

Святые отцы.

Традиция надёжно усвоила термин и понятие совести в письменной культуре своего времени, подчеркнула универсальный характер совести  в человеческой жизни и возвысила роль совести, как важнейшей функции НС.

Ориген – совесть как некий внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека, живущего верой во Христа и пребывающего в благодати

Св. Духа. Бл. Иероним описывает совесть как внутренний свет и как высший ум, который судит, что добро и что зло. Бл. Августинговорит, что человек — это его совесть, ибо она есть центр внутренней жизни человека и даже бездна, в которой обитает Бог. Святитель Григорий Богословговорит, что, всматриваясь в свою совесть, можно идти прямым путём. Св. Григорий Нисский отмечает, что чистая совесть не вызывает страха за будущую участь после смерти. Святитель Иоанн Златоуст прозревает сокрытую мистическую глубину совести. Он говорит, что человеку дано от начала два учителя: это природа и совесть,причёмоба они имеют беспристрастный голос и учат человеческие существа в молчании. Обличения совести святитель Иоаннназывает неким священным якорем, не допускающим человека совершенно погрузиться в бездну греха.

Но отцы говорят о необходимости воспитания и совершенствования совести. Оригенучит, что не должно осквернять совесть нечестной наживой. Преподобный авва Дорофей указывает на обязанность человека сохранять совесть чистой и говорит о хранении совести в отношении к Богу, к вещам и к ближним. Т.е. не делать ничего, что несогласно с волей Божией, ничем не оскорблять ближнихи не проявлять пренебрежения к вещам и предметам, предназначенным служить человеку.

Совесть – заимств. из цслав., ст.-слав. съвѣсть– калька греч. συνείδησις; восходит к «ведать». Др.-рус. (XI) – разумение, понимание, знание, согласие, чистота; т.е. со-знание, совместное знание - от греч.узнаю вместе с кем-то, сознаю. О.-с.Sъvesть значило «(по)знание, получаемое с кем-либо; ср. о-с. vestьотvedtь, от гл.vedeti- знать, разуметь.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!