Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Стили произношения. Причины отступлений от орфоэпических норм.
Орфоэпия(греч. оrthoépeia < оrthós «правильный» + ероs «речь») -
1. Совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании к орфоэпии относят и образование вариантных грамматических форм.
2. Раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. По мнению ряда ученых, орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах; ударение и интонация не относятся к объекту орфоэпии (Вячеслав Всеволодович Иванов, Дитмар Эльяшевич Розенталь, М. А. Теленкова и др.), а относятся к области грамматики или лексики.
Традиционно к орфоэпии относятся все произносительные нормы литературного языка (Рубен Иванович Аванесов): нормы произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, сочетаний с непроизносимыми согласными, нормы произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.
|
|
С другой точки зрения, – только нормы, допускающие вариантность произношения: этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений (Михаил Викторович Панов). Так, к законам фонетики относится произношение глухих согласных на месте звонких на конце слова, к орфоэпии относится вариативность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий (в[иэ]сна или в[эи]сна, було[ч’]ная или було[ш]ная, умыл[с’]а или умыл[с]а, бриллиант или брильянт, галоши или калоши, матрас или матрац, ноль или нуль). Вариантность фонемного состава морфем – это область орфоэпии, а вариантность звуковой реализации фонем – область орфофонии.
Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, типичные для разных групп носителей литературного языка, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях. Нормы русского литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление. Они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных собственно лингвистических и *экстралингвистических факторов. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но, если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем и, возможно, к укоренению новой нормы произношения.
|
|
Орфоэпические варианты могут характеризовать:
– «младшую» и «старшую» нормы (новое, произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют: например, перед мягким губным согласным традиционно произносится мягкий зубной [з’в’]ерь, а по новой норме – твердый зубной [зв’]ерь;
– общенародную и профессиональную сферу употребления (добЫча и дОбыча, алкогОль и Алкоголь, кОмпас и компАс и др.),
– мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской);
– территориальные разновидности общенародного языка (например, произношение [г] взрывного в Москве и [g] фрикативного в городах юга России).
|
|
Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям произношения.
Стилистическая закрепленность распространяется не только на употребление в речи орфоэпических вариантов, но и на характер литературного произношения в целом, и в зависимости от условий и целей устного общения в пределах общей орфоэпической системы литературного языка выделяются такие стилистические разновидности, как нейтральный(полный), высокий (торжественно окрашенный) и сниженно-разговорный (неполный) стили литературного произношения.
Каждая из этих стилистических разновидностей имеет свои сферы употребления и обладает некоторым набором отличительных признаков. Для нейтрального стиля литературного произношения, который реализуется в условиях официального общения, характерно обязательное соблюдение всех основных современных орфоэпических норм, и поэтому основными отличительными признаками ПОЛНОГО стиля произношения является:
– «аканье» после твердых согласных,
– «иканье» после мягких согласных, б[иэ]ру, вз[иэ]ла, н[А]ктюрн, п[L]эт
– оглушение согласных на конце слов,
– оглушение звонких согласных перед глухими,
– четкая артикуляция звуков без сильной редукции,
|
|
– ясное, спокойное интонационное оформление.
ВЫСОКИЙ стиль литературного произношения используется в основном в особо торжественных или поэтически возвышенных ситуациях. Для этого стиля основными отличительными признаками являются:
– «еканье» после мягких согласных, б[’э]ру, вз[’э]ла
– произношение безударного [о]в некоторых заимствованных словах (н[о]ктюрн, п[о]эт)
–частичное сохранение звонких конечных согласных в середине слов,
– четкая артикуляция звуков,
– замедленный темп речи и эмоциональное интонационное оформление.
РАЗГОВОРНЫЙ или снижено -разговорный стиль литературного произношения, свойственный только для обиходно-бытового неофициального общения, характеризуется такими чертами, как:
– ярко выраженное «аканье» после твердых согласных
– «иканье» после мягких согласных,
– большая вариативность темпа речи,
– сильная редукция, даже с полным выпадением безударных гласных прово[лк]а, не[кт]орые, в[ а]бще, ты[ш’]а,
– упрощение групп согласных в середине слова,
– отсутствие пауз между фразами и их частями,
– резкая смена интонационных и ритмических рисунков речи
Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1631; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!