Школа как культурно-образовательное пространство – это 27 страница
Педагогика Ближневосточной исламской великой цивилизации— базируется на ценностноориентированных началах, проникнутых духом ислама и целерационалъных ориентирах, возникших под влиянием античного рационализма. Воспитание и обучение ограничены рамками мусульманской традиции, формируют соответствующие ей стереотипы поведения, мышления и переживаний.
Педагогика валъдорфская — научно-практическое направление, исходящее из того, что ребенку надо помочь избрать свой жизненный путь и раскрыть его индивидуальные возможности. Автор — Рудольф Штейнер (1861 — 1925). Он разработал методы познания душевного и духовного мира на основе антропософии. Антропософия — мистическое учение о человеке. Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания». Его П. охватывает развитие сил познания в целом, способностей к искусству, чувств, моральных задатков и религиозного переживания. Используется в свободных самоуправляемых вальдорфских школах. Впервые такая школа была открыта в 1891 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория». Школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей без разделения но соц. признаку, полу, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию. Цель П. в. — привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его скрытые способности и свойства. Все, что воспринимает ребенок, должно находить воплощение в детской игре и в детском творчестве. Жизнь детей организуется в соответствии с сезонными ритмами, сменами времен года. Ведущее лицо в П. в. — классный учитель, к-рый организует учебно-воспитательную работу со своими учащимися в течение первых восьми лет обучения. Он разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы, поддерживает контакты с др. учителями, родителями. Школы частные, с частичным государственным субсидированием. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ и 1000 детских садов. В нашей стране также открыты подобные школы и детские сады.
|
|
Педагогика высшей школы— педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Педагогика гуманистическая — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления заключается в стремлении придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным. Основные положения П. г.:наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, междисциплинарного подхода, саморегуляции и свободы с чувством ответственности; поощрение инициативы учащихся, акцент на теплые, открытые отношения между участниками пед. взаимодействия, отсутствие со стороны учителя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в классе; структурирование учебного процесса учителем и учащимися на «солидарной основе», к-рая принимается обеими сторонами; ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового придти на помощь; создание для каждого учащегося реальной возможности выбора «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрять детей к саморегуляции в форме, к-рая определяется их уровнем развития; оценка образовательной программы с точки зрения максимальной возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей учащихся; совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.
|
|
|
|
Педагогика Дальневосточной цивилизации — базировалась на конфуцианской традиции, охватывала все стороны жизнедеятельности людей, представляла собой единый комплекс идей и практических приемов. Ориентировалась на целостное восприятие человеческого духа и бытия, учитывая и используя все жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая при этом значимость любого проявления жизни. Была одной из главных предпосылок многовековой устойчивости и жизнеспособности этой цивилизации, устремленность к-рой к идеалам прошлого во многом обуславливалась гипертрофированным культом предков, заветы и воля к-рых воплощались в традиции, позволявшие уподобить череду поколений одному человеку, к-рый беспрерывно учится.
|
|
Педагогика дошкольная — изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогика древнерусская— педагогика, выстроенная на христианских ценностях, рассматривающая самого человека как венец Божественного творения, чем одновременно возвышала и бесконечно принижала его. Она ориентировала человека на самовоспитание и самосовершенствование, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Ветхозаветный идеал, связанный с безусловной покорностью воле родителей и воспитателей, соответствовал реалиям древнерусского общества, проникнутого духом политического деспотизма, отсутствием к.-л. гарантий частной собственности, гражданских прав и свобод. В древнерусской пед. традиции переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные установки.
Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).
Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.
Педагогика исправительно-трудовая— педагогика, к-рая занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Педагогика кондуктивная — направление пед. деятельности, предназначенной для работы с детьми-инвалидами и др. детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгерский ученый А. Пето. Основное внимание уделяется медико-пед. коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Групповые занятия с 6—7 детьми всегда проводит один человек — кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.
Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.
Педагогика лечебная— отрасль педагогики, разрабатывающая мед. и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.
Педагогика личностно-ориентированная — теория и практика охраны личности в процессе ее воспитания от стереотипа одинаковости и развитие его индивидуальных свойств; теория и практика организации пед. процесса на основе уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опоры на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития.
Педагогика мыследеятельностная (МД)— разрабатывается в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В основе ее лежит представление о коллективной МД, что и является отправной точкой при задании целей этой педагогики (напр., цели реализации, формирования) и артификации (выращивания, самоформирования) отдельным носителем (источником) мыследеятельности комплекса мыследеятельностных и обеспечивающих их интеллектуальных функций. Направление разрабатывается Г. П. и П. Г. Щедровицкими.
Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Отражение П. н. в учебно-воспитательном процессе имеет целью такую его организацию, чтобы оно было направлено на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.
Педагогика ненасилия— педагогика, утверждающая принцип ненасилия в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Ненасилие — идеологический, этический и жизненный принцип, в основе к-рого лежит признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов. Достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия, в основе к-рых лежит способность человека предоставлять свободу др. человеку и самому себе. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, стоящий на позиции ненасилия — педагог, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои психол. защиты, терпимый к чужому мнению и др. человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения иного плана, связанные с ненасильственным действием. Обладающий даром расширять границы субъективной свободы, хороший организатор, способный согласовывать цели и задачи др. людей со своими собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.
Педагогика необходимости(авторитарная педагогика) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Имеет разработанную систему с четко сформулированными целями, принципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Позиция ребенка — «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно- воспитательном процессе — адаптивная активность, активность усвоения должного.
Педагогика общая— базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Отрасль пед. знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями П. о. являются: основы педагогики, теория воспитания, теория обучения (дидактика), пед. технология, управление образовательными системами.
Педагогика школы — педагогика, исследующая содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.
Педагогика педоцентристская— педагогика, в центре к-рой находится ребенок с его особенностями и личной свободой; пед. процесс направлен на развитие природных дарований детей, обеспечение естественного роста ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, учителя следуют за природой детей. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, организующего среду, в к-рой он формируется. Наиболее ярким и последовательным представителем педоцентристких взглядов был Джон Дьюи.
Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества. В условиях становления постиндустриального общества происходит переход ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, от овеществленного труда к живому. «Мерой всех социальных вещей», основопологающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил. Отходят на второй план идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста. Акцентируются идеи сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится задача создания для человека условий, способствующих развитию твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок пед. менталитета современного Запада новое звучание получает идея перехода от «поддерживающего обучения» к «инновационному». Трактовка термина предложена Г. Б. Корнетовым.
Педагогика права— новое направление в современной педагогике, к-рое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.
Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в христианских традициях. Идеал П.п. Иисус Христос. Воспитание человека в канонах П. п. считается важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка Таинства: крещение, миропомазание, причащение. Цель — воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума и воли. Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая». Пробуждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начинает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться, и, с др. стороны, тиранически влиять на волю. Синкретическая гармония сердца, ума и воли в ребенке начинает разрушаться. Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка необходимо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспитание веры, надежды и любви. Воспитание «страха Божия». «Страх Божий есть начало всякой премудрости» (Притча 1, 7). Воспитание послушания, борьба с своеволием, баловством и капризами. «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют «началом воспитания». Послушание д. б. свободным, а не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе потерять любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку. Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз — это зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». Основной принцип П. п. — принцип свободы, из к-рого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры м. б. только свободным волеизъявлением человека. Христианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда дети будут жить во всей полноте церковной жизни. Церковь не может устраняться от насущных нужд людей и должна работать в следующих направлениях: созидание полнокровной литургической жизни в приходе, теснейшая связь с родителями детей и их домом, религиозное обучение. Цели и задачи христианского воспитания: 1. помочь детям обрести ощущение присутствия Бога в нашей жизни; 2. научить их понимать, что все мы — часть тела Христова и Церкви; 3. содействовать гармоническому умственному и духовному развитию их личности; 4. подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осознанию непостижимости Божественной тайны, превышающей всякое человеческое разумение; 5. помочь им понять, что православная вера охватывает личность и жизнь в их совокупности. Опасности и ошибки в деле христианского воспитания: смешение религиозного воспитания и школьного просвещения; проведение занятий в воскресной школе во время литургии и в виде уроков. Главная цель и задача педагога в деле христианского воспитания — помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. П. п. разрабатывает и систему требований к преподавателю, к-рый занимается П. воспитанием и образованием: 1. обладать опытом участия в церковной жизни; 2. находить общий язык с детьми; 3. обладать необходимыми способностями для совершенствования и развития в качестве педагога. «Учитель возрастает как личность, если по-настоящему любит детей». Призвание к христианскому воспитанию — это особая задача, особая ответственность, исполнение особой харизмы Православия. Семья есть место больше, чем отец, мать и дети. Она — наследница нравственного и духовного уклада жизни, обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Отсутствие любви — это всегда извращение подлинной природы семьи. Любовь родителей к детям должна быть не эгоистичной и не корыстной. Богородица всегда лишь обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к Себе.
Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.
Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования— педагогика, изучающая и разрабатывающая вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.
Педагогика реабилитационная— комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации пед. запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.
Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!