Вопрос № 6 Русская культура в 16-17в.



На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали:

1. Образование единого Российского государства

2. Освобождение страны от монголо-татарского владычества

3. Завершение формирования Русской народности и единого русского языка

4. Огромное влияние церкви на культуру (церковь активно борется с «латинством», распространением светских знаний, была установлена жёсткая регламентация зодчества, живописи, литературы)

17 век стал переломным периодом в Русской культуре. Главным содержанием культурно-исторического процесса стала тенденция к обмирщению, т. е. освобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.

Просвещение и книгопечатание.

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ. В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия:

*Букварь Василия Бурцева 1634г

*«Грамматика» МилетияСмотрицкого 1648г

* «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кореона Истомина 1694г

В конце 17 века читать и писать умел каждый 3 горожанин. Неграмотным в основном оставалось крестьянство.

В 1665г в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого.

1687г по инициативе Сильвестра Медведева открывается первое в России высшее учебное заведение Славяно – Греко - Латинское училище (с 1701 академия). Первые преподаватели - профессора братья Лихуды.

Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564г была издана первая русская книга«Апостол». Работы по устройству типографии в Кремле начались в 1553г после взятия Казани. Причина: потребность унифицировать церковные книги и распространить их среди присоединённого населения Поволжья. Эта работа была поручена Ивану Фёдорову. В последствии Фёдоров выехал в Ливонию с тем, чтобы пропагандировать православие на завоёванных Иваном IV землях Прибалтики. В конце своей жизни Фёдоров работал во Львове.

В 17веке типографским способом было издано около 500 книг. Большинство из них религиозного содержания. В 1672г в Москве открылась первая книжная лавка. В 17 веке при аптекарском приказе открывается первая в России научная библиотека.

Научные знания.

В 16-17 веках идёт активный процесс накопления научных знаний без теоретического их осмысления и попыток их систематизации. Научные знания носили прикладной практический характер. В 17 веке появляется письменное руководство в области геометрии, физики, химии, математики. В 1543г был переведён немецкий медицинский справочник «Вертоград». В 1581гв Москве появляется первая аптека, которая обслуживала нужды царской семьи.

17 век стал веком великих русских географических открытий:

* – Илья Перфильев и Иван Ребров – р. Яна и р. Индигирка

*1648 - Семён Дежнёв и Федот Алексеев – открыли пролив между Азией и Америкой

* – Поярков и Хабаров – путь по р. Амур. Сахалин – это остров.

* – Атласов – обследовал Камчатку.

*1696 – Семеон Ремезов – начал работу над картой «Чертёжная книга Сибири»

*Описание Китая оставили посольства Петлина и Спофария.

В целом же Российская наука отставала от западноевропейской науки из-за низкого уровня теоретических разработок.

Общественно - политическая мысль и литература.

В центре внимания общественно-политической мысли стояли вопросы о форме политического строя государства, о роли церкви в едином русском государстве.

В первой четверти 16 века формируется политическая доктрина государства. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров: происхождений русских князей возводилось к Римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.

Среди церковников был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме». Первый Рим – «вечный город» погиб в результате нашествия варваров. «Второй Рим» - Константинополь захвачен мусульманами. «Третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно. Автор: Филафей (15 в.)

В 40-70г 16 века центральное место в публицистике занимает творчество . Он создал теорию дворянского государства.

В 16 веке ведётся письменная полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским.

60-70гг. 17 века Семеон Полоцкий «Вертоград многоцветный».

70гг. 17века «Житие» Протопопа Аавакума.

16 век «Великие Четьи-минеи» 12 томов собрания всех книг, читаемых в России.

Большое распространение получают исторические повести:

* История о Казанском царстве 16 век,

*Повесть о царе Фёдоре Ивановиче 16 век,

*ДомостройСильвестр, 16 век – это наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей.

В 17 веке в связи с общей тенденцией обмирщения в литературе формируется светское начало. Это проявилось в появлении новых жанров – сатира, повести (которые обличают нравы дворянской среды), мемуары, любовная лирика.

*Повесть о Шемякином суде,

*Повесть о Ерше Ершовиче,

*Повесть о горе злосчастье

Архитектура.

Одним из распространённых стилей строительства в XVI в. становится шатровый стиль. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имет внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте:

*Церковь Вознесения в Коломенском – построена в честь рождения Ивана Грозного 1532г

*Покровский собор в Москве на Красной площади – построен в честь взятия Казани – 1553 г.

Но строительство шатровых храмов не получило широкого распространения. В середине XVIIв патриарх Никон запретил их возведение. Но шатёр остался в строительстве колоколен.

Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых монастырских храмов:

* Успенского Собора Московского кремля.

*Успенский собор в Троице Сергиевом монастыре

*Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Ещё одним направлением в архитектуре XVIв было строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод и посвящались определённому святому покровителю данного ремесла.

В XVIв велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной. Так появился Китайгород. В XVI в – Белый город и Земляной город (деревянная стена 15км на валу. (Современное Садовое кольцо)

Наиболее опасные дороги, откуда были возможно вражеское нападение прикрывали монастыри-крепости – Новодевичий, Донской, Данилов, Новоспасский, Андроников.

Такие же монастыри были возведены в древнерусских городах – Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Тула, Коломна, Смоленск.

Общая тенденция обмирщения культуры в XVIIв проявилась и в архитектуре. Сооружения в XVIIв. отличались большой живописностью – многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать рельефами наличники окон.

*Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича в Кремле, созданный архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шаратиным, Л. Ушаковым. Дворец богато украшен изразцами, резными белокаменными наличниками, золочённой кровлей, красочными узорами.

* Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Этот дворец имел 270 комнат и примерно 3000 окон. Он был построен русскими мастерами во главе с холопом Семеоном Петровым и стрельцом Михайловым и просуществовал до середины XVIII в. Был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

*Новоиерусалимский монастырь – 17 век.

В XVIIв были надстроены башни Московского кремля. К середине XVIIв крепости украшали своё военное значение и четырехкратная крыша на Спасской, а затем и на других башнях была заменена шатром. Именно в 17 веке главная площадь Москвы стала называться Красной.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «Нарышкинского» или «Московского» барокко (17 век).

Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко прослеживается применение в качестве декоративных украшений колонны, капители. Почти во всех зданиях этого стиля можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины:

*Церковь Покрова в Филях.

*Церковь и колокольня Новодевичьего монастыря.

Живопись.

XVIв – Дионисий

- фресковые росписи Рождественского Собора Ферапонтова монастыря под Вологдой.

-икона с изображением сцен из жизни Московского митрополита Алексея.

Особенности: Яркость, праздничность, изысканность, которой он достигал применяя: удлинение пропорции человеческого тела, утончённость в отделке каждой детали иконы или фрески.

XVIIв – Симон Ушаков, «Спас Нерукотворный»

Особенности: объёмное изображение лица.

Тенденция к обмирщению тесно связана с распределением портретной живописи – «парсуна»

*Портрет царя Фёдора Ивановича.

*Портрет царя Скопина-Шуйского.

Техника была аналогична иконописной – писали на досках яичными красками. В конце XVIIв появляются первые парсуны, писанные маслом на холсте.

Вывод: таким образом важным итогом культурного развития России в XVIв было завершение процесса формирования русской народности. Сложение единого русского языка и культуры. В XVIIв обмирщение культуры продемонстрировало тенденцию к освобождению человека от религиозного мировоззрения к рациональному восприятию мира.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!