ТОЛКОВАНИЕ НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИОАННА 5 страница



Пребываяй же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать.

Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от оного, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности (по сему учению), усвояет себя Богу, подобно Аврааму, который посему и услышал от Него: «Я Бог твой» (Быт. 17, 1); так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. Но тогда как сей, т. е. отчуждившийся божественного учения, живет без Бога, пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим», т. е. вместе с Отцом (Иоан. 14, 23). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим и Бог вселился в него. Слова иметь Бога употребляются в двояком смысле. Говорится, что и все твари имеют Бога, как апостол Павел выразился: «мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28). Так говорится в отношении к бытию. Опять, когда кто служит Богу добродетелями, говорится, что он имеет Бога. В этом значении и называется Бог Богом Авраама, Исаака и вообще боголюбезных евреев. К сказанному теперь надобно приставить: кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо «видевший Сына, как сам Он сказал, видел и Отца». Он же сказал: «Я в Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14, 9. 10). Поэтому и отсюда познается единосущие Отца и Сына. А если кто скажет: в таком случае и тот, кто принимает учеников, имеет Отца и Сына, потому что сказано: «принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня, принимает пославшего Меня» (Мф. 10, 40); такой пусть знает, что он говорит худо и понимает неправильно. Ибо это сказано об учении. Кто добровольно принял апостолов и учение их, тот чрез них принял учителями и Отца и Сына. И иначе: пребывающий в учении имеет и Отца и Сына, а апостолы пребывали в учении, потому что и проповедовали оное; посему принявший их, храмы Божии, чрез самое принятие их имеет пребывающего в них Сына и Отца.

10 Аще кто приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите. 11 Глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым. 12 Многа имех писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом, но надеюся приити к вам, и усты ко устом глаголати, да радость ваша будет исполнена.

Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без сего исповедания (учения Христова) не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным; то этим самым показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие. Причиною, почему настоящее и следующее за ним послание изложены кратко, апостол поставляет то, что надеется придти сам и при личном свидании восполнить недостающее.

13 Целуют тя чада сестры твоея избранныя, аминь.

Некоторые на основании этих слов думают утверждать, что послание сие писано не к женщине, а к Церкви. С тем, кто так думает, я нисколько не спорю.

Конец второго послания ап. Иоанна.

 

 

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИОАННА.

 

 

Содержание третьего послания св. ап. Иоанна.

 

 

Апостол пишет о странноприимстве. Во-первых, он одобряет Гаия, о котором все свидетельствуют, что он с любовию принимает странников; убеждает его и впредь пребывать в таком же расположении, отпускать и принимать братьев; снова хвалит его за усердие, и не одобряет Диотрефа за то, что он сам ничего не делает бедным и другим запрещает делать, и много злословит; говорит, что такие люди далеки от истины и не знают Бога; упоминает еще о Димитрии, о котором отзывается с отличною похвалою. Оглавление третьего послания св. ап. Иоанна Молитва о преспеянии Гаия, и благодарность ему за принятие странствующих братьев ради Христа; здесь же о неблагородстве Диотрефа и ненависти его к братьям. Прекрасный отзыв о Димитрии. О том, что апостол сам вскоре придет к ним на пользу.

1 Старец Гаиеви возлюбленному, егоже аз люблю воистинну. 2 Возлюбленне, во всех молюся о тебе, благоспеятися тебе, и здравствовати.

По истине любит тот, кто любит по Господе. Апостол пишет это послание с целию воздать похвалу некоторым братьям. Пишет к Гаию, о котором свидетельствует, что он принимает много странников, и за то воздает ему великую похвалу. Ибо кто делает добро, тот, говорит, от Бога (ст. 11). Еще более поощряет его тем, что не одобряет Диотрефа, который не хочет так поступать. Хвалит Димитрия, который поступает также, как Гаий, и дает верное свидетельство о его добродетели.

Якоже благоспеется тебе душа. 3 Возрадовахся зело пришедшым братиям, и свидетелствующым твою истину. Как преуспевает душа твоя; а преуспевает она в жизни по Евангелию. Якоже ты во истине ходиши.

В истине ходит тот, кто ходит по простоте евангельской. Под словом ходить нужно разуметь не передвижение стоп, ибо такое, переступательное с места на место движение, свойственно всякому животному, имеющему ноги, но стройное и целомудренное преспеяние в душевных стремлениях, которого достигают немногие и из тех, кои имеют разум.

4 Болши ()сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща. 5 Возлюбленне, верно твориши, еже аще делаеши в братию, и в странныя, 6 иже свидетелствоваша о твоей любви пред церковию, ихже предпослав достойно Богу, добре твориши. 7 О имени бо его изыдоша, ничтоже приемлюще от язык. Выражение , не согласно с изяществом греческого языка; ибо к приращению () прибавлено еще приращение ().

8 Мы убо должни есмы приимати таковых, да поспешницы будем истине. 9 Писах церкви: но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас.

 

Приимати употреблено вместо: занимать, захватывать, как в словах: объяша мя яко лев, готов на лов (Псал. 16, 12). Этим апостол научает нас не выжидать прихода к нам нуждающихся, но самим бежать к ним навстречу и упрашивать их к себе, как поступали Авраам и Лот (Быт. 18, 2. 3. 19, 1.2).

10 Сего ради аще прииду, воспомяну ему дела, яже творит.

Если запрещено воздавать злом за зло (Рим. 12, 17), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян. 13, 8-11).

Словесы лукавыми укоряя нас: и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящым возбраняет, и от церкве изгонит.

Слово укоряя значит: понося, злословя, порицая.

11 Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому, благотворяй, от Бога есть; а злотворяй, не виде Бога.

Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и велиаром (2 Кор. 6, 14. 15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, т. е. с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2, 16): так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, т. е. делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех, по написанному: «грешника я возненавидел и отвратился от него» (Псал. 118, 163).

12 Димитриеви свидетелствовася от всех, и от самыя истины: и мы же свидетелствуем и весте, яко свидетелство наше истинно есть. 13 Многа имех писати, но не хощу чернилом и тростию писати тебе. 14 Уповаю же абие видети тя, и усты ко устом глаголати. 15 Мир тебе. Целуют тя друзи: целуй други по имени, аминь.

 

От всех, т. е. имеющих истину, и от самыя истины, т. е. на словах и на деле; ибо хотя о добродетели иных и свидетельствуют, но свидетельство оказывается ложным, потому что словам не соответствует действительность. Если же кто под всеми, по обширности значения слова весь, будет разуметь верных и неверных, то и его понимание не несправедливо; ибо апостол Павел заповедует всем верным: «не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем» (1 Кор. 10, 32. 33).

Конец третьего послания св. ап. Иоанна.

 

 

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ СВ. АП. ИУДЫ.

 

 

Содержание послания св. ап. Иуды.

 

 

Апостол пишет это послание к тем, которые уже уверовали. Повод к написанию был следующий. Появились некоторые люди и учили, что грех безразличен, и отвергали Христа. Апостолу нужно было писать и утвердить братьев. И он, во-первых, убеждает их подвизаться за преданную им веру и пребывать в ней; потом, опровергает лжеучителей, как обманщиков, и заповедует верующим не иметь никакого общения с ними, зная, что не достаточно быть только призванным, но нужно еще ходить достойно призвания. Ибо хотя в древности Господь вывел народ свой из Египта, но, когда народ этот не пребыл Ему верен, погубил его. Не пощадил Господь и ангелов, не соблюдших своего чина. Поэтому должно удаляться от лжеучителей. Ибо и Михаил архангел не потерпел хулы диавола. Посему апостол учит, что лжеучители погибнут как содомляне. Потом преподает нравственные правила, и молитвою ко Господу об утверждении верующих в вере их оканчивает послание. Оглавление послания св. ап. Иуды. О внимательности к вере во Христа по причине появления нечестивых и развратных людей. О предстоящем наказании их по подобию древних грешников и злодеев. Горе им за соблазн, нечестие, разврат, хулы, и притворное лицемерие в видах обмануть. О твердости тех, кому пишет, в вере и о их сочувствии и пощаде к ближнему в видах спасти чрез святую жизнь. Молитва за них об освящении и чистом дерзновении и славословие Богу.

1 Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущым о Бозе Отце освященным.

По моему мнению, для настоящего апостола достаточно было, в доказательство своего достоинства, после того, как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом. Ибо Иакова все восхваляли за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова, так как сомнительно, чтоб общник в рождении и крови оказался и в нравах весьма далеким от того, с которым имел общение в родстве, особенно тот, кто служит одному Владыке Христу и равномерно с единокровным несет бремя рабства.

 

Иисус Христом соблюденным званным: 2 Милость вам и мир и любы да умножится.

 

Господь сказал: «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец мой» (Иоан. 6, 44). Этот блаженный муж показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, мир и любовь; милость потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; мир потому, что и его даровал нам сам Бог и Отец, примирив с Собою нас, оскорбивших Его, чрез Сына своего Иисуса Христа; любовь потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. Итак апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке, подобно как и блаженный Давид взывает ко Господу: «продли милость свою к знающим Тебя» (Псал. 35, 11). Побуждаемые этими спасительными примерами, и мы, при нелицемерном расположении к ближнему своему, должны жить достойно призвавшего нас.

3 Возлюбленнии, всяко тщание творя писати вам о общем спасении вашем, нужду возъимех писати вам.

Здесь апостол указывает побуждение к написанию послания. Именно: он пишет настоящее послание, заботясь о спасении верующих, чтобы они по простоте не увлеклись гнуснейшими еретиками, пишет с тем, чтобы чрез описание развратной жизни еретиков обнаружить их и сделать явными для незнающих. О них говорил уже и апостол Петр, но апостол Иуда пишет пространнее. Говорит, что они преднаписаны (ст. 4); потому что апостолы Петр и Павел писали уже, что в последнее время придут обольстители такого рода (2 Петр. 1, 1. 2. 3, 3; 2 Тим. 3, 1-8). Еще прежде них сам Христос говорил: «многие придут под именем моим и многих обольстят; не ходите в след их» (Мар. 13, 6. Лук. 21, 8); потому что, называя себя христианами, они этим именем обманут многих. Апостол говорит о последователях гнуснейших Николая, Валентина и Симона. Ибо они, будучи чревоугодниками и невоздержными, придавали своему учению благовидный покров, чтобы найти доступ в дома и пленить женщин, погрязших в грехах. Выдумав некоторые ночные обряды, они предались свалке и разврату. Прелагающии в скверну сказано вместо: претворяющие, переводящие от целомудрия к разврату. От этого происходит и то, что они отвергают Господа нашего Иисуса Христа. Ибо как не отвергнуться Его тем, кои нечистою жизнию как бы пронзительным звуком каким отгоняют от себя Учителя всякого целомудрия? Ибо что общего у света со тьмою (2 Кор. 6, 14)?

Моля подвизатися о преданней вере святым единою. 4 Привнидоша бо нецыи человецы, древле преднаписаннии () на сие осуждение, нечестивии, Бога нашего благодать прелагающии в скверну, и единаго Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающиися.

Увещевает тех, которые однажды признали Господа нашего Иисуса Христа Спасителем и уверовали в Него, чтобы подвизались за веру. Ибо, если мы приняли вочеловечившееся Слово и однако говорим, что иной тот, который прежде веков от Отца, и иной тот, который от матери, и что сей — особое лицо, то как не отвергаемся единого Господа и Владыки? Ибо Господь Иисус един по единению домостроительства; потому что предвечное Слово Божие и Бог, имея снасажденную в славу Божества плоть, воспринятую Им от святой Девы, с самого зачатия, есть один и тот же Владыка всех.

5 Воспомянути же вам хощу, ведущым и вам единою сие, яко Господь люди от земли египетския спасе, последи неверовавшыя погуби: 6 Аггелы же не соблюдшыя своего началства, но оставльшыя свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде. 7 Якоже Содома и Гоморра, и окрестнии их грады, подобным им образом преблудивше.

Сказав о разврате нечестивых николаитов, валентиниан и маркионитов, присовокупляет и то, что Господь, избавив народ из земли египетской, и так далее. Этим показывает, что виновник ветхого и нового завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал ветхий закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал новый завет. Тем же показывает и то, что ныне нечествующие не останутся ненаказанными, как не остались вышедшие из Египта. Ибо хотя Бог превосходною своею силою и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон; не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие: им нисколько не помогли ни благоволение Божие к предкам их, ни сверхъестественная сила чудес; и те, кои тогда перешли Чермное море по суху, впоследствии за отступления от веры погибли. Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, т. е. на осуждение, великого дня; ибо это значит слово соблюде. Почему и Господь говорит: «(идите в огонь), уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25, 41). В пример того, что их обнимет неугасающий огонь, представляются и жители Содома.

И ходивше в след плоти иныя, предлежат в показание огня вечнаго суд подъемше.

Слова: ходивше, т. е. уклонившиеся, в след плоти иныя означают то же, что: блудодействовавшие. Плотию иною называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: «кость от костей моих, и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23), а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской.

8 Такожде убо и сии сония видяще, плоть убо сквернят, господства же отметаются.

Выставив упомянутые сейчас примеры, апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое наведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей пришел в мир Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо хотя Он человеколюбив, однако и праведен по истине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей (Матф. 21, 31). Такое вытекает следствие; но апостол опустил оное, и сделал так или потому, что мы высказали пред сим, или же по примеру блаженного Петра, когда он говорил: «если Бог ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4), и так. дал. Так говорим об этом. Слова же: сония видяще, плоть убо сквернят сказаны с удивительною скромностию; ибо выражением: сония видяще апостол только намекнул на крайне постыдную сторону дела. Обнаружим ее отчасти и насколько прилично, заимствовав сведения об этом из сочинения блаженного Епифания кипрского, названного им Панарием. Он говорит: эти грязники и сквернавцы, постыдно соединяясь с женщинами, не спускают семя в утробу, но, не докончив осквернения, берут его в руки свои и тотчас влагают в уста женщинам, с которыми растлевались, и таким образом нечистые отступают друг от друга, воображая, что сделали что-то великое. Эту-то нечистую пригоршню, за недоконченность дела, и называет апостол сновидением; ибо подобное осквернение бывает во время сна. Оскверняя таким гнусным приношением плоть свою, они еще безумно восстают против Божеской природы, отвергая Ее господство и владычество над всем. Об этом пространнее высказался блаженный Ириней, епископ лионский, в сочинении своем «обличение лжеименного разума». Иначе: апостол свидетельствует о разврате еретиков, говоря, что они в жизни нечисты, а в знании весьма гнусны. Они, говорит, господства отметаются, т. е. отвергают совершение таинства Христова, — отвергают потому, что вместо ангельских таинств совершают свои скверны. Славы ()же хулят. Под славами должно разуметь разные мнения мудрых мужей, называемые у знатных еллинов положениями (), под которыми разумеют они мнения возвышенные, доступные не всякому, но знакомым с философиею. Так как и Моисей и божественные апостолы по вдохновению от Бога, ввели в жизнь много странного для своих современников, что, за необычайностию для того времени, казалось невероятным; то апостол не усомнился назвать это славами или мнениями. Свидетель сказанного нами божественный Павел. Когда афиняне привели его в ареопаг и он проповедал им учение о Боге, то сочли его пустословом (Деян. 17 гл.). Итак, как учение апостолов называли пустословием, так и вышесказанное называли славами. Поэтому-то, говоря о людях богодарованных и богодухновенных, и употребил божественный Иуда слово славы, как обычное и всем известное. Другое объяснение: славами называет, может быть, ветхий и новый завет, подобно как и апостол Павел говорит: «если преходящее славно, тем более славно пребывающее» (2 Кор. 3, 11). Или: славами называет церковные власти, которые злословили, как дает знать в третьем послании своем возлюбленный Иоанн (ст. 9. 10), который пишет, что Диотреф поносит их злыми словами. Так как апостол упомянул о злословии, то не одних хульников уцеломудривает, но и всех людей убеждает не осквернять языков своих таким злом, не употреблять его даже и против достойных оного, и говорит: Михаил архангел, и т. д. Он говорит как бы так: они поспешно и неудержимо злословят всякого; но этого не должно быть. Ибо несправедливо злословить и заслуживающих злословия, как видно из поступка архангела Михаила. Споря с диаволом о теле Моисеевом, он мог бы упрекнуть диавола за бесстыдство, однако не сделал этого, а только сказал ему: Бог да запретит тебе, диавол! Иначе. Если так поступил архангел, то и мы, в споре с человеком, братом и однородным нашим, не должны употреблять злословия. Спор же о теле Моисеевом был такой. В апокрифах говорится: архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения. Апостол Иуда напоминает об этом для того, чтобы не только научить нас не быть скорыми на злословие, но и представить нам, что все люди, по исходе из тела, должны дать отчет во всем; что Бог ветхого и нового завета один и тот же; что, по переходе нашем из здешнего мира, диавол вместе с своими злыми бесами восстает против наших душ, желая пресечь их благополучное шествие: он противодействует, а добрые ангелы сражаются за них, как видел это блаженный Антоний. Так могло случиться и тогда. Только Михаил отразил тогда диавола, запретив ему, но не своею властию, а предоставив суд Господу всех, сказав: Бог да запретит тебе, диавол!


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!