Составление сказок нравственно-этического типа
Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Суп из топора», «Вершки и корешки» «Лиса и журавль»). Для того чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.
Цель:освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.
Базовый алгоритм
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР.: кухня.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР.: занавеска – равнодушная, плита – злая, посуда – болтливая, веник – труженик, холодильник – мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.
ПР.: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.
|
|
Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды….»). ПР.: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР.: Злая плита: «И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет». Трудолюбивый веник: «Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь». Занавеска: «Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло».
Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР.: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: «Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому»; труженику венику: «Трудолюбивому и море по колено»; злой плите: «Не злись на других, самому от этого хуже становится».
Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: «Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь». Или: «Не смейтесь чужой беде – может быть, своя впереди».
|
|
Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная…», «История, которая произошла там-то…», «Как кто-то учился мудрости».
Методические рекомендации
Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,
При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье – о недовольстве героя, частое хихиканье – о бестолковой веселости).
Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.
В процессе создания текста сказок целесообразно использовать прием эмпатии, который позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.
Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои – школьные принадлежности), на письменном столе (герои типичные для этого места), в ванной комнате (герои – туалетные принадлежности).
|
|
Составление сказок конфликтного типа
Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.
ПР.: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей.
Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ(автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.
Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.
Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.
|
|
Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.
Базовый алгоритм
1. На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:
2.
Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун).
3. Обозначаются свойства и действия этих героев.
ПР.: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным.
4. Объявляется Волшебство.
ПР.: Волшебная книга времени.
5. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей.
ПР.: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать.
6. Конфликт разрешается средствами самих героев.
7. Придумывается названия сказочного текста.
Методические рекомендации
Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.
ПР.: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа («Волшебная лампа Алладина»). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.
Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.
При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 634; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!