Положительное                                                           Отрицательное



Соборность связана с чувством спра- Главный недостаток в том, что у нас

ведливости, с поиском социального   никогда нет виноватого, т.о. винова-

идеала («Легенда о граде Китиже»,    ты все, причем это прослеживается

«Москва – третий Рим»)                       на всех уровнях жизни

 

 

Этапы в развитии русской философии.

I. Средневековый этап (11 – 17 века).

В этот период доминируют две темы:

1) связана с антропологией;

2) связана с историософией (религиозный вариант философии и истории).

Антропологическая проблематика рассматривает два течения, по разныму пониманию сущности человека:

1) Через Афона к Иосифу Волоцкому. Суть: человек по природе очень слаб и природа человека греховна. Поэтому нужны внешние факторы, которые бы способствовали удержанию человека от греха: благолепие церковной службы, религиозное образование (должно научить молодежь), политика государства. Следует, что монастырь должен быть не только жилищем аскетов, а быть мощным в патриотическом плане, чтобы помогать государству. Создается прочная ограда, в которой человек не нарушает основных принципов веры.

2) Эсихазм (безмолвие). Григорий Полавец (?) считает, что существует два модуса Бога: Бог – сущность и Бог – энергия. Сущность Бога человеку недоступна, Бог неопределим, непознаваем, невидим. Энергия Бога пронизывает весь тварный мир и ее может усвоить человек, но он должен над собой работать, чтобы добиться духовной сосредоточенности. После этого энергия начинает доминировать в человеке, наступает с и н е р г и з м - совпадение энергии бога и человека (у святых – нимб). Эта традиция была усвоена Русью (С. Радонежский, Нил Сорский (?), А. Рублев). Они говорят, что для праведной жизни нужна духовная сосредоточенность, поэтому монастырь не должен быть богатым, это отвлекает, приносит суету, а нужно быть аскетом.

Между Сорским и Парод Оке (?) возник спор: оба эти течения – односторонни. Традиция эсихазма: христианство отказывается влиять на культуру, а традиция Афонская и Иосифа Волонского привела подчинение церкви государственному началу. Обе эти традиции оставили много верных наблюдений о человеке: «Просветитель», «Письма заволжских старцев» (И. Волонский).

Историософская проблема образуется между двумя основными идеями:

· Связанная с местом России в мире

· Связанная с ролью русской Церкви в ряду других христианских церквей

Митрополит Илларион говорил: «…те, кто считает, что чем древнее народ христианский, тем он лучше – не правы, это не главное. Главное – это то, что христианские народы живут по благодати, уверовав в Христа. Но русская нация ничем не хуже других народов». Русская Церковь должна быть равноправной среди других церквей.

Митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», в котором говорится о стремлении Киевской Руси встать в ряд цивилизованных народов, т.к. русский народ не ниже других наций. После того, как была принята Флорентийская Уния, появилась философия старца Фелофея: «…два Рима пали (Рим и Константинополь), третий Рим – Москва, четвертому Риму не бывать».

После этого центр христианства переходит в Москву, и русский царь стал обладать ролью защитника подлинного христианства. Само существование мира соединяется с существованием Москвы, т.к. если Москва потеряет веру, то наступит конец света.

Движение происходит от идеи равнозначности к идее мессианской. В 16 веке зарождается мессианское сознание. Каждый народ обладает мессией. Но только очень немногие народы могут претендовать на исключительное призвание Мессии (посредника между Богом и человеком).

 

II.  Начало 18 века – 30-е годы 19 века.

Философия становится самостоятельной сферой знания, начинается преподавание философии в духовных заведениях, в университетах. Появляются профессиональные профессора философии. Но в целом этот этап противоречив:

- происходит отказ от некоторых форм жизни;

- из западной философии заимствовано масонство и просветительство, особое значение отводится человеческому разуму, но можно сказать, что эти формы являлись лишь «трансляцией» западных идей;

- оригинальным в полной мере становится Школа ученого монашества Платона Лепшина. (Левшина, Леншина ?), в которой он пытается соединить разум с православием и добивается успеха.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!