Стыд и несостоятельность ложной надежды



Лекция 6

Нравственное сознание

Не  может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего.Это есть наш Логос(греч.— первоначально - речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон;).

А) разумный принцип, управляющий миром;

Б) Бога-Сына как Посредника между Богом-Отцом и миром.

Это непереводимый и один из самых оригинальных и популярных терминов антич. и ср.-век. философии, обозначающий такое единство мышления и языка, к-рое доходит до их полного тождества. Условно и описательно его можно было бы перевести "мысль,адекватно выраженная в слове и потому неотделимая от него" или "слово, адекватно выражающее какую-нибудь мысль и потому от неё неотделимое". Поэтому перевод этого термина на др. языки весьма затруднителен.

Учение о семенных Логосах св. мученика Иустина Философа.

Ипостась (греч.ΥπόστασηЛичность, подставка, фундамент).

Усия (греч.ουσία«Сущность», «Природа»). Понятие, которое в богословии Пресвятой Троицы выражает сущностное единство Бога, в отличие от понятия «ипостась», выражающего три личностных начала единой природы Божией. В православном богословии усия не мыслится вне ипостасей как отвлечённо-общая их природа. Каждое Божественное Лицо находится в полноте общения и любви с двумя другими, передаёт Им свою природу и получает от них полноту их сущностей, что определяет живое личностное единство Троицы.

Логос. Ипостазирование личностью своей природы – становление и формирование. Рисунок, который нужно раскрасить.

 

Нравственное сознание (НС) является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности её присутствия в универсуме бытия – наше «Я». Рефлексия (от лат. reflexio — обращение, отражение) — понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении».Но «Я» не может существовать вне системы координат, оно не абсолютно и несамобытно. Оно всегда относительно. Необходим критерий ценности, точка отсчёта. Относительно Абсолютного Я.Снова два пути: автономия и синергия.Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемому выбору, кпроцессам самоопределения и нравственной ориентации. Это фундамент личности. По внутреннему свидетельству нравственного сознания, все, что есть в человеке, в окружающих его людях и в его отношениях к ним, — все это подлежит оценкес точки зрения абсолютного блага и связанных с ним понятий достоинства и долга. Путь нравственного выбора и есть путь ипостазирования. Когда этого не происходит, личность поглощается стихийным природным – животным – началом. Грех обезличивает человека. Наше бытие – бытие ценностно ориентированное,  нравственно становящееся. (Мир пытается изменить шкалу ценностей).

При правильном ориентире личность осознает свою оригинальность и исключительность, и в этом оценочном осознании своего «я» переживает характер своей самобытности в её запредельной и недосягаемой глубине.Человек уподобляется Богу - Беспредельному, Непознаваемому. Бог открывается на глубине. Путь к глубинам – путь нравственного выбора, при верном критерии. Критерий дан свыше.Нравственное сознаниезаключает в себе творческое отношение человека к жизни, в котором творчески созидается и преображается сам человек, его становящаяся богоподобная личность. Мы – творцы своей судьбы. Она нам не навязана. Мы – свободны, относительно выбора пути. Но творить можно или с Богом или автономно (пример рисование ребёнком рисунка). Формы Н.Сстыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние.

Стыд как первоначальное проявление НС

Самая элементарная форма НС. Человек должен поступать всегда так, чтобы восприниматься этически. На внешнем уровне при порицании своих безнравственных действий эта форма НС переживается как  стыд.  Переживание стыда возникает всякий раз в ситуации, когда человек сознает, что он не воспринимается этически, то есть когда сознает, что не имеет морального права пользоваться нравственным признанием и уважением.

Стыд выражает отношение человека к собственному природному началу, прежде всего отношение к удовлетворению природных потребностей.Когда человек стыдится открыто проявлять свои природные потребности, он тем самым показывает, что он является носителем не только природной, но и разумной жизни. Это форма ориентирована на взаимоотношениякультуру. Стыд является важнейшей гарантией, предохраняющей личность от погружения в стихию природного чувственного начала. Он даёт возможность личности поступать в соответствии с требованиями культуры и разума и восприниматься этически.

 

Стыд как переживание вины

Основной компонент этой формы НС. Вопрос, каким образом личность приходит к оценке сознающегося в своей вине сознания, остаётся до конца не раскрытым. Он засыпан слоем эмоциональных переживаний — страхом, смятением, раскаянием, отчаянием.

Несоответствие поступка этической норме производит сознание вины, смущение и страх перед позором или бесчестьем.

Обстоятельства, являющиеся причиной стыда, могут быть крайне различны, но в любом случае переживание вины рассматривается как страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил своё достоинство. Часто это ложный страх (Заикание). Компонент вины в переживании стыда сопровождается сознанием собственного недостоинства, беспокойства и тревоги. Этот компонент вносит в нравственный мир человека внутренний диссонанс, в состоянии которого человек не способен уважать себя и других. Необходим настрой этой формы, корректировка. Иначе возникаетложный стыд.

Стыд, вина и смущение могут находиться в различных соотношениях. Некоторые люди могут испытывать стыд и вину за свои скрытые ошибки, но чувствуют смущение

только тогда, когда эти ошибки вдруг открыты и выявлены.

Переживание смущения в межличностных отношениях является часто результатом осознания человеком своей исключительности: физической, интеллектуальной, социальной, возрастной, профессиональной. Человек, который сознает своёнесоответствие характеру и требованиям окружающей его среды, может чувствовать в отношениях с другими

людьми эмоциональную напряжённость. Смущение сопровождается сознанием отчуждённостии одиночества. Это окрашивает в мрачные тона картину личного существования.

Смирение– естественный и реальныйвыход из затруднений. Это стихия человеческого существования, погружаясь в которую личность достигает безопасной глубины, не знающей внешних волнений и бурь. Смирение примиряет в себе взаимоисключающие понятия — понятия стыда и надежды.

Стыд и несостоятельность ложной надежды

Стыд — результат грехопадения, итог поражения ложной надежды первых людей. В грехопадении человек увидел свою обнажившуюся тварность и впервые пережил стыд. До греха «не стыдились».

СтыдИндоевропейское – steu>stu (стужа, холод > сжиматься, коченеть).Общеславянское – studъ<stydъ (стыд, поругание, позор). Слово «стыд» (позор, срам, чувство смущения) известно с древнерусской эпохи (с XI в.).Древнерусское «стыдъ» – заимствование из старославянского, где «стыдъ» восходит к общеславянскому studъ<stydъ. Первоначальное значение слова – «то, что заставляет сжиматься, цепенеть, коченеть», отсюда и однокоренные слова «студеный», «стужа». Ср. мороз – мерзкий.

В библейском понимании с перенесением стыда связывается всякое страдание, переживаемое на виду у других. αἰσχύνω1) обезображивать, уродовать; 2) осквернять, бесчестить, позорить;3) -pass. стыдиться, совеститься, стесняться, смущаться.

Но при этом  всякий раз стыд, как результат поражения ложной надежды, противопоставляется истинной надежде праведника. Праведник уповает на Бога, и, если его надежда истинна, он не постыдится. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.(Пс.70:1)Наоборот, надежда на неправду, коварство и нечестное отношение к жизни суть ложные опоры, которые будут сокрушены, и рано или поздно откроется их ничтожество.да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. (Пс. 24:3)Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами.(Пс. 96:7)

 

Христос являет нам образ праведника, уповающего на Бога. Но при этом Христос всецело разделяет судьбу Адама, берет на Себя его вину и унижение.Кеносис Христа во время переживания Им крестных страданий несовместим, с точки зрения ветхозаветного сознания, с надеждой праведника, уповающего на Бога. Разделяя в Своей жизни судьбу человека, Христос избавляет человека от унижения, бесславия и вечного осуждения и возводит его через СвоеВоскресение к вечной славе.

Последний аспект в библейском понимании стыда — эсхатологический. Понятие стыда связывается здесь с темой суда. Суд — это такой момент в конце человеческой жизни, или в конце времён, когда перед лицом Божиим и перед всеми  откроется несостоятельность ложной надежды. Все нечестивые будут постыжены перед праведным Судом Божиим. В иконографии Страшного Суда святые праведники изображаются в славе — в  одеждах, соответствующих их иерархическому служению на земле. Наоборот, грешники, как и злобные демоны, изображаются в безобразной наготе, лишёнными всех атрибутов славы и достоинства.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!