Язык как общественное явление.
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека.Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней. Но и то и другое возможно только в людском общежитии.
Вспомним в «Таинственном острове» Жюля Верна историю о том, как колонисты нашли одичавшего Айртона, оставленного в наказание за преступления на необитаемом острове. Оторванный от общества, Айртон перестал жить по–человечески, утратил способность человеческого мышления и перестал говорить. Когда же он попал в среду небольшого коллектива, вошел в жизнь людей, к нему вернулась способность мышления и он опять начал говорить.
Если же человеческое не проявилось и не закрепилось, то потомки людей, попавшие в условия жизни зверей, приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Так было с двумя девочками в Индии, которых в 1920 г. индийский психолог Рид Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами. Одной из девочек на вид было лет семь–восемь, а другой – года два. Младшая вскоре умерла, а старшая, названная Камалой, прожила около десяти лет. Р. Синг в течение всего этого периода вел дневник наблюдений развития и жизни Камалы. Из этого дневника и трудов Р. Синга мы узнаем, что Камала вначале ходила на четвереньках, опираясь на руки и колени, а во время бега опиралась на руки и ступни; мясо ела только с пола, из рук не брала, пила, лакая. Если кто–либо во время еды к ней подходил, то она издавала звуки, похожие на рычание. Иногда по ночам она выла. Спала Камала днем, сидя на корточках в углу, лицом к стене. Одежду с себя срывала. В темноте, ночью девочка очень хорошо видела, первоначально боялась огня, сильного света, воды.
|
|
Через два года Камала научилась стоять, через шесть лет – ходить, но бегала, как и раньше, на четвереньках. В течение четырех лет она выучила только шесть слов, а через семь – сорок пять. К этому времени она перестала бояться темноты, стала есть руками и пить из стакана, полюбила общество людей. Как видим, при возвращении в жизнь людей сделать Камалу полностью «человеком» не удалось.
Т. образом,язык развивается только в обществе, и человек понимает себя только тогда, когда на опыте убедится, что его слова понятны также и другим людям"
Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.
Отметим ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВА НА ЯЗЫК:
а) связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;
|
|
б) социальная обусловленность развития языка;
в) социальное расслоение языка;
г) социальные компоненты в структуре языковых единиц;
д) сознательное воздействие общества на язык и его функционирование.
Происхождение языка было вызвано общественной потребностью. Средство общения, а именно таким средством является язык, не могло возникнуть вне общения, вне общественных отношений.
Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой системы. Ярким примером влияния общества на язык является социальное расслоение языка: территориальные диалекты, профессиональные языки, городское просторечие, студенческий жаргон, арго (язык воров, бродяг).
Существенным признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание. На первый взгляд, этот признак может показаться несущественным, поскольку другие явления, обслуживающие общество, также могут отражать общественное сознание. Машины, обслуживающие общество, несомненно, в известной мере отражают общественное сознание, поскольку их создание немыслимо без учета и использования определенной суммы знаний, накопленных обществом. Базис и надстройка, обслуживающие общество, также отражают общественное сознание. Однако отличительное свойство языка состоит в том, что он по существу является единственным средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.
|
|
5.2. Исторические типы человеческих языков и общностей.
Опыт изучения языков на разных этапах развития языкового коллектива говорит о зависимости статуса языка от форм исторической общности людей, характеризующихся разной степенью внутренней консолидации.
Род, группу кровных родственников по отцовской или материнской линии принято считать первичным социальным образованием. Это отдельный, но не обособленный коллектив, характеризовавшийся собственным говором — средством общения, используемым малой языковой группой (обычно жителями одного населенного пункта). В силу господствовавшего закона экзогамии (запрета на браки с представителями своего рода) такой коллектив не мог существовать изолированно, поэтому с самого начала появления человека разумного два или несколько родов объединялись между собой брачными отношениями в племя.
|
|
Племя характеризуется большей самостоятельностью и как следствие большим потенциалом для развития собственного языка или диалекта. Со временем, по мере усложнения общественной жизни человека (развитие производственной структуры, становление первичных форм государственности) языковая система, ставшая орудием внутриплеменной коммуникации, продолжает развиваться и закрепляется в качестве особого языка формирующейся общности людей — народности.
Народности, как правило, складываются из близкородственных племен (например, племена восточных славян, составившие древнерусскую народность). Однако не исключена возможность объединения разноязычных племен, например, становление французской народности на основе объединения кельтов, германских племен и римских поселенцев. Как следствие, в языке народности может проявляться заметная вариативность. Однако со временем вариативность преодолевается на основе становления специфических языковых систем межплеменного общения — койне, которые нередко закрепляются в произведениях народного творчества. Один из племенных языков становится при этом господствующим(обычно это диалект того племени, вокруг которого происходит единение). Например, в основу латинского языка лег диалект Рима, татарского — диалект Казани, грузинского — картлинский диалект, русского — среднерусские говоры.
Нация, новый тип общности, появляется, когда за народностью окончательно закрепляется определенная территория, складываются единая система хозяйствования, общие элементы культуры и связанная с нею картина мира. Национальный язык формируется вместе с образованием нации.
Важнейшей характеристикой нации является принадлежность ее представителей к определенному государству. Вместе с тем это не предполагает, что определенное государство использует только язык одной входящей в него нации. С одной стороны, в некоторых случаях в разных государствах используются национальные варианты одного языка (Испания и многие страны Латинской Америки; Португалия и Бразилия; Германия, Австрия и Швейцария; Англия, США и Канада). С другой стороны, в упомянутых Швейцарии и Канаде официально закреплены равные права нескольких иностранных языков (в первом случае — немецкого, ретороманского, итальянского и французского, а во втором — английского и французского).
Переход от языка народности к национальному языку происходит, таким образом, на основе создания единого образца, на который ориентируется население страны. Этот образец получил название литературного языка. Кроме него в состав национального языка включают территориальные диалекты, социальные жаргоны и просторечие, койне.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1262; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!