Положительное                                                               Отрицательное



Г.

Лекция №8

Тема: «Специфика русской философии. Основные этапы»

Литература:

1. «История русской философии», Зеньковский В.В.

2. Н.О.Лосский, «История русской философии»

3. Курс лекций по истории русской философии

4. Проф. Масленов, «История русской философии»

 

Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба, жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностях русской души.

Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии, но не только. Она во многом складывалась под влиянием социально-кульурных процессов, происходящих на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизации (X век) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.

 

История русской философии

Проблемы философии – общие для всех наций, но форма, доминанты, темы зависят от национальных особенностей.

Для немецкой философии характерна системность, для французской – рационализм.

Встает проблема: в чем специфика русской философии? Для этого необходимо обратиться к духовной основе и понять, в чем разница между Русской Философией (Р.Ф.) и Западно-Европейской (З-Е.Ф.). Р.Ф. развивается в рамках православия, а З-Е.Ф.- развивается в рамках католицизма.

Говоря о З-Е.Ф., которая опирается на католицизм, то здесь существует тезис о гармонии веры и разума, поэтому развитие рассматривается как служебное средство для религии и философию называют «служанкой религии». Философия рано выделяется в самостоятельную науку и приобретает атрибуты самостоятельной науки.

На Руси православие ставит идеал цельного знания. Это приводит к стремлению соединить все способности человека (веру, разум и волю). Долгое время разум не выделялся в самостоятельную сферу и философские элементы являлись элементами богословия, Древнерусской литературы. Мировоззренческие идеи выражались не только вербально, но и образно (через иконопись, через храмовую символику – купол, и т.д.). купольная символика подчеркивала смысл человеческой жизни, характеризовала те или иные особенности местности, что выражало Древнерусскую традицию.

Особенности русской философии.

1. Диффузный характер. Не выделяется в самостоятельную сферу знаний, а растворена во многих сферах знания, присутствует во многих проявлениях человеческого разума.

Проблема: диффузный характер – это хорошо или плохо? С одной стороны это приводит к тому, что философия становится важным элементом жизни, массового сознания (положительная сторона). С другой стороны – философия становится общим местом, т.е. философией может заниматься любой, что влечет недостаток профессионализма. Поэтому философия становится самостоятельной наукой только в 18 веке.

2. Онтологизм. Главное – это спасение. Появляется учение о спасении – с о т е р и о л о г и я . В католицизме создается юридическая концепция спасения, суть которой в том, что Бог- судья, а человек только отчитывается перед Богом о своих действиях. Нельзя предусмотреть всех обстоятельств, поэтому юриспруденция имеет дело с абстрактными понятиями. Появляется продажная индульгенция. Индульгенция – необходимое количество благих дел, искупающее грехи. Это привело к тому, что в философии теория и практика радикально расходятся между собой. Теория, созданная категорией, а взаимодействие категорий – это главное. С этим связан материализм и рассудительность западного мышления.

В России путь спасения исходит из обожания, подражания Христу. Обожание можно показать, соблюдая заповеди, оно не может быть теоретическим. Чтобы встать на путь подражания, надо жить в истине, войти в истину. Эта особенность традиции приводит к одной из наиболее важных черт – онтологизации. Истина связана с бытием, поэтому для наших традиций теоретическая философия не может быть главной, на первом плане – этические проблемы, проблемы истины, где происходит сопричастность истины и бытия.

Онтологизм: положительные и отрицательные стороны. Положительные: мы стремимся реализовать истину, добиться не только провозглашения программы, но и ее реализации. Негативизм: Трубецкой «…хорошо, когда мы служим истине, а если это заблуждение, которое приняло вид истины, тогда мы начнем растрачивать энергию на реализацию идей, которые реализованы быть не могут». Взгляд старообрядцев: именно в обрядах заключена суть религии. И покушение на обряд – это покушение на религию.

3. Эстетизм. Связан с особенностями восточного и западного христианства. В священном писании присутствуют две установки к окружающему миру. 

· Установка Ветхого Завета. Существует идея владычества, что приводит к определенным отношениям окружающего мира – удовлетворению человеческих потребностей.

· Установка Нового Завета. Строится на принципе любви к тварному миру и, опираясь на него, православие восхищается природой, знания о которой были черпаны из историй славянских народов.

Даже принятие христианства, выбор веры оценивается с эстетической точки зрения. Эстетизм проявляется в значимой мере в русской литературе (Хомяков, Соловьев). С этим связан и русский космизм, происходящий от восхищения человеческим миром.

ЭСТЕТИЗМ

Положительное                                                               Отрицательное

Сохраняет приоритет духовных             Наш эстетизм часто мешает нам

ценностей (здоровье, семья, любовь)    реализовать наши идеи, лишает

                                                                   делового подхода: часами можем

                                                                   рассуждать, ничего не делая

 

4. Соборный характер. В католицизме утверждается авторитаризм Римского Папы (догмат о непогрешимости Римского Папы): если хочешь спастись, то делай, как Папа. Это приводит к тому, что человек перестает переживать веру, церковь как нечто личное, внутреннее. Он воспринимает все как формальный акт, который необходимо выполнить. Формализация приводит к появлению протестантизма, появляется идеально ориентированная религия – христианство.

В Западном мире сложилось а т о м и с т и ч е с к о е  общество (каждый сам по себе). С конца 19 века все философии становятся идеалистическими, они апеллируют к индивиду (у общества нет семьи, остался только индивид). В нашей православной традиции не было ни индивидуализма, ни авторитаризма. Все решения выносились на собор, так складывался соборный характер.

С о б о р н о с т ь - единство во множестве. Люди принимают то, что во множестве, но в то же время оставаясь индивидуальностью (единство и в то же время сохранение множественности).

СОБОРНЫЙ ХАРАКТЕР


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!