ПРИЧИНЫ ОТСТУПЛЕНИЙ ОТ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ
Развитие языка
Вариант «младшей» нормы при своем возникновении, вариант «старшей» нормы при своем уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы (например, устаревшее произношение [р’] перед заднеязычными в словах це[р’к]овь, четве[р’]г.
Влияние диалектов
У жителей городов в окружении севернорусских говоров часто наблюдаются оканье (в[о]да, см[о]ла), а жители городов, окруженных южно-русскими говорами, нередко произносят [g] вместо литературного [г] ([g]ород).
Влияние письмапроявляется, например, в нормативном произношении [ч’н] вместо [шн] в словах конечно, нарочно, [ч’т] вместо [шт] в словах что, чтобы. Под влиянием орфографии стало развиваться произношение глагольного постфикса -ся / -сь с мягким согласным, первоначально признававшееся неправильным, а в настоящее время ставшее вариантом литературного произношения.
Таким образом, отклонения от произносительных норм в одних случаях являются нарушениями нормы, а в других – являются источником развития вариантов норм.
Хотя полной унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с территориальным признаком или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль должны играть театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино, которые призваны служить мощным средствам распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.
|
|
18. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных.
Орфоэпические нормы в области гласных (вариативность гласных) | Примеры |
1. Русское литературное произношение характеризуется аканьем (см. схему качественной редукции безударных гласных), но, в отличие от говоров, в литературном произношении не допускается пропуск (диэреза, полная редукция) редуцированных звуков во втором предударном или заударном неконечном слоге. | [про’вълъкъ] |
2. В первом предударном слоге после твердых согласных (кроме шипящих и [ц]) произносится [Λ]. | [вΛда’], [трΛва’], [вΛд’э’], [трΛв’э’] |
3. В остальных безударных слогах после твердых согласных произносится [ъ]. | [въд[Λво’с], [тръв’иэно’i] |
4. В абсолютном начале слова и при стечении гласных в любой безударной позиции произносится гласный первого предударнго слога. | [Λкно’], [Λн’у’тъ], [ыэта’ш], [Λд’ино’к’иi], [ΛфтΛр’ит’э’т], [ыэтΛжэ’ркъ], [вΛΛдушыэвл’э’н’иiь] |
5. Произношение гласных в первом предударном слоге после шипящих [ж], [ш] допускает варианты. По старомосковской орфоэпической норме в соответствии с ударными [а], [б], [э] в этой позиции произносится [ыэ] или даже [ы]. Такая норма обнаруживается в сценическом произношении, у дикторов радио и телевидения. По новомосковской орфоэпической норме в соответствии с [о’], [э’] произносится [ыэ], в соответствии с [а] – [Λ], но не во всех словах. В остальных безударных слогах после шипящих произносится [ъ]. | [жыэра’], [жыэрко’iь], [шыэга’т’], [жыина’], [шыэлка’], [жыэс’т’а’нкъ], [шыэр’э’нгь] – старомосковская норма; [жΛра’], [жΛрко’iь], [шΛгат’], [жыэна’], [шыэлка’], [шыэр’э’нгъ] – новомосковская норма; [жыэл’э’т], [жыэк’э’т], [жыэсм’и’н], [лъшыэд’э’i] – исключения |
6. После [ц] в первом предударном слоге в соответствии с [а’] произносится [Λ], а в соответствии с [э’] – [ыэ], [эы]. Глаголы танцевать, гарцевать произносятся с [Λ] и с [ыэ], а облицевать, лупцевать, кольцевать, вальцевать – с [ыэ]. В остальных безударных слогах после [ц] произносится [ъ]. | [цΛр’а’], [цΛра’нът’], [цыэна’], [цыэла’]; [тънцΛва’т’] и [тънцыэва’т’], [гърцΛва’т’] и [гърцыэва’т’], [Λбл’ицыэва’т’], [луицыэва’т’], [цълΛва’т’], [два’цът’] |
7. В первом предударном слоге после мягких согласных в соответствии с ударными [а’], [о’], [э’] произносится [иэ]. Перед мягкими согласными, а также в беглой речи может произноситься [и]. Икающее произношение встречается и в литературном языке, но не считается образцовым, являясь принадлежностью беглой речи, просторечного стиля. Экающее произношение характеризовало литературный язык XIX века, в настоящее время связано с высоким стилем. В остальных предударных слогах после мягких согласных произносится [ь]. | [вз’иэла’], [м’иэд’ок], [ф-т’иэн’и’]; [вз’ила’], [м’идо’к], [ф-т’ин’и’]; [вз’эла’], [м’эдо’к], [ф-т’эн’и’] [н’ьтΛч’о’к], [м’ьдΛву’хъ], [т’ьн’иэво’i] |
8. Произношение гласных после мягких согласных в заударных слогах в соответствии с ударными [а’], [о’], [э’] определяется фонетическими и морфологическими условиями. В неконечных и конечных заударных слогах, не являющихся окончаниями, после мягких согласных произносится [ь]. В конечных слогах, закрытых и открытых, являющихся окончаниями, в соответствии с [а’] – [о’] произносится [ъ], а в соответствии с [э’] – [ь]. Такое различие объясняется необходимостью отразить в произношении особенности грамматической формы. | [вы’т’ьну], [вы’н’ьсу], [вы’с’ьку], [в’э’т’ьр], [за’iьц], [ко’р’ьн’], [ка’пл’ъ], [ф-ка’пл’ь], [мо’р’ь], [мо’р’ъ] |
В некоторых формах наблюдается двоякое произношение: [ъ] – по старомосковской норме, [ь] – по новомосковской; такое произношение наблюдается в окончаниях творительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода и именительного и винительного падежей существительных среднего рода. Это колебание в произношении не имеет существенного значения для современной орфоэпической нормы, так как словоформа узнается по морфологической позиции. | [уч’и’т’ьл’ъм], [уч’и’т’ьл’ьм]; [по’л’ъ], [по’л’ь] |
9. После твердых шипящих и [ц] в заударных открытых слогах, являющихся окончаниями, вместо [ъ] возможно произношение [ыэ]. | [нΛ-п’aл’цъ], [нΛ-па’л’цыэ] |
10. При стечении безударных гласных стяжение в литературном произношении невозможно и является диалектным. | [зΛ-Λкно’м], [пΛΛткрыва’ли] |
Орфоэпические нормы в области согласных касаются произношения отдельных согласных, некоторых сочетаний согласных в разных по происхождению словах (исконных и заимствованных).
|
|
|
|
|
|
I. Произношение отдельных согласных. Произношение твердых и мягких согласных. В начале XX века большинство согласных подчинялось следующей закономерности: перед мягким согласным произносился тоже мягкий согласный. В настоящее время подобное произношение сохраняется только в некоторых группах согласных в отдельных позициях.
Губные перед мягкими согласными чаще произносятся твердо по младшей норме, нежели мягко по старшей:
– перед губными ([в’б’]Ить)и ([вб’]ить),(ри[ф’м’]е и ри[фм’]е, о[б’м’]ен и о[бм’]ен);
– перед зубными ([ф’с’]ё и [фс’]ё, [м’с’]тить и [мс’]тить , и[в’н’]як и и[вн’]як, зй[м’н’]ий и зй[мн’]ий,но ко[пт’]йть, [бд’]ение, ко[фт’]е, по[мн’]ить;
– перед передненёбными [ч’], [ш’] возможны варианты произношения (о[ф’ч’]ина и о[фч’]ина, я[м’ш’]йк и я[мш’]ик), но перед [р’] губные только твердые (за[п’]рёт, де[бр’]и, на ко[вр’]е, за[мр’1и;
– перед звуками на месте <j> возможно твердое и мягкое произношение ко[п’jo] и ко[пjo], воро[б’j]и и воро[бj]и;
– перед заднеязычными возможны твердые и мягкие губные щелевые (ло[ф’к’]ий и ло[фк’]ий), а губные смычные чаще произносятся твердо (ро[пк’]ий, ла[пк’ ]и, гро[мк’]ий, [мх’]й).
Зубные согласные перед мягкими зубными могут быть мягкими внутри и на конце корня (мо[с’т’]ик, у[з’д’]eчка, ба[н’т’]ик); по младшей норме в таких сочетаниях (наряду с мягкостью) возможна и твердость первого согласного:
– в начале слова ([ст’]ена, [сн’]ег),
– в конце приставки (ра[ст’]ирать, во[зд’]eрживаться, по[дн’]ёс),
– после твердого согласного (то[лст’]як, пд[лдн’]ик, мё[рзн’]ет, па[ртн’]ёр),
– в сложных словах (го[сс’]екретарь, Го[ст’]елерадио).
Мягкий [н’] обычно произносится перед [д’], [т’], [з’], [с’], но допустимо (а во многих словах и преобладает) и твердое произношение (ко[н’т’]инeнт и ко[нт’]инeнт, ко[н’д’]иционeр и ко[нд’]иционeр, ко[н’с’]eрвы и ко[нс’]eрвы, бе[н’з’]ин и бе[нз’]ин).
– Зубные перед мягкими губными произносятся мягко по старшей норме (по[с’п’']eешь, и[з’м’]eна, че[т’в’]еро, ме[д’в’]eдь)и твердо по младшей (по[сп’]eешь, и[зм’]eна, че[тв’]ерo, ме[дв’]eдь).
Звук [л] произносится твердо перед мягкими согласными (до[лб’]ить, то[лп’]иться, по[лз’]и, же[лт’]еть, по[лн’]ней, то[лч’]ёный, то[лш’]ина); перед [л’] допустимы и мягкие и твердые зубные (о[с’л’]ик и о[сл’]ик,[з’л’]ить и [зл’]ить, пе[т’л’]я и пе[тл’]я, бо[д’л’]ивый и бо[дл’]ивый).
Зубные перед мягкими передненебными произносятся по-разному:
– перед [р’] – только твердо ([тр’]и, му[др’]eц, по[ср’]едине, со[зр’]еть, в жа[нр’]е;
– перед [ч’], [ш’] твердые зубные обычно заменяются мягкими зубными и передненёбными (ваго[н’ч’]ик, жё[н’ш’]ина), но возможно и твердое произношение (са[нч]асть, стали[нш’]ина).
Зубные перед звуками на месте <j> внутри и на конце корня мягкие (до[с’jэ], пя[т’j'у], [д’jа]кон), в конце русской приставки и предлога зубные щелевые произносятся мягко по старшей норме и твердо – по младшей ([с’jэ]xать и [сjэ]хать), зубные взрывные обычно твердые (о[тj]eзд, на[дjа]мой); в конце приставок иноязычного происхождения и после начальных ин-, кон-, пан- произносится твердый зубной (пос[тjа]дерный, и[нjэ]кция, ко[нjу]нктив).
Зубные перед мягкими заднеязычными обычно твердые (пЯ[тк’]и, мо[зг’]и, Па[сх’]е).'
Переднеязычный твердый [р] преобладает в произношении перед губными, переднеязычными и заднеязычными согласными (со[рв’]и, а[рм’]ия, втo[рн’]ик, сва[рш’]ик); по старшей норме возможно произношение [р’] после гласных переднего ряда (те[р’п’]eть, чe[р’т’]и, пе[р’ч’]ёный);перед звуками на месте <j> мягкий [р’]произносится внутри и в конце корня перед суффиксом (сы[р’j]O, а твердый [р] – на стыке двух морфем (супе[рjA]хта).
В XVIII в. мягкость [р’]была обязательной в положении после [э] перед губным или заднеязычным согласным (сe[р’п], вe[р’б]а, вe[р’х], четвe[р’]г, зе[р’к]ало и др. На протяжении XIX в. и в начале XX в. такое произношение в литературном языке постепенно утрачивалось. Вариативность произношения [р’] и [р]в литературном языке сохраняется в слове церковь, при этом вариант це[р’к]овь относится к устаревающей норме.
Заднеязычные перед губными и переднеязычными обычно твердые (бу[кв’]е, до[гм’]е, та[кс’]и, [гд’]е,ма[хн’]и, ви[хр’]),перед звуками на месте <j>могут произноситься мягко и твердо ([к’jo]лке и [кjo]лке),как и перед мягкими заднеязычными (лё[х’к’]ий, мя[х’к’]ий).
Процесс отвердения согласных с’с’>сс’по-разному проявляется в различных группах согласных, после гласных переднего и непереднего ряда, внутри морфем и на стыке морфем, в начале и в середине слова, в словах частотных и редких.
Так, произношение с’с’ дольше сохраняется внутри корня и на стыке корня и суффикса, новое произношение cc’ раньше появляется на стыке предлога и следующего слова, на стыке приставки и корня, в начале слова.
Произношение с’c’ дольше сохраняется в словах частотных, а произношение сc’ чаще встречается в словах редких, книжных. После гласных переднего ряда в некоторых сочетаниях согласных первый мягкий задерживается дольше, чем после гласных непереднего ряда.
Процесс отвердения с’с’>сс’ почти не коснулся мягких звуков, реализуюцих мягкие фонемы, т.е. тех случаев, когда мягкость звуков позиционно не обусловлена (гото[ф’с’]я –готд[ф’], познакд[м’т’]е – познако[м’], су[д’б’]e – су[д'б]а, во[з’м’]и – во[з’м]у.
При произношении заимствованных слов по старшей норме перед [э] могли быть только мягкие согласные(кроме [ш], [ж], [ч]): [б’]еж, брю[н’]ет, му[з’]ей, пио[н’]ер, [р’]ельс, [т’]ермин, фа[н’]ера, ши[н’]ель. В настоящее время эта закономерность утрачена, и во многих заимствованных словах произносятся только твердые согласные: антенна, бизнес, бифштекс, дельта, кабаре, кафе, кашне, кодекс, коктейль, модель, отель, партер, пастель, поэтесса, пюре, реквием, тире, тоннель, шатен, шедевр, шоссе, эстетика. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: [д]екан и [д’]екан, конг[р]есс и конг[р’]есс, к[р]едо и к[р’]едо, [т]еррорист и [т’]еррорист.
Произношение согласных[г] и [g].
В XVIII – XIX вв. во многих словах перед гласными произносился фрикативный [g], но при этом шел процесс его вытеснения звуком [г] взрывным. В начале XX в. [g] произносился наряду с [г] в словах лёгок, мягок, коготь, ноготь, Господь, Бога, благо (и производных), господин, богатый, господи, ей-богу. В современном русском языке [g] обязателен только в слове бухгалтер и междометиях ага, ого, а также возможен в словах бухгалтерский, бухгалтерия, господи, ей-богу. В остальных словах преобладает произношение [г], чередующегося с [к]: бла[г]о – бла[к], но Бо[г]а – Бо[х]. Произношение [g] в сильной позиции характерно для южнорусских говоров, а также свойственно церковно-славянскому языку.
Произношение согласного [j].
В заимствованных словах произношение [j] на месте сочетаний ее, ие, ое внутри корня перед вторым ударным гласным является вариантным. Данный звук произносится в словах гиeна, гигиена, диезный, клиент. Не произносится [j] в словах коэффициент, пациент, реципиент, риёлтор, спаниель, проект, феерия. Произношение слов с [j] и без [j] возможно в случаях абитуриент, аудиенция, диёта, ингредиент, реестр, сиеста, фиеста. После безударного [э] на месте й звук [j] может произноситься и не произноситься в фамилиях Эйзенштейн, Эйзенхауэр, Э(й)нштёйн, Э(й)дельман и др.
19. Произношение отдельных грамматических форм.
Некоторые грамматические формы глаголов, существительных, прилагательных характеризуются особыми правилами произношения звуков в суффиксах и окончаниях.
1. В глаголах с частицей — ся в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа на стыке окончания и частицы произносится [ц]: встретиться, встретится — встре?ти[тць], отметиться, отметится — отме?ти[тць], отмечаться — отмеча?[тць], прощаться — проща?[тць].
В форме повелительного наклонения на месте сочетания — ться звучат два мягких звука [т’с’ь]: отметься — отме?[т’с’ь], встреться — ветре?[т’с’ь].
2. В окончаниях родительного падежа форм мужского и среднего рода прилагательных, числительных, местоимений — ого/-его на месте г произносится [в]: большого дома (озера) — большо?[вь], синего флага (моря) — си?не[вь]. Это же правило распространяется на слова сегодня — се[в]о?дня, итого — ито[в]о?.
Примечание. В фамилиях, оканчивающихся на — аго (Шембинаго, Живаго), произносится звук [г].
3. Графические сокращения, встречающиеся в тексте, например, инициалы при фамилии, а также сокращения типа л (литр), м (метр), кг (килограмм), га (гектар), п/я («почтовый ящик»), т. д. (так далее), с (страница) и др. в чтении «расшифровываются», т. е. «развертываются» в полные слова. Графические сокращения существуют лишь в письменной речи только для зрительного восприятия, и буквальное их прочтение воспринимается или как речевая ошибка, или как ирония, уместная лишь в особых ситуациях.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 3811; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!