Выделяют следующие виды социальных норм:



обычаи– это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами

организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Также выделяют нормы морали; семейные нормы; этические нормы; нормы традиций и привычек; деловые обыкновения; правила этикета.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ-правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике.

Призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

 

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

 

__________________________________________________________________________________

 

46. Соотношение права и морали: единство, отличия, взаимодействие, причины противоречий.

  Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведение, установленное или санкционированное и охраняемое государством.
Мораль - взгляды, представления, правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, чести, совести, долга и достоинства.

                                              Сходство права и морали:
1) Они представляют собой разновидности социальных норм.
2) Они преследуют единую цель - упорядочить общественные отношения.
3) У них один объект регулирования - общественные отношения.

                         Отличительные черты права и морали:
1) Право создается государством, а Мораль в процессе их жизнедеятельности;
2) Право гарантируется государством, а Мораль - силой общественного мнения.
3) Право закрепляется в официальных документах, а Мораль носит неписанные характер.
4) Право оценивает поведение людей с точки зрения их права и обязанностей, а Мораль - с точки зрения добра и зла, чести и достоинства и т.д.
5) При нарушении правовых норм к лицу применяются меры государственного принуждения, а при нарушении норм морали к лицу применяются меры общественного воздействия.

Взаимодействие права и морали:

Взаимодействие права и морали - сложный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует ее укоренению в обществе, в свою очередь право находится под воздействие морали, таким образом, они дополняют друг друга. Их воздействие носит созидательный и конструктивный характер.

Противоречия между правом и моралью:

Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности.

Обе сферы отношении стремятся к отделению друг от друга. Отделение права от нравственности вызывается развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердые основ юридического оборота. Обособление нравственности от права обусловливается развитием личности, когда пробудившееся индивидуальное сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

Право должно рано или поздно выработать для себя такие формы, которые ставят его в известное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности.

Право, например, разрешает согнать с квартиры бедняка, не уплатившего вовремя деньги, ибо оно позволяет требовать своего, допуская в известных пределах эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях требует сострадания к ближнему, она зиждется на любви. Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

 

47. Формы (источники) права: понятие, виды.

Формы права - внешнее выражение сущности права. Различают внутреннюю и внешнюю формы права.      

 Внутренняя форма права - внутренняя структура права, т.е. система права, которая представляет собой группировку правовых норм по отраслям и институтам права, в связи с чем основными элементами системы права - является норма права, институт права, отрасль права.


  Внешняя форма права - способы закрепления правовых норм, т.е. источники права:

1.Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения (в мировой парламентской практике первое заседание парламента ведет старейший по возрасту депутат.)
2.Нормативный договор - соглашение нескольких субъектов права, которое содержит общие нормы. (Пример, союзный договор от 1922 года, закрепивший создание СССР.)
3.Юридический прецедент - судебное и административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение. Родиной данного источника является Англия, также распространен в США.

4. Нормативно - правовой акт - юридический документ, издаваемый компетентным государственным органом и содержащий правовые нормы.

5.Юридическая доктрина- это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.

 

48.  Правовой обычай как источник права: понятие, характеристика.

Обычай — это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку.

Далеко не все обычаи, господствующие в общественной среде, есть обычаи правовые. Таковыми они становятся, если санкционированы государством.

Таким образом, правовой обычайсанкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая. Например, практика работы представительных органов власти выработала неписаный порядок, когда первое заседание вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. С принятием новой Конституции РФ этот обычай обрел высшую законодательную силу, поскольку закреплен в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ.

Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права. Гражданский кодекс РФ дает понятие обычая (до 1 марта 2013 года обычая делового оборота): «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

 

49. Судебный прецедент: понятие, особенности, соотношение с судебной практикой.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!