В данное время можно говорить о кризисе философии.



Скептицизм.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360 – 270 до н.э.). на его воззрение сильное влияние оказал Демокрит.

Пиррон - формулирует задачи философии:

1. Философия должна научить нас давать правильные суждения.

2. Философия должна показать, что мы будем иметь от правильного суждения о вещах.

3. Философия должна задать вопрос: а возможны ли вообще суждения?

Пиррон опирается на принцип Гераклита: «все течет, все изменяется». Пиррон говорит, как нам судить о вещах, если вещь может быть как одной, так и другой и какая от этого польза? Философия должна убеждать человека в пользе воздержаться от суждений (скептицизм убивает философию).

Эклектизм

Второе направление, которое свидетельствовало о кризисе – э к л е к т и к а (смешение элементов различных систем, взглядов). Представители эклектики утверждали, что ни одна из существующих систем не является истинной, поэтому философ должен брать из каждой системы только то, что ему нравится. Представитель эклектики – Цицерон, пытается соединить взгляды Эпикура и Сенека.

Мистицизм

Мистические искания начинаются в I веке до н.э. и становятся очень распространены в Риме. Существовали искания трех видов: народные (оккультизм), религиозные, религиозно-философские.

Религиозно-философские искания Филона Александрийского.

Он пытался объединить религиозные и философские идеи. Для Филона Александрийского главной проблемой является проблема Бога и мира. «Учение о логосе» является посредником между Богом и миром. Через него Бог внедряет в человека божественную силу. Для Филона характерно и стремление обосновать познавательную деятельность человека через способность открыть в себе духовное начало (от Платона: познание – есть припоминание). Когда человек соприкасается с логосом, то возможно слияние с логосом и человеку становится понятна сущность мира.

 

Неоплатонизм

Неоплатонизм появляется в III веке н.э. и начинается с трудов Плотина, которые оказали существенное влияние на европейскую философию (Эпоха Возрождения). Плотин (ок. 205 – ок. 270). – основатель школы неоплатоонизма.

Главные проблемы:

- Проблема единого Бога и множественного мира.

- Проблема человеческой жизни.

Плотин считает, что для того, чтобы понять мир, мы должны понять схему его развития. Существует единое простое духовное начало, которое источает из себя (явление называется э м а н а ц и я –«истечение») другое начало – Ум. Единое – не дробное начало, ум – связан с единым, но в нем содержатся первообразы сущности, мира (содержится мир идей). Происходит дальнейшая эманация и появляется душа. Душа воздействует на материю и происходит реализация идеальных сущностей в материальном мире. Единое – это божество.

                     Единое -------- Ум -------- Душа

                                                                  Материя

В основе мира лежит духовное начало, растворенное в мире и является определяющим для мира. Человек принадлежит к двум мирам. Назначение человека: максимально освободить духовное начало, чтобы стремиться к господству над телом и не замечать тело. Только благодаря такому состоянию, когда тело не оказывает влияния на душу, возможно мистическое озарение и проникновение в первообраз мира.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 – ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!