Блок:«В.И. Вернадский неповторимый – русский космист»



Участники:

В русском космизме получили наибольшую известность религиозно-философское (Николай Федоров) и естественнонаучное направление (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский,В.И. Вернадский). Центральной идеей последнего направления является осознание потребности в разработке новой картины мира, отражающей принцип всесубстанциального единства мира.

В.Вернадский считал необходимым ввести жизнь в саму основу космоса – атомы. «Атомарность» жизни несет в себе синтетические начала цельности природы. Жизнь на Земле возникает, по Вернадскому, одновременно с возникновением планеты и количество биовещества в истории Земли сохраняется постоянным.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что наибольшей философской значимостью в творчестве Вернадского обладает концепция биосферы и ее перехода в ноосферу. Термин «биосфера» был употреблен еще в XIX в.Ж.-Б. Ламарком, а Э. Зюсс придал ему геологический смысл. Вернадский понимает под биосферой особую геологическую оболочку Земли.

Специфика биосферы состоит в том, что основным геологическим процессом, образующим эту оболочку и изменяющим ее облик, является процесс совокупной жизнедеятельности всех живых организмов, населяющих Землю. Своей геологической функцией жизнь поднимается в таком представлении до уровня живого вещества всей планеты. С другой стороны, геологическая жизнь Земли оказывается подверженной влиянию своих, как ранее казалось, несоизмеримо-малых составляющих ее – живых организмов. Бесконечно-большое и бесконечно-малое сближаются, оказываясь взаимно влияющими друг на друга целым и частью.

Следует отметить, что в биосферном понимании жизни наиболее ярко выражен макроподход к рассмотрению феномена жизни в творчестве Вернадского. Такое понимание жизни было достаточно новым и неожиданным для современников Вернадского. Явления планетарного масштаба мыслились несопоставимыми с явлениями биологического и исторического порядка.
Анализируя структуру биосферы, Вернадский выделяет в ней семь видов вещества:

1) живое;

2) биогенное (созданное и переработанное живыми организмами – живым веществом);

3) косное (образованное вне жизни);

4) биокосное (системы живого и косного вещества: почвы, илы и т.д.);

5) вещество, находящееся в радиоактивном распаде;

6)рассеянные атомы;

7) вещество космического происхождения.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считает переход биосферы в стадию ноосферы (в дословном переводе – сфера разума). Термин «ноосфера» впервые был использован в работах П.Т.де Шардена и Е. Ларуа. Вернадский понимает под ноосферой такую стадию развития биосферы, в которой геологической по своему масштабу становится разумная деятельность человека. Жизнедеятельность человека приобретает планетарное значение и уже не может строиться отвлеченно от иных биосферных процессов, но требует на этом этапе интегрального, целостного переосмысления себя в составе единого целого биосферы. Важно будет сказать, что этоприведет к существенному изменению интеллектуальной, научно-технической стороны человеческого существования и скажется в перестройках государственных, этических, духовных основ человеческой жизни.

Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы, по Вернадскому, таковы:

 1)распространение человека – одного биологического вида, обладающего разумом, –  по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами;

2)развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое;

3)открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

4)массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом все более широкие массы населения;

5)взрыв научного творчества в XX в., обладающий геологическим масштабом своих последствий. На пути к ноосфере человечество должно будет исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии.

Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, то бишь освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, - условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в Космᴏϲ.

Слайд 8

Блок:«Космос и энергия»

Участники:

С 1775 года Французская академия наук отказалась рассматривать проекты вечного двигателя, хотя и в это время у французских академиков не было твердых научных оснований принципиально отрицать возможность черпать энергию из ничего. Невозможность получения дополнительной работы из ничего была твердо обоснована лишь с созданием и утверждением как всеобщего и одного из самых фундаментальных законов природы «закона сохранения энергии».

Академик В.И. Вернадский заявил – вечный двигатель существует – это живая материя!

Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира как единого нераздельного целого высказал именно В.И. Вернадский. Целью, которую поставил перед собой ученый, стало изучение влияния живых организмов на окружающую среду. Этим вопросом, в отличие от изучения воздействия среды на живые организмы, до того не занимался никто. Разумеется, заметить такое воздействие со стороны отдельного организма практически невозможно. Оно становится заметным только при рассмотрении большого числа живых существ.

Поэтому Вернадский ввел понятие живого вещества как совокупности всех живых организмов планеты, включая человека.

В своих представлениях о живом веществе он исходил из того, что в процессе жизнедеятельности организмы получают из окружающей среды необходимые химические вещества, а после смерти они возвращают их обратно и таким образом живое и неживое находится в постоянном взаимодействии. Несмотря на то что живое вещество составляет незначительную по объему и весу часть биосферы, оно, тем не менее, является ее определяющим компонентом. Живые организмы — та геохимическая сила, которая играет ведущую роль в формировании облика нашей планеты. В функциональном плане живое вещество становилось тем звеном, которое соединяло историю химических элементов с эволюцией биосферы. Введение этого понятия также позволяло поставить и решить вопрос о механизмах геологической активности живого вещества и источниках энергии для этого.

Взаимодействие живого вещества планеты с окружающей средой рождает биосферу — область распространения жизни на Земле.

Таким образом, биосфера – это живое вещество планеты и преобразованная им окружающая среда.

Слайд 9

Блок:«Космос и пространство»

Участники:

«Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе...»                                                                     

И строй кристаллов, и строй этих стихов Тютчева, и строй

геометрических фигур, и многое другое – проявления соразмерности

или, говоря научным термином, симметрии.                                               

Симметрия – одно из удивительнейших свойств нашего мира.

Выражение порядка. В мире хаоса не возникнут звезды и планеты,

летящие по своим орбитам, не появятся растения, животные, люди. И

если в отдельных областях, среди скопища атомов, может царить хаос,

то над этими областями, в крупных скоплениях материи, планетах, в

звездных системах и галактиках владычествует порядок и его непременная

спутница – симметрия.

Мысль Вернадского упорно, долгие годы проникала в тайну симметрии.

Впервые он задумался над симметрией еще в университете. Изучениекристаллов опирается на это понятие. Оно пришло сюда из геометриии обосновалось настолько прочно, что его стали считать почтиисключительно принадлежностью кристаллографии.

Учебный курс кристаллографии сопровождается демонстрацией разнообразныхгеометрических фигур, макетов, наглядно иллюстрирующих исключительныйпорядок, господствующий в мире кристаллов. Определяются плоскостисимметрии – как бы зеркала, отражающие, порой многократно, одну иту же фигуру. Выделяются оси симметрии, вращаясь вокруг которыхкристалл попеременно, поворачиваясь на один и тот же угол, принимаетположения.

К тому времени, когда Вернадский от учебных упражнений перешел ксамостоятельному изучению кристаллов, были убедительно доказаныосновные теоремы симметрии в кристаллографии.

Если в геометрии возможны, по существу, бесконечные варианты фигур сразличными видами симметрии, то для кристаллов число этих вариантоврезко ограничено. В работах Е.С. Федорова было дано самое полное иочень своеобразное развитие идеи симметрии в приложении к кристаллам.

Читая в конце прошлого века свои лекции по кристаллографии, Вернадскийособое внимание на проблему симметрии. По своему обыкновениюосновательно углубившись в историю этого понятия, Вернадский пришел кмысли, что оно выступало в разных обличьях, хотя на это редко обращаливнимание исследователи. Во-первых, симметрия в геометрии. Она основанана анализе и сопоставлении идеальных фигур во всем их разнообразии.

Во-вторых, симметрия в кристаллографии. Здесь она переносится изгеометрии на реально существующие объекты. Рассматриваются идеальныефигуры, как и в геометрии, но только для частных кристаллическихформ. Возникает новая проблема: почему кристаллы обладают лишьограниченными видами симметрии?

В-третьих, идея симметрии имеет философское значение: она направляетпоиски мировой гармонии в науке, искусстве.

Специальными исследованиями проблемы симметрии Вернадский не занималсядо 30-х годов. К этому времени он, помимо кристаллографии, сумелохватить много наук: минералогию, геохимию, биологию, радиогеологию,биогеохимию. В статье 1927 года он счел необходимым рассматриватьсимметрию как свойство пространства, физической разнороднойсреды. Такова идея симметрии в естествознании.

Кристалл – это частность, одна из бесчисленных разновидностейпространства. К любой из этих разновидностей приложимо понятиесимметрии не только как геометрической абстракции, описывающейформу объектов, но и как выражения внутренней структуры реальногопространства. "Для естествоиспытателя... пустое незаполненноепространство не существует... Реальное пространство натуралистасовпадает с той физической средой, в которой идут наблюдаемые имявления..."

Вернадский, прекрасно зная историю идей, вполне отдает себе отчет,что его мысль высказывалась раньше (он ссылается на Л. Пастера,П. Кюри, А. Гельмгольца). Кому-то, возможно, покажется, будтоВернадский просто-напросто воспользовался имевшейся идеей и частичноее подработал. Однако надо помнить, что знал он ее три десятка лет итолько спустя такой срок вернулся к ней, осмыслил ее по-своему, заново.

Можно предположить – на мой взгляд, с большой долей вероятности,что он вполне самостоятельно пришел к новому пониманию симметрии наоснове своих собственных исследований. Лишь затем, развивая свои идеи,он обратился к истории науки, сочтя совершенно необходимым упомянутьо своих предшественниках.

Прежде всего, Вернадский обращал внимание на всеобщность симметрии дляокружающего нас мира: «Принцип симметрии в XX веке охватил и охватываетвсе новые области. Из области материи он проник в область энергии, изобласти кристаллографии, физики твердого вещества, он вошел в областьхимии, в область молекулярных процессов и в физику атома. Нет сомнения,что его проявления мы найдем в еще более далеком от окружающих наскомплексов мире электрона и ему подчинены будут явления квантов».

Тут речь идет о принципе симметрии, об учении о симметрии,в которое как частности включаются случаи нарушения симметрии(диссимметрии) или ее отсутствия (асимметрии). И еще. Вернадский всвой перечень объектов, охваченных симметрией, включает фактическивсю реальность, все реальное пространство мира (за исключением разветолько космического вакуума, для которого принципы симметрии почему-тоне разрабатываются до сих пор).

Особый интерес вызывало у Вернадского приложение принципов симметрии к исследованию живых существ и всей области жизни – биосферы, а точнее – поверхности нашей планеты.

Опыты Луи Пастера показали, что в живых клетках (в белках)плоскость света поворачивается влево. Следовательно, заключалВернадский, пространство живого вещества обладает своими особымикачествами. Среди них он называл: существование более сложных формсимметрии по сравнению с кристаллами, отсутствие прямых линий иповерхностей, резкое проявление неравенства правизны и левизны. Все это он объяснял непрерывностью движения атомов («вихрем атомов», по выражению Ж. Кювье) в живом организме. Кристалл – неподвижная форма,живое существо – динамическая. «В симметрии живого организма... мыдолжны считаться с новым элементом – с движением, которое отсутствуетв симметрии кристаллов...» Итак, «для живого вещества... резкопроявляется неравенство правизны и левизны», – писал Вернадский. – «Для живого!».

Вернадский предвидел возможность различия правизны-левизны вмире элементарных частиц материи. Нет ли у нас тут противоречия? Водном случае речь идет о пространстве живой клетки, организованнойв соответствии с постоянным обменом веществ. Вдругом– о пространствемикромира, где стираются различия между живым и неживым.

Противоречия нет. Дело в том, что Вернадский предвидел не самопо себе конкретное открытие физиков, а только его принципиальнуювозможность. Он вовсе не утверждал, что в микромире существует отличиеправого от левого. Для такого утверждения в те времена не было никакихоснований. Однако он совершенно определенно усомнился в симметричностипространства нашего мира и предположил, что "...явления симметриимогут в нем проявляться только в ограниченных участках". Доживи ондо успешных опытов, доказывающих глубокую внутреннюю диссимметриюпространства нашего мира, его бы это открытие не потрясло так сильно,как всех крупных современных физиков. Он был к нему подготовлен.

Возможно, секрет проницательности Вернадского таится в способности(выработанной в молодости) связывать конкретную научную проблему собщими, порой отвлеченными идеями. Скажем, изучение симметрии онсвязывал с поисками мировой гармонии (и отклонений от нее тоже). Онхорошо написал об истоках понятия симметрии: "... Чувство симметриии реальное стремление его выразить в быту и в жизни существовало вчеловечестве с палеолита или даже с эолита, т. е, с самых длительныхпериодов в доистории человечества... который длился для палеолита около полумиллиона лет – от 650000 до 150000 лет тому назад, а дляэолита –миллионы лет...

Это представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен,тысяч поколений. Правильность его проверена коллективным реальнымопытом и наблюдением, бытием человечества в разнообразнейших природныхземных условиях. Опыт многих тысяч поколений ясно указывает наглубокую эмпирическую основу этого понятия и ее существование в тойматериальной среде, в которой жил человек, в биосфере. Нельзя забывать при этом, что симметрия ясно представляется в строениичеловеческого тела, в форме плоскостей симметрии и зеркальныхплоскостей симметрии; в правых и левых кистях рук, в ступнях ноги т. д. Она же проявляется в гармонии человеческих движений, кактанцах, так и в технической работе, где проявляется геометрическаязакономерность. Переходя к историческому времени, мы видим, что понятие "симметрия"выросло на изучении живых организмов и живого вещества, в первуюочередь человека. Само понятие, связанное с понятием красотыили гармонии, было дано великими греческими ваятелями, и слово"симметрия"... приписывается скульптору Пифагору из Региума(Южная Италия, тогда Великая Греция), жившему в V в. до нашей эры".

Вернадский очень точно заметил, что понятие симметрии вырабатывалосьчеловеком для конкретных объектов. Действительность направляла развитиемысли. Однако с появлением философских учений, придававших числуи мере (а тем самым и симметрии) божественный смысл как символамединства мира, с бурным развитием геометрии, сводящей реальныеобъекты к идеальным схемам, положение начало меняться. Симметриястала признаваться особым качеством, проявлением всеобщего однородногоабсолютного пространства, которым наделил свою теоретическую модельВселенной Исаак Ньютон.

Мы привыкли отмечать те случаи, когда "здравый смысл", практическийопыт и смекалка людей в последующем опровергаются научным открытиямии теориями. Но в случае с познанием симметрии случилось обратное;ученые изменили (и углубили, конечно) примитивны представления,а в последующем от некоторых теоретических представлений пришлосьотказаться и вернуться к более ранней и более простой идее.

Для Вернадского такое возвращение научной мысли к забытой и, казалось,опровергнутой идее было вполне естественным. Он проследил течениемысли от его истоков, отметил "крутые повороты" и наметил новыйнеизбежный поворот: "Натуралист, исходя из школьной рутины, все времямыслил о едином пространстве, но не разных природных пространствах,не о состояниях пространства. Он не сознавал, что пространство нашейпланеты и вообще пространство планет есть особые пространства, нигде,кроме планет, не наблюдаемые... Он не сознавал и не утверждал,что каждое природное тело и каждое природное явление имеет своеестественное материально-энергетическое специфическое пространство,которое натуралист изучает, изучая симметрию".

Но, может быть, нарушена гармония мира? Единое целое разбито набесчисленное множество осколков – пусть кристаллических, симметричных,но все же отдельных осколков? Разрушено великое и необходимое единствомироздания, которое с таким искусством создавали в своих теорияхфилософы Древней Греции, которое испокон веков религия воплощала вобраз всемогущего бога?

Да, конечно, к прежним основаниям симметрии Вселенной вряд лиможно возвратиться. Но это не значит, что единство и гармония мираотсутствуют. Совершился переход к более сложным формам взаимодействияпространств, обладающих разными типами симметрии. Ведь и в земной коре,в единой массе горной породы сплочены кристаллы, имеющие различнуюструктуру и симметрию. Это не мешает им сосуществовать миллионылет. Более того, в биосфере прекрасно взаимодействуют особые "нетвердыекристаллы" живых организмов с типичными неорганическими кристаллами...

И все-таки величественный мир, где царствуют законы симметрии, гдесоразмерны многообразные формы пространств и симметрий, где гармонияформ выявляет совершеннейшую архитектуру –организацию беспредельныхпространств, – этот величественный мир симметрии не существует вдействительности.

Мир пространственной симметрии, даже построенный искуснейшим мастероми мудрецом, будет всего лишь холодным безжизненным слепком нашегореального мира...

Слайд 10

Слайд 11

Блок:«Космос и время»

Участники:

Еще в 1910 году в речи о радии Вернадский выразил сомнение в тех картинах мира, которые игнорируют жизнь, считают ее случайной. Человеческий разум никогда не согласится с такими абстрактными картинами, потому что накапливающиеся в науке факты говорят, что жизнь — не случайна, она космична.

И, следовательно, продолжает Вернадский в докладе “Изучение явлений жизни и новая физика” принцип неизменности количества жизни на Земле, о котором говорит наука, требует ввести его и в самые коренные используемые понятия: энергия, атом, движение, время, пространство.

“В действительности и за все протекшие века нет никакого успеха в объяснении жизни в схемах господствующего научного миропонимания. Между живым и неживым, косным веществом сохраняется та же пропасть, которая была во времена Ньютона… Ученый должен был или находить выход из противоречия в философской или религиозной мысли или считать, что научное мировоззрение должно быть в основе перестроено, причем при выработке его должны войти в него явления жизни в отвечающих им научных фактах и эмпирических обобщениях наряду с другими явлениями реальной действительности.”

В живом веществе все основные элементы картины мира — материя, движение, энергия, время, пространство, выступают значительно ярче, чем в веществе неживом. Живое есть первоначальный источник этих понятий, говорит он, и только потом они перешли в физику. Между тем ясно, что в мире не господствуют обратимые физические явления, но царят необратимые, жизненные или жизнеподобные явления.

В.И. Вернадский делает революционный вывод, что главным и единственным временем является время биологическое: “Мы говорим об историческом, геологическом, космическом и т.п. временах. Удобно отличать биологическое время, в пределах которого проявляются жизненные явления. Это биологическое время отвечает полутора-двум миллиардам лет, на протяжении которых нам известно на Земле существование биологических процессов, начиная с археозоя. Очень возможно, что эти годы связаны только с существованием нашей планеты, а не с действительностью жизни в Космосе. Мы сейчас ясно приходим к заключению, что длительность существования космических тел предельна, т.е. и здесь мы имеем дело с необратимыми процессами. Насколько предельна жизнь в ее проявлении в космосе, мы не знаем, так как наши знания о жизни в Космосе ничтожны. Возможно, что миллиарды лет отвечают земному планетному времени и составляют лишь малую часть биологического времени. С точки зрения времени, по-видимому, основным явлением должно быть признано проявление принципа Реди, т.е. смена поколений.”

Время есть жизнь, если отбросить ее содержание, говорит Вернадский в докладе “Проблема времени в современной науке”. То есть если не связывать с понятием “жизнь” самые разнообразные смыслы, которые мы в него вкладываем, а оставить только простую смену поколений организмов, это и будет основное проявление времени. Оно направлено только в одну сторону, то есть необратимо, а необратимость есть главное свойство и времени, и жизни.

В этой статье Вернадский связывает свои биогеохимические представления с философскими и теоретическими представлениями Анри Бергсона, который разработал само понятие “реальное время” или “реальная длительность”. Она является следствием нашей психической жизни, смены состояний в глубине человеческого существа. Там расположен тот двигатель, который “длит” время и, следовательно, время относится только к человеку. Вернадский идет дальше, он распространяет это понятие на всю биосферу. Реальное деление создается в биосфере, говорит он.

Еще более ярко проявления пространства, говорит Вернадский. Пастер и Кюри сформулировали понятие о диссимметрии, которое коренным образом отличает физику и химию жизни от физики и химии безжизненных явлений.

Диссимметрические пространственные образования, невозможные в безжизненных процессах, являются источником состояния пространства живого вещества.

Спустя много лет Вернадский вспоминал, как был воспринят его доклад на общем собрании 26 декабря 1931 года. “Философы” взволновались, вспоминал он, хотели обсуждать, но встал Луначарский и сказал, что после такого длинного доклада нет смысла открывать прения. Обсуждения тогда не состоялось.

Что же взволновало идеологов? Вероятно, непривычное для советского тогда распространившегося стиля свобода выражения своих мыслей. В конце речи Вернадский сказал: “Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие, переживаем научные достижения, равных которым не видели даже поколения наших предков. Может, нечто подобное было в эпоху зарождения эллинской научной мысли, за 600 лет до нашей эры.

Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее — мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать.”

Слайд 12


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!