Не помню чья лекция (скорее всего Немов)



Абсолютный нижний порог- это минимальный по величине физически стимул способный вызвать у человека едва заметные ощущения. Если его слегка уменьшить то ощущение исчезнет. ПРИМЕРЫ: Для ощущения яркости света - пламя свечи воспринимаемые на расстоянии 48 км на расстояние. второй пример для ощущения громкости звуков: тикание ручных механических часов воспринимаемые на расстоянии 6 метров от уха человека. 3. для ощущения вкуса сладкого - это присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Для обонятельный ощущений - присутствие одной капли духов распыленных в 6 комнатах ощущается.

Абсолютный верхний порог - максимальный по величине физический стимул, при котором ощущения еще сохраняют свои качества или модальность. Если такой стимул слегка увеличить, то ощущение определено модальности исчезнет а вместо него появится не специфическое или болевое ощущение. Например: слишком громкий звук порождает не ощущение громкости а боль ушах. Зрительные ощущение - слишком яркий свет дает резь в глазах. Согласно Фехнеру абсолютный нижний и верхний порог ощущений - является границей измерительной шкалы, предназначенных для измерения ощущений.

Относительный порог- это та величина на которую необходимо изменить уже действующий стимул, чтобы у человека возникло новое ощущение. Эта величина зависит отсевы исходного стимула и определяется соотношением: дельта И деленная на И равно константа. 4. Дифференциальный или различительный порог ощущений - это минимальная разница между двумя стимулами позволяющая их различать по вызываемым ими ощущениями. Феннер предложил использовать в качестве своеобразной единицы предназначений для измерения ощущений.

Изменение ощущений. замечено, что при постоянных стимулах ощущения не остаются неизменными и они могут меняться относительно независимо от действующих стимулов. Эти изменения могут происходить по причине следующих явлений:

1. адаптация органов чувств - приспособление органов чувств к условием восприятия тех или иных стимулов с целью восприятия этих стимулов наиболее четко. Пример: когда человек переход от яркого света к темноте то по началу он ничего не видит, однако постепенно его глаза привыкают и он начинает различать находящиеся вокруг него предметы, это происходит за счет повышения чувствительности глаз в темноте или изменения зрительных ощущений. Полная адаптация к темноте требует примерно 30-35 минут, за это время чувствительность глаза повышается в 10 тысяч раз.

Все ощущения поддаются адаптации за исключением болевых. К боли человек не адаптируется, поскольку она является сигналом серьезной опасности для жизни.

2. сенсибилизация - быстрое и кратковременное повышение чувствительности органов чувств и усиление ощущений которые часто возникают при восприятии какого либо сильного и неожиданного стимула. Когда человек услышал резкий звук - у него активизируется все виды ощущений.

3. синестезия - одновременное возникновение ощущение разных модальностей под воздействием одного стимула. Например: у некоторых людей воспринимаемые ими звуки порождают не только слуховые но и зрительные ощущения и наоборот. или световые ощущения порождают не только световые но и слуховые и наоборот. Светомузыка.

ВОСПРИЯТИЕ- ЭТО ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА В ВИДЕ ОБРАЗОВ ЦЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ. в результате восприятия у человека складывается картина мира состоящая из отдельных предметов и явлений и благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в предметно оформленном мире.

Образ восприятия обладает такими свойствами которые невозможно вывести из ощущений. ЭТИ СВОЙСТВА: предметность, целостность, константность, категориальность.

Предметность проявляется в том, что возникает в голове человека, он тем не менее там не остается а выносится наружу и соединяется с тем предметом образом которого он является.

Целостность образа восприятия проявляется в том, что он возникает и изменяется сразу в целом а не поддельным ощущениям которые входят его состав. Образ как целое в голове человека возникает тогда, когда полного набора ощущения для его формирование не хватает. Возможность видеть объемно. Возможно в сознание достраивать то что видите.

Константность образа восприятия- это постоянство образа предмета при изменениях условий восприятия. Когда о данном предмете мы получаем разные ощущения но тем не менее его образ сохраняемся как постоянный. ( человека видим одинаково что возле себя что на расстоянии 20 метров).

Категориальность образов восприятия проявляется в том, что воспринимаемые нами предметы мы обозначаем словами, и относим определенной категории предметов. Мы наделяем предметы темы, свойствами которыми обладают эти предметы данной категории. Восприятие пространства — это восприятие и оценка человеком таких пространственных характеристик, разнообразных предметов и явлений как форма, величина, глубина, расстояние, место расположение в пространстве. Два механизма восприятия, которые называются: СЕТЧАТКА-МОЗГ, ГЛАЗ-ГОЛОВА. В том случае если воспринимаемый человеком предмет сравнительно мал его изображение полностью помещается на сетчатке глаза, а глаза и голова человека в момент восприятия не подвижны то используется первый механизм восприятия пространства, он заключается втом, что уже на уровне сетчатке глаза происходит обработка информации о воспринимаемом предмете по его изображению. Затем обработанная информация поступает в мозг и там рождается образ воспринимаемого предмета. Второй механизм восприятия пространства используется в тех случаях, когда воспринимаемый предмет большой и его изображение не помещается на поверхности сетчатке глаза. В этом случае человек осматривает данный предмет с разных сторон чтобы создать его образ. При этом его глаза и голова движутся, от мышц управляющих движениями глаз и головы, поступают в мозг, там они обрабатываются и там рождается пространственный образ воспринимаемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - называют восприятие и оценку человеком таких параметров движений предметов и явлений как скорость, направление, траектория, ускорение и замедление. При восприятии движений человеком используются те же два механизма, которые используются при восприятии пространства. В данном случае они действуют следующим образом, если траектория движения полностью помещается на поверхности сетчатки глаза, а момент восприятия движений его глаза и голова не подвижны, то полная информации о воспринимаемом движения получается со стороны сетчатки глаза, поскольку параметры воспринимаемого движения повторяются в особенности в траектории данного движения отражаемые на поверхности сетчатки глаза. В этом случае используется первый механизм восприятия движения (описан выше). Если вся траектория движения предмета не помещается на поверхности сетчатке глаза и человек кроме того следит за движением, поворачивая вслед за ним глаза и голову то используется второй механизм восприятия движения - от мышц управляющих движением глаз и головы при прослеживании воспринимаемого движения поступают сигналы в мозг, там они обрабатываются по специальной программе и делаются выводы о параметрах воспринимаемого движения.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА восприятие цвета и различение цветов людьми в психологии объясняется в психологии в помощью двух разных теорий:

1. трехкомпонентная теория цветовоспрития. Ее предложили 2 немецких физиолога Герман Гельмгольц и Карл Юнг еще в первой половине 19 века. Теория Юнга-Гельмгольц. Они сделали открытие,которое заключается втор, что в сетчатке глаза человека имеются три типа колбочек которые по разному реагируют на 3 цвета - красный, зеленый и синий. В самой же теории утверждается что различные цветовые оттенки можно получить путем разных сочетаний этих трех основных цветов. Человеческий глаз может различать до миллиона оттенков.

2. теория оппонентных процессов. В основе теории оппонентыных процессов лежит следующее открытие: в затылочных отделках коры головного мозга обнаружено пары нейроновкоторые, когда один из нейронов пары является активном то второй находится в заторможенном состоянии и наоборот. Все три пары нейронов отвечают за разные цвета радуги. А в самой теории утверждается что совместная работа отвечает за цветовосприятие.

Восприятие времени природа не наделила человека специальным органном для восприятия времени. Тем не менее люди могут воспринимать оценивать время пользуясь для этого так называемыми биологическими часами - ими называются строго выверенные во времени ритмические или циклические процессы происходящие в организме человека. Пример: ритмика сердечных сокращений, ритмика дыхания, ритмика движения рук-ног человека при ходьбе и ритмика суточно-обменных процессов происходящих в организме. На восприятие могут влиять и психологические факторы. Например промежутки временны занятые большим количеством дел кажутся более длинными чем промежутки заняты малым количеством дел. или когда человек ожидает наступления какого либо приятного момента - время идет медленно, или когда человек ожидает наступления неприятностей - то время идет очень быстро.

сдавать будем экзамены не по программе, только по содержанию лекции которые мы прослушали.

самостоятельно проработать:

Вниманиепамять мышление речь воображение психология личности: способности, темперамент, характер , воля , эмоции и мотивация

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!