Скептицизм, эклектизм и мистицизм



Г.

Лекция № 3

Тема: Греческая философия. Римская философия

1. Философия Эпикура.

2. Стоицизм.

3. Скептицизм, эклектизм и мистицизм периода эвдемонизма.

4. Неоплатонизм.

 

Философия Эпикура

 А т о м и з м (III век до н.э.) начинается с Эпикура (341 – 270 до н.э.), был последователем Демокрита, внес в онтологию ряд черт: этические воззрения – основатель эвдемонизма (учение провозглашает наслаждение высшей целью человеческой жизни), за что Эпикура стали упрекать в безнравственности.

Основные составные части философии Эпикура:

1. Учение о природе (физика).

2. Учение о познании (каноника).

3. Учение о смысле человеческой жизни (этика).

Эпикур считает, что природа состоит из атомов и пустоты, которые взаимно не переходят друг в друга. Атом неделимый, неуничтожимый элемент, но есть отличие от взглядов Демокрита. Эпикур вводит новую характеристику, суть которой в следующем: атомы отличаются друг от друга тяжестью, из-за чего меняется вся картина природы. У Демокрита закономерность порождала фатализм, т.е. одна причина порождает одно следствие (отвергает возможность, что одна причина может породить несколько следствий). Эпикур же считает, что одна и та же причина может порождать различные следствия. Случайность появляется благодаря разной тяжести атомов, которые могут отклониться от своей траектории, что приведет к случайностям. Хотя мир развивается закономерно, он не отвергает случайность.

Эпикур считает, что познание возможно благодаря тому, что от всех частей исторические образы накладываются одни на другие (это происходит постоянно), при этом выделяется схожесть в повторяемых образах и появляется возможность познавать окружающий мир. Демокрит отрицает объективный характер вторичных качеств, т.е. они существуют только в общих мнениях. Качества предметов зависят от порядка, который занимают атомы, качество определяется целым. Но наряду с ним существует состояние предмета, которое в целом не определяется. Качество зависит от целого.

Физика и экономика – это подготовительный материал для этики. «Если медицина не лечит тело, она не нужна. Философия не нужна, если она не лечит душу». Душу может вылечить только этика.

Основной тезис Эпикура: смысл человеческой жизни в счастье (эвдемонизм). Счастье – это наслаждение, удовольствие. Появилась школа «Сад Эпикура», на фронтоне которой висел призыв: «Всяк сюда вошедший оставьте все заботы, предавайтесь наслаждению». Эпикур считает счастье высшим уровнем жизни и классифицирует наслаждения:

- необходимые (законные);

- не необходимые (незаконные).

Пример: удовлетворение потребностей пищей – не только необходимое, но и полезное удовольствие. Но данная потребность бывает разной: приятно полакомиться изысканным, вкусным – это можно считать не необходимым, но полезным. Обжорство (злоупотребление пищей) – не необходимо и не полезно. Тот, кто видит в обжорстве наслаждение, предается псевдонаслаждению.

Говоря о наслаждении, он имеет ввиду те, что полезны и необходимы.

Критерии полезности:

□ те, которые продляют жизнь – необходимы и полезны, и наоборот. Пример: для философа вино с хлебом – фундамент наслаждения.

Для Эпикура характерна классификация наслаждений по направленности:

1. Наслаждения, связанные с телом, кратковременны и, как правило, по своим масштабам носят ограниченный характер.

2. Наслаждения, связанные с духом (поиск истины, дружба, отрешенность от земной суеты). Эпикур придерживается высказывания «Надо прожить жизнь незаметно». Идеалом является погруженность философа в мудрость, философию – а т а р а к с и я (атараксия – высшее наслаждения, когда человек погружен в себя, общается с себе подобными мудрецами).

Этика должна не только правильно сориентировать человека, но и избавить его от страха смерти, т.к. под страхом смерти люди совершают много неверных поступков. Чтобы избежать страх смерти, надо выработать правильное отношение: человек не имеет к смерти никакого отношения. Т.е. пока человек жив, смерти нет, а когда человек мертв – нет человека.

Эпикур считает, что наслаждаться человеку мешает страх перед богами. Боги (по мнению Эпикура) живут в межпланетном пространстве и не вмешиваются в жизнь людей, а только говорят друг другу, как они счастливы – поэтому просить помощи у богов бессмысленно.

Этика Эпикура была направлена на то, чтобы доказать самодостаточность человека. Человек, имея даже самое малое, может испытывать удовлетворение, т.е. может быть счастлив. Смысл человеческой жизни не должен быть направлен на увеличение материального богатства, а должен быть направлен на подчинение разума. А разум говорит, что наслаждаться можно, даже имея малое!

 

Стоицизм

Зарождается в Древней Греции в III веке до н.э. Просуществовал до III века. Отцом стоицизма принято считать Зенона (490 – 430 до н.э.). Считалось, что слово «стоицизм» означает призыв к стойкости. На самом деле «стоя» - это бортик колонны, около которой собирались философы. К самым известным стоикам относят Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) и римского императора Марка Аврелия (121 – 180 г.н.э.).

Центральная фигура – Сенека, родился на территории современной Испании, получил блестящее образование. Когда Нерон в 17 лет становится императором, то фактическим правителем становится Сенека, т.к. был воспитателем Нерона. Сенека стал пропагандировать философские идеи, за что его обвинили в том, что он пишет одно, а мысли в жизнь не воплощает. На что он отвечал: «Философ говорит как надо жить, но не показывает это своим примером». Сенека был отлучен от двора императора и стал вести аскетический образ жизни, но спокойная жизнь продолжалась недолго, т.к. он был обвинен в заговоре. Умер от яда (в бане).

Философия стоицизма также состоит из онтологии, гносеологии и этики.

Онтология стоицизма

Характерно, что стоики используют ряд идей Демокрита. Мир – живое существо, пронизанное пневмой (огнем) уровень работы органов человека зависит от пневматического тонуса: чем ниже тонус, тем природа более мертва; чем выше тонус, тем природа живее. Человек – высшая форма проявления пневматического тонуса. Пневма действует не хаотично, а подчинена логосу, идет от Бога (Бог разлит в мире, но это не персофицированное начало, а логос).

Теория познания исходит из того, что человеческая душа является отраженным логосом, поэтому высшая форма познания – способность души человека слиться с логосом.

Онтология и гносеология не имеют самостоятельного значения. Главное – этика. Характерно, что стоики находились в оппозиции с Эпикуром. Источником счастья является благо, но поставить в основу удовольствие, значит, впасть в хаос, т.к. у каждого человека свое понятие о счастье и, следуя этому, мы можем развязать войну вех против всех, т.к. удовольствий на всех может не хватить, и люди будут получать удовольствие за счет других.. считается, что опорой человеческого счастья может быть только идея долга. Основываясь на идее долга люди должны выбирать добродетель и избегать порока.

Выделяются четыре главные добродетели:

- благоразумие;

- умеренность;

- справедливость;

- мужественность.

Также выделяются четыре главных порока:

- неразумность;

- расточительство;

- несправедливость;

- трусость.

Есть масса качеств, которые безразличны к добродетели и порокам. Например, бедность и богатство, болезнь и здоровье..

Задача философа – воспитать человека так, чтобы он следовал добродетели и избегал порока, но очень немногие мудрецы могут избежать порока, т.е. основная масса людей – порочна.

Выделяется четыре основных порока у стоиков:

- печаль;                               У большинства людей данные пороки

- удовольствие;                  существуют, но еще существует неспо-

- страх;                                собность управлять своими чувствами,

- вожделение.                     т.е. живут в состоянии аффекта.

Живя в состоянии аффекта, человек попадает под влияние порока. Марк Аврелий проводит параллель с мухами-однодневками: люди не знают, для чего живут.

Сенека считает, что тех, кто следует добродетели немного, но существует группа прогрессирующих, которая осознала, что порочная жизнь не может быть идеалом. И те, кто встал на путь борьбы с пороком, стремятся к добродетели. Очень важно их внутреннее духовное состояние. Часто человек преувеличивает внешнее значение своей жизни. Все это относительно. Главное – внутренний мир: если человек будет бояться потерять свое богатство, то его жизнь превратится в кошмар. Именно от внутреннего мира, от направленности человеческого духа зависит состояние человека. Для человека важно не поддаваться влиянию внешних обстоятельств, главное- отказаться от пороков и воспитывать состояние духа. Сенека – пессимист, т.к. считает, что многие не способны воспитывать в себе духовное начало.

Стоики отказываются от ряда ценностей. Как известно, для Рима и Греции характерны фанатизм, патриотизм, а стоицизм говорит о том, что на первом месте стоит космополитизм (гражданин вселенной). Второй характерный момент стоицизма провозглашает. равенство перед Богом. Третий момент заключается в том, что признавая дуализм духа и тела, предпочтение отдается духовному началу, которое господствует над телом. Благодаря этому стоицизм имеет сходство с христианством.

 

Скептицизм, эклектизм и мистицизм


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!