Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева).



Тема 5. Основные концепции современной экологии.

1. Натуралистическая и социокультурная модели экосистем человека.

2. Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева).

3. Новая экологическая парадигма "экологически оправданного поведения".

4. Место и роль в экологии концепций "нулевого роста" и "органического роста", "устойчивого развития" и синергетической модели "порядка из хаоса".

5. Глобальные проблемы окружающей среды.

6. Парниковый эффект.

7. Озоновые дыры.

8. Проблема кислотных осадков.

9. Энергетическая проблема.

10. Проблемы народонаселения и продовольствия.

11. Сокращение биоразнообразия.

12. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

13. Мониторинг окружающей среды.

 

Натуралистическая и социокультурная модели экосистем человека.

 

Натуралистическая модель отчетливо выбирает естественнонаучный подход к обществу. В основе ее анализа лежит природность (по Канту), т. е. те моменты, которые подчиняются естественным законам, принадлежат к миру необходимости, а не к миру свободы. С натуралистической точки зрения в ее новоевропейской интерпретации человечество - это рядовой биологический вид среди других биологических видов. В формировании такой позиции видную роль сыграли Ч. Дарвин и дарвинизм.

Социал-дарвинизм - возникший, как социальное приложение дарвинизма - делал упор на внутривидовую борьбу как фактор развития человечества. Этому варианту натуралистической модели противостоит другая ее вариация, которая делает упор не на борьбу за существование, в которой осуществляются естественный и половой отбор, а на взаимопомощь и взаимную поддержку в мире живой природы.

Натуралистические модели иногда противопоставляют как ценностивидаи ценностииндивида: что плохо для индивида, то хорошо для вида, (имеются в виду, например, войны и эпидемии). Любая катастрофа с таких позиций положительна, поскольку она уничтожает наименее приспособленных.

С этой точки зрения человечество - это рядовой биологический вид среди других биологических видов. Базовыми остаются биологические закономерности, а культура - лишь модификация их. В современных вариациях натуралистическая модель социальной реальности предстает, в частности, как социобилогия. Основные идеи социобиологии сводятся к тому, что барьер, возводимый между человеком и остальными животнымиподдерживается лишь благодаря существующим в обществе традициям и этическим нормам. Такие отличия как речь, рациональность, культура "являются прямым продолжением нашей природной сущности". Культура вовсе не противостоит натуре, а всего лишь завершает ее. Натуралистическая модель характеризует взгляды Ш.Монтескье, Л.И.Мечникова и ряда других мыслителей.

В XIX в. натуралистические концепции, особенно в их популярных вариантах, исключительное значение придают питанию: "Человек есть то, что он ест". Великие географические открытия, согласно таким воззрениям, были стимулированы недостатками диеты (нехваткой пряностей, легких тонизирующих напитков, типа чая и кофе), и в конечном счете именно эти напитки и породили бурный прогресс новоевропейской цивилизации. Французская революция также была стимулирована многочисленными кофейнями в полуголодном Париже 1789 года. Соответственно и дифференциация человечества на группы определена внешними или внутренними природными обстоятельствами, внешней или внутренней природой человека. Богатство народов определяется не производством, не культурой, а именно владением ресурсами. Эта идея разрабатывалась еще физиократами (Кене, Тюрго), которые полагали, что "чистый продукт" может быть создан только сельскохозяйственным трудом. Потом эта же мысль обнаружилась в идеологии германского национал- социализма. Здесь подчеркивалось, что только крестьянин и воин составляют соль нации, а интеллигенция - это в сущности паразиты, захребетники. В этом же направлении мыслит и русский национализм, тесно связанный с апологетикой сельскохозяйственного труда, деревенского образа жизни.

В конце ХХ века обострение экологической проблемы привело к тому, что роль географической среды для многих мыслителей вышла на первое место. Кроме того, с обострением экологической проблемы без сомнения связано и обострение этнических конфликтов в конце ХХ века. В некоторых современных изложениях геополитическая доктрина выглядит так: в планетарной истории существуют два противоположных и постоянно конкурирующих подхода к освоению географического пространства: сухопутный и морской. Морские Финикия и Карфаген противостояли сухопутному Риму, морская Англия (позже - США) противостоят сухопутным России, Германии, Австро-Венгрии.

Натуралистическая модель социальной реальности постулирует, что человеческая агрессивность - прямое продолжение агрессивности животных. В рамках полового отбора выделяется единоборство мужчин, с одной стороны, и выбор женщин, с другой. Мужчина более храбр и энергичен, чем женщина, его ум более изобретателен. Женщина обладает большей мягкостью и менее эгоистична. Чтобы улучшить наследуемые признаки в детях, женщина ориентируется на мужчину-победителя, в современных условиях она ищет избранника с более высоким социально-экономическим статусом. Мужчины, в свою очередь, соперничают в поисках лучшей женщины.

Рис. 1. Натуралистическая модель экосистемы.

Основные тезисы натуралистической модели:

1.Связь со средой.Основной тезис натуралистической модели – связь с окружающей средой. «Человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом.

Естественно, что натуралистическое рассмотрение выводит на первое место внешние природные условия (климат, ландшафт, экология) и "внутреннюю" природу человеческого организма.

Скажем, А.И. Чижевский утверждает важнейшую роль 11-летних циклов активности Солнца для социальной жизни. Или влияние разломов земной коры на жизнь общества. Или – влияние магнитных полей Земного шара.

Как уже отмечалось выше “Человек есть то, что он ест”. Достаточно распространено утверждение о том, что избыток или нехватка каких-то пищевых продуктов или даже химических соединений может существенно повлиять на поведение и мышление человека.

Например, низкое количество докозаксаеновой кислоты, входящей в состав рыбьего жира, приводит к низким концентрациям основного метаболита серотонина. Низкие концентрации этой кислоты связаны с симптомами депрессии и случаями самоубийств. Натуралистическая модель социальной реальности склонна к экстраполяции этого тезиса на общественную жизнь. Этот тезис определен тем, что соответственно натуралистическому видению и дифференциация человечестваопределена именно внешними и внутренними природными обстоятельствами, внешней и внутренней природой человека.

На натуралистической модели базируется и геополитика: национальная судьба определяется борьбой за жизненное пространство, борьбой за ресурсы.

3. Идея размножения и питания. Народонаселение. Размножение вместе с питанием это и есть натуралистический модус деятельности. Натуралистическое видение деятельности это видение размножения и питания.

Демографияпринимает прежде всего натуралистическую модель. Роль народонаселения наиболее существенна с точки зрения именно натуралистической модели.

Социокультурная модель рассматривает поведение в свете социальных и культурных сил, которые влияют на индивидуума. Каковы общественные нормы? Какие роли человек играет в социальном окружении? С каким видом семейной структуры человек связан? И как другие люди смотрят и реагируют на него? Эта модель заимствует понятия и принципы из двух областей: социологии, науки о человеческих отношениях и социальных группах, и антропологии, науки о человеческих обществах и институтах.

Семейная структура и коммуникация. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» пишет Лев Толстой в знаменитом романе «Анна Каренина».

Согласно теории семейных систем, семья — это система взаимодействующих частей, членов семьи, которые связаны друг с другом устойчивыми отношениями и руководствуются правилами, уникальными для каждой системы.Социокультурных теоретиков интересуют также более широкие социальные сети, в которых люди действуют, включая их социальные и профессиональные отношения. Насколько хорошо они контактируют с другими людьми? Какого вида сигналы они посылают окружающим или получают от них?

Исследователи часто обнаруживают связи между социальными сетями и аномальным функционированием. К примеру, они заметили, что люди, изолированные и лишенные в жизни социальной поддержки или близости, чаще впадают в депрессию, когда оказываются в стрессовых условиях, и депрессия у них длится дольше, чем у людей, у которых есть готовые помочь супруги или люди, поддерживающие с ними теплые дружеские отношения.

Широкий спектр общественных условий может стать источником специфических стрессов и повысить вероятность аномального функционирования среди некоторых членов общества.

Социокультурные исследователи заметили, что расовые и сексуальные предрассудки и дискриминация могут также способствовать некоторым формам аномального функционирования. Женщинам в западном обществе диагноз тревожного и депрессивного расстройств ставят по меньшей мере в два раза чаще, чем мужчинам. Аналогичным образом, среди афро-американцев отмечается необычно высокий уровень тревожных расстройств. Среди испано-американцев, особенно среди молодых людей, наблюдается более высокий уровень алкоголизма, чем среди членов большинства других этнических групп. А для американских индейцев характерен исключительно высокий уровень алкоголизма и самоубийств. Хотя эти различия могут быть вызваны комбинацией многих факторов, расовые и сексуальные предрассудки и те проблемы, которые они порождают, скорее всего, напрямую способствуют аномальным паттернам напряжения, несчастья, низкой самооценки и ухода от жизни.

Социокультурные теоретики считают, что на аномальное функционирование оказывают сильное влияние диагностические ярлыки, навешиваемые на неблагополучных людей, и роли, отводимые им. Когда люди нарушают нормы своего общества, общество называет их девиантами(людьми с отклонениями), а во многих случаях — «психически больными».

Социокультурная модель многое добавила к пониманию и лечению аномального функционирования. Сегодня большинство клиницистов принимают во внимание семейные, социальные и общественные вопросы — факторы, которые не учитывались еще 30 лет назад. Вдобавок, клиницисты узнали больше о влиянии клинических и общественных ярлыков. Наконец, как мы уже замечали, социокультурные методы лечения иногда приносит успех там, где традиционные подходы терпят неудачу.

В то же время, социокультурная модель, подобно все остальным, имеет свои недостатки. Начать с того, что данные социокультурных исследований часто бывает трудно интерпретировать. Исследования могут вскрыть связь между социокультурными факторами и определенным расстройством, однако по-прежнему неспособны доказать, что они являются его причиной.

Еще один недостаток модели — ее неспособность предсказать появление аномалии у конкретных индивидуумов.

Социокультурные принципы часто используются в таких терапевтических методиках, как групповая, семейная и супружеская терапия. Исследования показывают, что эти подходы помогают в случае некоторых проблем и при определенных обстоятельствах.

Экологический подход к пониманию человеческого развития требует тщательного исследования особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях их жизни, начиная с ближайшего семейного окружения ивключая социальный, исторический контекст. Как экологически значимые переменные в анализ вовлекаются все виды жизненного пространства ребенка (дом, семья, класс, транспорт, магазины, парки и т.д.); социальные роли и функции (дочь, сестра, ученица); характеристики поведенческой активности (длительность, напряженность и др.).

Привлекающая все большее внимание исследователей идея развития человека на протяжении жизни (жизненный путь) не может быть изучена в контролируемых условиях лаборатории.

Требуется учитывать не только предсказуемые возрастные изменения, но и уникальные для каждой возрастной когорты, для каждого поколения широкие культурные и исторические факторы.

Разработка глобальной экологии (работы М.И. Будыко и К.Я. Кондратьева).

 

В вышедшей в 1977 г. книге Михаила Ивановича Будыко «Глобальная экология» в качестве основной задачи глобальной экологии определялась задача разработки прогнозов «возможных изменений биосферы под влиянием деятельности человека при различных вариантах хозяйственного развития».

Глобальная экология-комплексная научная дисциплина, изучающая биосферу в целом. Основы глобальной экологии разработаныМ.И. Будыко, который ее центральной проблемой считает круговорот различных веществ в биосфере. Исследование этой проблемы необходимо для решения основной задачи глобальной экологии - разработки прогнозов возможных изменений биосферы в будущем под влиянием деятельности человека. Так как от этого прогноза будет существенно зависеть долгосрочное, хозяйственное планирование, связанное с крупными капиталовложениями, очевидно, что он должен обладать высокой достоверностью. Глобальная экология как научная дисциплина находится в стадии формирования, ее границы точно не определены. Одни ученые считают ее разделом общей экологии, другие отождествляют с охраной природы, экологией человека, третьи (в т. ч.М.И. Будыко, И.И. Дедю) относят к самостоятельной научной дисциплине.

Академик Кирилл Яковлевич Кондратьев, прослеживая ход исследований эволюционной динамики глобальных изменений природы и общества, приходит к весьма неутешительному выводу: «Подлинной глобальной экологической катастрофой окажется происходящее разрушение биосферы, обусловленное неприемлемо высоким уровнем использования биосферных ресурсов». Этот уровень, отмечает К.Я. Кондратьев «свидетельствует о возникшей перенаселенности Земли и необходимости поиска новой социально-экономической парадигмы».Из этого справедливого замечания о необходимости поиска новой социально-экономической парадигмы следует сделать вывод, что этот поиск может быть осуществлен лишь в области политических решений. Но именно здесь как раз и заключен весь клубок противоречий, порождаемый антагонистическими силами мирового развития. Страницы газет и журналов, другие средства массовой информации заполнены данными и суждениями, выражающими существо этих противоречий, которое в политической плоскости определяет глобализацию как новый этап обострения противостояния труда икапитала. Это этап утверждения империалистической глобализации, вызывающей мощную ответную волну — антиглобализм.

Глобальная экология, благодаря творческой энергии К.Я. Кондратьева выросла в самостоятельную область знаний, признанную во всем мире. В изданных им самостоятельно и в соавторстве монографиях он обосновал основные тенденции современной экодинамики и сделал попытку определить вектор развития земной цивилизации в третьем тысячелетии. Он сформулировал ключевые аспекты этого развития. Главный из них, определяющий смысл жизни каждого человека - сохранение и продолжение жизни на земле. Этот аспект и есть цель устойчивого, экологически безопасного социально-экономического развития.

3. Новая экологическая парадигма "экологически оправданного поведения".

 

Экологическая парадигма – это система базовых (основных) ценностей и идей, детерминирующих частные отношения личности к природе.

То состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается от того, что мы хотим иметь. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды. Дальнейшая судьба и нашей страны, и всей планеты в целом во многом зависит от мировоззрения подрастающего поколения, от отношения молодых людей к окружающему миру – среде своего обитания. Поэтому непрерывное экологическое образование, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения формирует и закрепляет знания о реальных факторах экологической опасности, практические навыки по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданное поведение.

Новая экологическая парадигма рассматривает человечество как составную часть природы, подчиняющуюся ее общим законам, испытывающую на себе негативные последствия нарушения закономерностей ее развития. Люди, поддерживающие новую экологическую парадигму, убеждены, что существуют некоторые пределы экономического и демографического роста, что природные ресурсы должны использоваться рационально, что к природе следует относиться бережно и ответственно, что техника способна не только повышать качество жизни людей, но и приносить им непредвиденные проблемы.

Основными идеями, конструирующими ядро новой экологической парадигмы, являются:

– численность населения Земли приближается к тому пределу, который вряд ли сможет поддержать наша планета;

– баланс природы является очень непрочным и может быть легко нарушен хозяйственной деятельностью человека;

– вторжение человека в природу часто приводит к разрушительным непредсказуемым последствиям;

– для сохранения жизни на планете Земля человечеству придется развивать устойчивую экономику, в которой экономический рост соотносится с возможностями окружающей среды;

– для того чтобы выжить, человечество должно жить в относительной гармонии с природой;

– Земля подобна космическому кораблю, где пространство и ресурсы весьма ограничены;

– существуют некоторые пределы роста, за которые современное человечество переступать не должно.

Наиболее важными факторами, определяющими готовность личности принять новую экологическую парадигму, являются: 1) возраст; 2) уровень образования; 3) идеология; 4) «внутренняя» философия личности. Влияние таких факторов, как пол и место проживания, не оказывают существенного влияния на принятие той или иной философии. Доказано, что более охотно на новую экологическую парадигму переходят молодые люди, чем лица более старшего возраста. Это объясняется тем, что молодежь вообще отличается высокой социальной подвижностью, неисчерпаемым интересом к жизни, стремлением к новым веяниям и тенденциям.

Уровень образования личности оказывает весьма существенное влияние на принятие экоцентрической парадигмы. Чем выше уровень образования и, как правило, уровень интеллектуального развития, тем более адекватно человек может понять всю сложность абстрактных понятий, образующих ядро новой экологической парадигмы.

Индивиды с либеральными взглядами более благосклонно воспринимают философию экоцентризма, чем консервативно настроенные граждане. Либералы, как правило, не стремятся во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей, изменяя свои взгляды в соответствии со своим уровнем понимания и восприятия реального мира.

Ведущими факторами успешного формирования у личности экологических ценностей и отношений являются: 1) уровень знаний (интеллект); 2) степень эмоциональной вовлеченности в экологическую деятельность; 3) непосредственный опыт взаимодействия с природой. Именно эти три фактора и определяют в первую очередь предрасположенность личности к принятию экоцентрической парадигмы.

Экоцентризм – полезная теория, которая способна стать методологической основой в исследованиях экологических взглядов, ценностей и отношений современного общества, явиться исходной предпосылкой для конструирования рациональных моделей поведения и деятельности личности в окружающей природной среде.

Следует сказать, что в ряде учебников может встретиться и иное определения новой экологической парадигмы. Новая Экологическая Парадигма–это предложенная в 1978 г. американскими социологами У. Каттоном (W. Catton) и Р. Данлэпом (R. Dunlap) система принципов, утверждающая фундаментальную зависимость человека и общества от биофизической среды обитания: люди живут в конечной биофизической среде, которая налагает существенные ограничения на все виды деятельности. Эта парадигма является основой "альтернативной" социологии, т. к. признает за биофизическими явлениями роль социальных факторов.


 

4. Место и роль в экологии концепций "нулевого роста" и "органического роста", "устойчивого развития" и синергетической модели "порядка из хаоса".

 

В современных условиях выделяется ресурсно-экономическое или экономико-политическоеконцептуально-идеологическое направление, которое сформировалось в 60-70-х годах ХХ века.

Развитие этого направления было обусловлено тремя взаимосвязанными процессами:

· развитием промышленности без учета влияния загрязнения окружающей среды на организм человека и природные объекты, что привело не только к деградации природных экосистем, но и массовой заболеваемости и гибели людей в 1950-1960-х годах;

· вызванным этими фактами возмущением общественности, что в 1960-х годах вылилось в массовое движение “зеленых”;

· тем, что технологии по добыче и переработке возобновимых и невозобновимых природных ресурсов достигли такой мощности, что сами природные ресурсы оказались для них ограниченными.

Таким образом, развитие ресурсно-экономического направления было вызвано социально-политическим заказом и разрабатывалось в рамках современной идеологии либерализма и на позиции межправительственного нормативно-правового регулирования.

В рамках ресурсно-экономического направления развития экологиивыделяюттри основных концепции: «нулевого роста», «органического роста» и "устойчивого развития" и синергетическуюмодель «порядка из хаоса».

Рис. 2. Ресурсно-экономическое направление развития

Пессимистическое кризисное направление, в первую очередь, связывают с первым докладом Римскому клубу “Пределы роста”. На основании разработанного Дж.Форрестером математического метода системной динамики была построена аналитико-прогностическая модель, имитирующая динамику пяти взаимозависимых экономико-демографических переменных: численности населения, объема капиталовложений, использования невозобновимых природных ресурсов, производства продовольствия и загрязнения среды. Модели Дж.Форрестера, Д.Медоуза и их коллег позволили сформулировать и обосновать угрозы глобального экологического кризиса, как следствия индустриального пути развития цивилизации.

КОНЦЕПЦИЯНУЛЕВОГОРОСТА-теория,отвергающаяпринципэкономического роста,атакжеростарождаемости,потребления,использованияприродныхресурсовит.п.Этипринципырассматриваютсякакопасныевэкологическом игуманитарномотношении,каквероятнаяпричинабудущейкатастрофы.Вразличных формахидеи,предваряющие данную концепцию,развивалиШ.Л.Монтескье,Ж.Ж.Руссо,Т.Р.Мальтус,Д.С.Милльатакжепессимистические,эсхатологические иантитехницистскиетеорииXIXиXXвв.Всовременномвидеэтаконцепциябылавыдвинута вначале70-х годов 20 века Д.МедоузомиДж.ФоррестеромврамкахисследованийРимскогоклуба.

Концепция нулевого роста развиваласьзатемисследователямиразличных,главным образом консервативных,направлений(Р.Хейлбронер,Э.Мишан,Э.Шумахеридр.).Некоторыеварианты концепции неотвергаютсовременнойтехнологии,предлагаявдухепостиндустриализмасущественнуюпереориентациюпроизводственногопотенциалаизиндустриальногосекторавсекторуслуг,образования,культуры,досуга.Другие вариантыпредусматриваютотказотсовременнойкрупномасштабнойпромышленнойбазы,отновыхтехнологических инаучных разработоквпользутрадиционных, "альтернативных"технологий,превращениесферыобслуживанияизиндустриальнойигосударственной отрасливотрасльобщиннуюидомашнюю. Технологическому оптимизму,взглядунаэкономический ростиэффективностькакнауниверсальнуюпанацею,принципумаксимизациипроизводстваипотреблениясторонники концепции нулевого роста противопоставляютидеиглобальногоравновесия,стабильности,выживания,простоговоспроизводства,антипроизводительности,экзистенциальныеценности,аиногдаиаскетические императивы.

Концепция нулевого экономического роста была выдвинута в начале 70-х гг. группой экономистов и социологов, которой руководили Деннис и Доннела Медоуз. Ссылаясь на истощение сырьевых ресурсов, опасность нарушения экономического равновесия, авторы этой концепции пришли к выводу, что экономический рост подошел (или подходит) к определенному пределу, за рамками которого человечеству угрожают серьезные катаклизмы, полное использование природных ресурсов.

Позитивным в концепции нулевого роста является стремление пересмотреть «привычные» представления о неисчерпаемости природных недр. Авторы концепции предупреждают о серьезных последствиях стремительного развития техники, о резком ухудшении среды проживания. По их мнению, реальный экономический рост возможен лишь при отказе «от проедания» природных ресурсов.

Подход к проблеме экономического роста не может быть одинаковым для стран и регионов, обладающих неодинаковыми возможностями, стоящих на различных ступенях индустриального развития. Нулевой рост для стран «третьего мира» означал бы консервацию экономической отсталости.

Концепция Органического Роста- одна из концепций политических реформ международных отношений с целью разрешения глобальных проблем. Она изложена в книге М. Месаровича и Э. Пестеля "Человечество на перепутье" (1974), известной также как второй доклад Римскому клубу. Создатели данной концепции считали, что основной характеристикой состояния человеческого сообщества во второй половине XX в. следует определить присущий ему "кризисный синдром" Он должен послужить решающим стимулом для перехода к мировой политической системе, которая будет длиться в стадии "органического роста". Как полагают ученые, в этом состоянии система будет развиваться как единый организм, где каждая часть играет свою исключительную роль и пользуется той долей общих благ, которые соответствуют данной роли и обеспечивают дальнейшее развитие этой части в интересах целого.

«Человечество на перепутье» предложило концепцию «органического роста», согласно которой каждый регион мира должен выполнять свою особую функцию, подобно клетке живого организма. Концепция «органического роста» была всецело принята Римским клубом и до сих пор остается одной из основных отстаиваемых им идей.

Концепция “устойчивого развития”идеологически ориентирована на политико-экономический путь преодоления конфликтных областей управления в мировой практике. Впервые термин Sustainable Development, неудачно переведенный на русский язык как “устойчивое развитие”, был использован во “Всемирной стратегии охраны природы”, принятой в 1978 году на XIV Генеральной ассамблее ООН. Затем концепция “устойчивого развития” была изложена в 1987 году в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР, или Комиссия Брутланд) “Наше общее будущее”. Но в обиходе политиков, экономистов и экологов это понятие утвердилось после Сессии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, где была представлена “Повестка на 21 век”. Этот документ и введение нового понятия должны были объединить глобальные и локальные проблемы экономики, природопользования и социального обеспечения населения для поиска их междисциплинарного решения. Однако в “Повестке” лишь перечислены проблемы, но не содержатся конкретные технологии их решения. Там рекомендуется искать финансирование и учитывать их при принятии политических и административных решений.

Рис. 3. Заседание комиссии Брундтланд

В основу деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития.

 

Рис. 4. Триединая модель устойчивого развития.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 655; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!