Общественная деятельность в сфере обработки информации привела к развитию так называемого информационного и, в том числе – рекламного дизайна.



Лекция № 3. Визуальные коммуникации.Позитивная эвристика.

(СЛАЙД 1)

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

С точки зрения рекламного бизнеса привлечение дизайнера к работе в рекламе (работа дизайнеров в рекламных агентствах, телекомпаниях, журналах, газетах, торговых фирмах, компаниях-производителях и др.) необходимо для решения главной коммерческой задачи — повышения продаж. Это исходное условие любого брифа на разработку торговой марки, оправдывающее приглашение дизайнера к сотрудничеству с рекламой.

Но графический дизайн как профессия не должен забывать и о том, что у этой профессии есть собственные эстетические и этические ценности: ≪золотые правила≫ классической каллиграфики, иллюстрации, пиктографики, типографики, фотографики, искусства книги, плаката, пространственно-экспозиционной графики, средового дизайна и т.д.

Выработанные в процессе эволюции художественно-проектной культуры, эти ценности должны быть защищены от профанации. Эти ценности актуализируются, осмысливаются и интерпретируются в современном контексте развития культуры теоретиками и мастерами графического дизайна. Благодаря, этому дизайнер, работая ≪на чужом поле≫, каковым для него является реклама, защищен от поглощения чужими целями и задачами: но всегда есть опасность соблазна...

Нынешняя реальность мировой и отечественной рекламы дает немало поводов для тревожных размышлений по поводу утраты дизайном критериев высокой проектной культуры. Динамика современной действительности, развитие информационных технологий, глобальные изменения способов коммуникации смещают едва устоявшиеся критерии формообразования в пограничной сфере рекламы, брендинга и графического дизайна. Размытость профессиональных и ценностных ориентиров создает благодатную почву для процветания дилетантства, дурновкусия, подмены высокохудожественных произведений дизайна симулякрами.

(СЛАЙД 1)

Принципы и методы проектирования рекламного образа рождаются на пересечении и взаимодействии двух проектных стратегий: с одной стороны, стратегии развития и совершенствования проектных технологий для решения прагматических задач рекламы, с другой — стратегии творческого развития и обновления профессиональных ценностей и средств дизайна как такового в связи с включением в дизайн нового материала из сферы рекламы. Теоретически каждая из этих стратегий может существовать независимо, не соприкасаясь с другой. Но такая разделенность неизбежно ведет в одном случае к ассимиляции дизайна рекламой - и, как следствие, деградации проектной культуры дизайна и художественного качества рекламы; в другом случае реклама утрачивает собственную стратегическую волю и, приобретая ≪хороший, дизайн≫, теряет ведущие конкурентные позиции на рынке.

Несмотря на достаточно длительную историю творческого альянса, рекламы и дизайна, разрыв между вышеназванными стратегиями существует и до сих пор мало исследован системно с разных позиций. Наука рекламы развивается независимо от науки дизайна. Картина дезинтегрированности сознания в науке и практике рекламного дизайна тоже мало изменилась, если не усугубилась за счет массового притока в рекламный дизайн специалистов, владеющих компьютерными технологиями, но не имеющих высшего художественного образования. Проблема размытости критериев ≪хорошего дизайна≫ в рекламе носит глобальный характер, но в России она осложняется еще и особенностями исторических сломов. Поэтому пока остается справедливым замечание Е.Э. Павловской (специалист в области дизайна рекламы), что говорить о профессиональной рекламной и графической культуре в России как о культуре сложившейся, пока не приходится.

Даже «компьютерная революция» сыграла двоякую роль в развитии отечественного дизайна рекламы. С одной стороны, экспансия компьютерных технологий предопределила качественно новый уровень возможностей создания визуальных продуктов, с другой - позволила примкнуть к «модной» профессии дизайнера фактически любому желающему, овладевшему пакетом графических проблем, но не обремененному хотя бы основами проектного мышления, В итоге дизайнер-верстальщик (исполнитель) занял в рекламной деятельности не востребованное дизайнерской культурой место дизайнера-проектировщика (создателя). В действительности функция дизайнера-проектировщика из рекламы никуда не ушла; более того, ее роль в современных условиях возрастает. Но в рекламных агентствах она, по существу, уже «распределена» между арт директорами, менеджерами, копирайтерами и т.д. Новому поколению дизайнеров, получившему профессиональное образование в сфере рекламы, позицию «создателя» приходится, в прямом смысле слова, «отвоевывать».

При этом необходимо констатировать, что период становления дизайна рекламы совпал с периодом «сворачивания» (по вполне понятным причинам) научных исследований в сфере дизайна. Пришедшие в рекламу дизайнеры (по большей части - это молодежь) попросту не успели «зацепиться» за ту мощную теоретико-методологическую базу отечественного дизайна, которая была создана к началу 90-х годов, и хотя бы адаптировать ее под нужды нового проектного объекта. В итоге на сегодняшний день дизайн рекламы принял на себя не слишком почетную роль «оформителя» чужих замыслов по чужим образцам.

Молодое поколение, составившее подавляющую часть дизайнеров, работающих сейчас в рекламе, формировалось именно тогда, когда система гуманитарных ценностей, определяющих профессиональную идеологию дизайна, была заменена идеологией "выживания", не обремененного никакими ценностями и комплексами. Его - этого поколения - рекламное образование (а по сути - самообразование) основывалось, главным образом, на имитации доступных образцов западной рекламы (которые сами по себе могут быть не плохи и не хороши - они просто продукт другой культуры) и беглом ознакомлении с одной-двумя теоретическими работами, в названии которых значилось слово "реклама" (хорошо, если это не было доморощенным самоучителем). А также на собственном практическом опыте, который формировался при безусловном диктате заказчика (поэтому так важно стало для дизайнера, работающего в рекламе, "угадать" его настроение). А уж заказчик сам указывал дизайнеру, как "угодить" вкусам максимально широкой аудитории. Именно поэтому специалисты с дизайнерским образованием, работающие в рекламе, пока ничего реального не смогли противопоставить тем, кто этого образования не имеет, но без тени сомнения именует себя дизайнером-рекламистом, поскольку основным профессиональным качеством дизайнера рекламы стало умение работать в компьютерных графических программах.

Итак, прежде чем говорить непосредственно о коммуникационном дизайне, необходимо ещё раз уточнить, что же собой представляет графический дизайн.

(СЛАЙД 2)

Общественная деятельность в сфере обработки информации привела к развитию так называемого информационного и, в том числе – рекламного дизайна.

Целью информационного дизайна является визуализация различного вида информации.

Основной задачей проектирования информационного графического дизайна является восприятие информации без (по Рене Декарту) «… излишней траты умственных сил» или, другими словами, представление информации – смысла или содержания графического произведения – в адекватно найденной дизайнером выразительной художественной форме.

От качества визуализации информации – художественного уровня продукции различного рода, циркулирующей в социуме – в значительной степени зависит культурный уровень данного социума.

Графический дизайн вырабатывает оптимальную стратегию обработки информации, превращая информацию в визуальные «тексты», интерпретируемые однозначно.

Графический дизайн превращает не проявленный визуально смысл в визуальные изображения или «текст», в ряде случаев – в визуальный знак, проявляя смысл или содержание и переводя их из невидимой сферы нашего бытия в видимую, опосредованно отражая глубины человеческого духа.

Природа графического языка универсальна.

(СЛАЙД 3)

Однако художественно-образный язык, которым он оперирует, модифицируется в зависимости от сферы применения: в полиграфической продукции, в дизайне текстиля или костюма, в промышленном дизайне, телевизионной графике и рекламе и т.д.

Понимание природы художественно-образного языка и принципов визуализации смысла в графическом дизайне позволяет наиболее полно реализовывать собственный творческий потенциал в креативной деятельности специалистов в области графического дизайна.

(СЛАЙД 4)


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!