Злободневные карикатуры польского художника на жизнь современного общества заставляют о многом задуматься.



Nbsp;

Лекция 1.Часть 2Эвристика и смыслообразование.Связь и взаимодействие понятий.

(СЛАЙД 1,2)

Смыслообразование

 (СЛАЙД 3,4,5)

Смысл (разновидности) Смысл — осознание человеком того, какое значение имеет происходящее для него или группы, с которой он себя идентифицирует (личностный смысл). Смысл — отношение мотива к цели деятельности. Смысл — отражение части целого, связанное с частичным пониманием явления или его модели (и непониманием как отсутствием смысла или его трансформацией).

(СЛАЙД 6)

Значение — содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка (языка математики, физики, языка образов) Обобщенное отражение свойств объекта (например, в определении понятия)

(СЛАЙД 7,8)

Смыслообразование - это личностное универсальное учебное действие. Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление, процесс, объект важны для меня или моей группы. Смысл - это понимание того, насколько это важно для меня лично. Смысл - это качество понимания, понимание части целого. Смыслообразование - процесс. В некоторых случаях учитель легко может организовать процесс смыслообразования. Обычно мы находим смыслы, придумываем их или "крадём". Мы можем обнаруживать эти смыслы, открывать их вместе с детьми в процессе диалога. Объектом этого особого диалога может быть и формула и закон и картина и литературное произведение, любой артефакт3. Смысл как понимание части целого 1. Что такое для Вас математическая культура? (пример для учителя) 2. Возведение числа в степень с положительным показателем. Возведение числа в степень с отрицательным показателем (на примере понимания учеником).

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ
Содержание и процесс смыслообразования составляют третий аспект проектного образа. Смысл возникает в процессе дизайнерской деятельности, когда дизайнер связывает или сталкивает в художественном образе различные аспекты. Смысл в равной мере относится и к объекту проектирования и к автору проекта, т.к. смысл двуедин: он - внутренняя суть вещи и в то же время - авторская идея, тема, проектный замысел.

Каждая вещь обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному бытию. Внутренний смысл вещи определяется степенью ее укоренения в соответствующей культуре.

Смысл вещи выражается в образе. Понять смысл - значит увидеть вещь как образ определенной социокультуры. Выявленный таким образом смысл и образует тему проектной разработки, которая в техническом задании обычно звучит очень условно.

Смысловой аспект проектного образа связан с проблемой тематизации. Выдвижение темы - исходный пункт в смыслообразовании. Прежде чем искать конечную форму вещи, необходимо сформулировать тему. Тема задает объективное содержание вещи.

Дизайнер, в сущности, не может ничего навязать вещи извне, он должен формировать ее изнутри, исходя из понимания смысла в рамках определенной темы. Тема должна быть развита в проектную идею, а идея - в конкретный проектный замысел формы вещи. При этом, однако, нужно учитывать то обстоятельство, что в образе всегда есть момент переосмысления, а, следовательно, и неоднозначность формы.

Смысл - это и раскрытие существующего, и открытие нового.

Смысл - это результат творческого переосмысления бытия.

Смысл - это встреча и диалог культурных сознаний с их особыми ценностями. В этом диалоге и формируется идея проектного замысла.

Наличие двух, по крайней мере, мотивов и их диалог в едином художественном процессе составляет ядро всякого проектного замысла. Логически ему предшествует выявление культурных значений (мотивов) и формирование тематической установки в проектном сознании.

Смыслообразование как базовая категория дизайна

Отличие диз практики отдиз смысл имеет конкретн содержание Любой объект-сумма смыслов

Связь с культурным аспектом- Упаковка таблеток комикс арабский - Знак индекс Смыслообразование – это процесс формирования содержания объекта д-на.: внутренне содержание –идея, собственно смысл вещи внешнее сод-ние – функция объекта.: Утилитарное– полезное назначение вещи Функциональное сод-е – способ реализации соотвествующего назначения Технологическое сод-е – способ изготовления предмета.

Исходный пункт в смыслообразованиитематизация - средство определения значения объекта проектирования. Тема задает объективное сод-е вещиэто проекция ее места рядом с человеком. Гл. смысл вещи пропускается через воображение диз-ра. Важное значение при этом имеет проектно-художественная позиция диз-ра : инструментальная– объект, как материальная форма, функциональная структур Идейно-ценностная – потребитель, что для него важно. Культурно-языковая позиция – объект проектирования посредник в общекультурной интеграции индивидов; целостно выразить в вещи ее место в культуре. Объект проектирования как выражение (немецкий дизайн, скандинавский, японский)

Алгоритм проектных действий: Тема автора, создаваемого им объекта - Объективное сод-е объекта проектирования, его смысл в оперделенномсоцио-культурном аспекте - проектная идея нового объекта - пространственная форма объекта, его морфология.

Смыслообразование в дизайне: – процесс передачи информации – форма – содержание

1. смысл

2. констр. техн. удобство

3. эргономичность

4. экологичность

5. соц-культ. Смыслы

От смыслообразования — к формообразованию. Приемы композиционного формообразования, почерпнутые дизайном прежде всего из архитектуры, призваны сообщать объекту проектирования образную це­лостность. Но это качество достигается не только удачным решением композици­онных задач — таких как, например, пропорциональность, выразительный ритм его элементов, динамичность или статичность формы, применение принципов симметрии — асимметрии, контраста — нюанса и пр. Целостность, завершенность образу вещи придает соответствие ее формы — смыслу, который несет она в сво­ ем культурном и предметном окружении, то есть «вещь обладает внутренним смыс­ лом, не сводимым к ее материальному бытию» [37, с. 30]. Так что формообразова­ние непосредственно связано с так называемым «смыслообразованием». И чтобы разобраться в этом, начинать следует, видимо, с того, что такое смысл вещи. «Смысл вещи не только выражается, но и постигается в образе. Понять смысл — значит, увидеть вещь как образ социально-культурного бытия» [там же]. Когда мы видим вещь, назначение, способ пользования которой мы себе не представля­ ем, то не способны воссоздать в своем воображении и обычное для нее предмет­ное окружение — такая вещь не ориентирует нас в образе соответствующего ей человеческого бытия. И тогда эта вещь представляется нам не имеющей смысла, а бессмысленная вещь может внушать чувство тревожности, даже страха, как те неопознанные предметы в «Пикнике на обочине» у братьев Стругацких. И даль­ше: «смысловой аспект проектного образа связан с проблемой тематизации. Те- матизация — исходный пункт в смыслообразовании. Нужно сформулировать тему, прежде чем искать конечную морфологию вещи» [37, с. 30—31]. Так вот с чего, оказывается, следовало начинать! Так что же тогда такое — «тема» вещи? «Тема задает объективное содержание вещи, обладающее внутренней смысловой целостностью и потому способное к саморазвитию» [37, с. 31]. Поскольку объек­тивное содержание вещи — это проекция ее места рядом с человеком, то способ­ность этой вещи к саморазвитию непосредственно связана с изменениями в его об­ разе жизни, а потому и с обновлением смысла, а затем и образа этой вещи. Тема объекта проектирования задается дизайнером на пересечении предметной конкрет­ности, в которую этот объект будет реально погружен, и субъективной авторской интерпретации образа этого будущего, а следовательно, и самой вещи. Вспомним, что мы уже говорили о свободе творческой воли проектировщика, балансирующе­го на грани между антиутопией прогноза и утопией проекта. А вот что говорится об этом в «Методике...»: «в образе всегда есть момент переосмысления, а следователь­ но, и неоднозначности формы» [там же], и для иллюстрации этого приводится сле­ дующий исторический пример. «В конце 50-х годов Ле Корбюзье построил в Токио здание Музея современ­ного западного искусства, которое, по мнению специалистов, значительно повлияло на национальную японскую архитектуру. Парадокс этот объясня­ется тем, что здание музея сыграло роль зеркала, в котором японцы увидели по-новому отраженные собственные, национальные традиции, ту их сторо ну, которую ранее не замечали за внешним подобием чисто формальных средств. Ле Корбюзье увидел национальную архитектуру Японии глазами европейца и, переосмыслив ее, воплотил свое понимание японской архитек­ туры как темы в конкретном архитектурном образе» [там же]. Окончатель­ная форма объекта вобрала в себя исходную тему в ее авторской интерпрета-­ции. Это позволило японцам, которые рассматривали свою традиционную архитектурную систему всегда только изнутри нее, выйти за пределы систе­ мы и охватить ее сознанием, преобразуя в себе. И вот резюме: «Смысл поэто­му есть всегда и раскрытие существующего, и открытие нового, результат творческого переосмысления бытия» [там же]. Алгоритм проектного мышления дизайнера, как мы наблюдаем, следующий: • сформулированная автором тема создаваемой им вещи, творческая интерпре­тация этой темы (предварительная авторская гипотеза новой вещи); • объективное содержание вещи, ее смысл в определенном социально-культур­ ном контексте (исследование ее всестороннего функционирования в реальном социально-культурном пространстве); • проектная идея новой вещи (совмещение первоначальной гипотезы и приоб­ретенных объективных знаний об этой вещи); • пространственная форма вещи, ее морфология (материализация идеальной вещи в проекте и в материале, совмещающая в себе субъективную и объектив­ную составляющие). Как бы мы ни хотели, чтобы этот процесс был исключительно художественным, но намеченный нами путь снова неразличимо похож на научный поиск. Можно предположить, что в сегодняшней реальности, когда научное мышление далеко разошлось с тем, которое принято называть «технократическим», пути художе­ственных и научных прозрений находят в себе все больше родственного. Конеч­но, образ в искусстве и в науке приобретает разные свойства, но не можем же мы отказать в образности мышления тем, кто изучает, например, физическую сущ­ность времени или занимается теорией фракталов! Или — отказать в интуиции, способности к неожиданным прозрениям, к инсайту — исследователям глубин океана или психики человека. Итак, еще и еще раз: дизайн — явление погранич­ное, в данном случае между объективным бытием вещи — и субъективной ин­терпретацией этого бытия, между одномоментным (симультанным) постижени­ ем образа вещи художественным воображением — и следованием алгоритму научной мысли при построении ее морфологии. Но вернемся к процессу дизайн-проектирования объектов предметного мира, как он рассматривается в специальной дизайнерской литературе. Методика смыслообразования, как мы убедились, строится на сопоставлении собственного, пер­вичного значения вещи и ее вторичного значения, привнесенного проектиров­щиком (тематизации). Нельзя не обратить внимания на то, что таков же и механизм воздействия тропов — этого выработанного в поэтике особого способа повышения выразитель­ности речи. Троп (от греч. «тропос» — оборот, поворот речи) — двуплановое упот­ребление слова, реализующее одновременно два его значения: буквальное и иносказательное. При совмещении в восприятии прямого и переносного зна­чений происходит обогащение смысла (подробнее об этом см. главу 9). Возмож­но, путь усиления образной выразительности во всех сферах творчества имеет общую природу, и привнесение в методологию дизайна приемов поэтики или стилистики — это не просто использование метода «заимствованных аналогий», но закономерное применение общего художественного принципа. Скорее всего, в смыслообразовании вещи имеет место не просто аналогия с литературным при­емом, а единство образного мышления, реализующееся на более глубоком уров­не и распространяющееся на все сферы творчества. Сложный гибкий механизм тропов — экономный способ выявления и закрепления как в слове, так и в изображении их образного восприятия, а также и их понимания, интеллектуально- эмоциональной оценки. Когда этот двойственный смысл найден, понят, сформулирован или прочувство­ван, пора переходить к реализации замысла в конкретной композиции. На этой стадии проектирования, когда, казалось бы, уже все ясно и осталось лишь вопло­тить прочувствованную и продуманную идею в материале, решить пространственную морфологию объекта — тут проектировщика подстерегает еще одна сложность. Возвратимся к нашему утверждению, что всякий объект дизайна глубоко укоре­нен в культуре и отражает ее специфические характеристики. Поэтому «в рамках сложившегося жанра и стиля композиционные приемы, правила могут приобре­тать формализованный характер» [37, с. 27], но при переходе в иную стилистику, иной жанр, в иную культурную среду требуются переосмысление этих приемов и переход от приемов к более обобщенным принципам. Для иллюстрации последнего положения в «Методике...» приведен следую­щий пример. Европейскому архитектору-классицисту, использующему в ком­ позициях садово-паркового искусства прием симметрии, предлагают создать японский сад камней. Для того чтоб он смог это выполнить, ему пришлось бы перейти от приема симметрии к ее принципу. Дело в том, что планировка японского сада камней основана не на пространственно-геометрической сим­ метрии, а на предметно-смысловой. «В основе его композиции лежит философское противопоставление горы и воды, символизирующее два противо­положных начала всего сущего — светлого и темного, мужского и женского. Как видим, симметричность нельзя «пересадить» из одной композиционной системы в другую, хотя как принцип построения художественной формы она действительна для любой или почти любой системы. Нельзя так поступить и с масштабностью, пропорциональностью и т. д., потому что то, что масш­табно и пропорционально в одной композиционной системе, немасштабно и непропорционально в другой системе» В приведенном примере принцип симметрии остается нерушимым. С изменени­ем культурной среды, в которую помещается объект проектирования, меняется лишь характер симметрии, то есть воплощение этого принципа. В данном случае из пространственной симметрия становится смысловой.

 

Жизнь теряет смысл в двух случаях: когда препятствия непреодолимы и когда они отсутствуют.

Злободневные карикатуры польского художника на жизнь современного общества заставляют о многом задуматься.

Что есть человек? Что есть общество? И куда мы идём? Эти и многие другие вопросы задает в своих работах польский карикатурист Павел Кучински. Его многогранные и интересные иллюстрации на злобу дня, по признанию многих, отражает всю суть происходящего вокруг нас. Спектр затронутых художником тем очень обширен, поэтому его произведения пользуются большой популярностью. Кроме того, у Кучински есть свой собственный фирменный стиль, отличающий его работы от работ других мастеров. По признанию автора он продумывает каждый свой рисунок и старается внести в него как можно больше смысла. А тонкий юмор, глубина мысли и эмоциональность иллюстраций Павла заставляют о многом задуматься.

 


Художник родился в 1976 году в польском Щецине. Окончил Познаньский Университет искусств. Получил всемирное признание в 2009 году, через три года после того, как впервые начал работать в жанре социальной карикатуры. Сегодня Кучинский – признанный мастер своего дела, обладатель многочисленных наград и любимец многих пользователей социальных сетей. В настоящее время живёт и работает в Польше.

Revolution/Революция

Павел Кучинский — польский художник, получивший известность за свои сатирические иллюстрации о современном обществе и жизни, в которых присутствуют бедность, нищета, жестокость, озабоченость экологией, войнами. В его картинах можно найти много политических карикатур.

Диктатор

 

На первый взгляд его иллюстрации могут показаться смешными, но если посмотреть глубже, они показывают серьезные проблемы современного мира. К вашему вниманию несколько работ автора.

Перископ

Свадьба

Шопен

Деньги

Солдаты

Цензура

Конец сезона

Пластическая хирургия

Суперъяхты

Промывка мозгов

Рождество

Аист

 

 

Гамлет

Любимец

Ученье

Политика

Игрушки

Заложник

Сеть

На крючке

Разные миры

Небо

 

Длинный нос

Золотые цепи

Политкорректность

Бомбардир

Глобальное потепление

Дуэль

Время

Пропасть

Заплыв

Выборы

 

Даже если вы и не согласны со смыслом, вложенным в некоторые картины, невозможно не оценить творческий потенциал автора. Может быть, мы действительно должны начать уделять больше внимания тому, что мы принимаем как часть нашей повседневной жизни

 

Американский фотограф с помощью простого iPhone создает удивительные фотографии. БрендонКидвелл (BrandonKidwell) для создания снимков использует технику двойной экспозиции. Его фотографии можно разглядывать вечно — все они имеют глубокий смысл. Название серии — TheWisdomformyChildren (Мудрость для моих детей). Niemelä)Естественность и неповторимость моментов из жизни природы от ДэниеляКассона (DanielCasson) О воле и разуме, о страхах в подсознании человека, о тернистом пути к истине, о свободе… О возможностях человеческого мозга… Ему повезло родиться не в Советском Союзе. Иначе бы его ждала участь всех талантливых художников — умирать в психушке. Ответить vint_66 1 год назад А почему в названии поста слово «фотографии..»? Я, лично, за классическое восприятие окружающего мира…. назад Насчет «рассматривать вечно» — это вы, конечно, погорячились! «Мудрость» для детей — тоже весьма сомнительно. Смысл — уж больно глубокий, не все догоняют. Я не догнал. Всё время один и тот же прием. Унылые серые картины с потугами глубокий философский смысл.


 

Сюрреализм в работах Томаса Барбе

41

Фотограф Томас Барбе (ThomasBarb?y) создает сюрреалистические коллажи с глубоким смыслом. На первый взгляд кажется, что его работы выполнены с помощью исключительно графических редакторов, но на самом деле это магия умелых рук и результат двойной экспозиции. Создание своих работ он начинает с концепта, а затем берет старинные фотографии (коих много в его семейном архиве) и создает невероятные виртуальные миры, в которых переплетается реальность и выдумка. Волшебный мир фотохудожника безгранично многообразен и похож на реальность альтернативную нашему бытию.

 

Турецкий фотограф ЭркинДемир (ErkinDemir) специализируется на фэшн-съемках, но в свободное время создает медитативные портреты людей, сделанные с помощью двойной экспозиции.

 










Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!