Слово «гротеск» происходит от фран. слова «grotesque», что означает «причудливый», «затейливый».



Этот термин вошел в употребление в европейском искусстве в 15-16 как название причудливо переплетающихся орнаментальных изображений животных и растений, обнаруженных в развалинах древнеримских построек, называвшихся «гротами» (от итал. «grotta», что означает «грот», «античные руины»).

Европейская художественная практика и эстетика связывают понятие «гротеск» с категорией комического, что, однако, не исчерпывает всех граней его проявления в искусстве.

В отличие от комического, которое, по Аристотелю, есть «ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные», гротеск – это болезненный смех «сквозь слезы», имеющий трагический оттенок, вызывающий чувство сожаления, негодования, презрения или страха.

Таковы в литературе образы произведений Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова – Щедрина, в изобразительном искусстве – фантастические гротескные образы Ф. Гойи, в музыке – саркастические диссонансы Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского. В седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича сатирически- гротескно изображена зловещая поступь фашистского нашествия.

В отличие от волшебного и фантастического в искусстве, в основе гротеска лежит активное неприятие изображаемой действительности, особенно ее социальных аспектов.

В изобразительном искусстве, и в частности в графическом дизайне, гротеск заключается в чрезмерном преувеличении и заострении отдельных качеств изображения, что в какой-то степени роднит этот тип визуализации с гиперболой. Но в отличие от гиперболы гротеск в изображении совмещает элементы сатиры и карикатуры. Гротеск заключается в преувеличении каких-либо качеств изображения за счет разрушения существующих пропорциональных отношений.

(слайд 34)

В графическом дизайне гротеск проявляется часто в жанре остросоциальной политической карикатуры, для которой характерны нахождение эксцентрических графических «образов - масок», являющих собой социальную типизацию различных образов. Например, политические карикатуры Д. Мора «Первые шаги французского министра» и «Комики-эквелибристы».

(слайд 35)

Гротеском являются шаржи Б. Нушича, например «Миленко Щербан», выполненные в 1924г.,

(слайд 36)

плакат Н. Акимова к пьесе А.В. Сухова-Кобылина «Дело».

(слайд 37)

Примером применения гротеска в рекламе и социальном плакате может служить плакат Агея Томеша «Look at the death», где применены два типа смыслообразования- гротеск и метафора. Зрительное превращение женского лица в череп говорит о предполагаемых результатах применения наркотиков.

(слайд 38)

Концептуально- логическая формула гротеска как типа смыслообразования в граф. дизайне - «смех сквозь слезы» с совмещением элементов сатиры и фантастики, карикатуры и шаржа в изображении.

(СЛАЙД 39)

СИМВОЛИЗАЦИЯ

Слово «символ» происходит от греч. «symbolon», что означает «опознавательная примета», «знак».

Художественный символ – универсальная категория эстетики, которая одновременно соотноситься с категориями как художественного образа, так как и знака.

Символ- это художественный образ, имеющий знаковое содержание, или знак, выражающий многозначность художественного образа, ориентированный на членов определенной общественной группы людей.

Смысл символа существует только внутри ситуации общения, диалога и посредством погружения каждого частного явления в стихию «первоначала», воссоздает в новых исторических условиях первоначальный целостный образ миропонимания.

Символ в изобразительном искусстве можно понимать как зашифрованное послание сквозь века. С древнейших времен человека сопровождают символы, которые несут огромное количество информации и при этом остаются простыми и легко запоминающимися.

История знаковой символики связана с развитием цивилизации, возникновением письменного изобразительного языка, его генезисом, развитием во времени и пространстве.

В процессе развития цивилизации и обмена идеями между различными культурами изобразительные символы предшествовали слову.

Первобытный орнамент, наносимый на тело человека, его одежду и жилище, имел символическое значение и применялся для магических целей «отведения зла» или «умиротворения богов».

Эмблемы городов, гербы, штандарты и знамена различных государств и в настоящее время имеют символическое значение. Символы представляют как древнейшие, так и более поздние представления людей о космосе, Вселенной и мироздании и отражают глубины человеческого сознания и подсознания.

Многие символы и выражаемые ими идеи совпадают как в примитивных обществах, так и развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и Центральной Америки. Это относиться прежде всего к простым геометрическим фигурам и их производным – треугольнику, окружности, квадрату, ромбу, кресту, звезде и т.д.

Зачастую символы – это изображения, имитирующие форму различных существ или предметов, обозначающие некоторые качества, им присущие. Например, изображение льва символизирует храбрость, скалы – стойкость, лиры – музыкального и поэтического вдохновения, пчелы – трудолюбия, науки, искусства и ремесла. Образ пчелы широко используется в рекламе.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!