Авраам приносит сына в жертву



 

Прошло более десяти лет, как Авраам оставил Хаджар и Исмаила в пустынной Мекке на попечение Господа. Каково же было его удивление, когда после двухмесячного пути, он увидел Мекку, которую уже нельзя было назвать пустынной землей. Радость долгожданной встречи омрачилась видением – очередным испытанием веры пророка. Во сне Господь приказал Аврааму принести в жертву сына, о котором пророк так долго молил Его, и которого, наконец, увидел после многолетней разлуки.

Из Корана мы знаем, что Авраам должен был пожертвовать Исмаилом. Господь вместе с великой вестью о рождении Исхака, сообщил Аврааму и Саре еще и о появлении внука Йакуба (Иакова):

«…Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке (Исааке), а вслед за Исхаком (Исааком) – о Йакубе (Иакове)» (Коран 11:71)

Также, Библейская версия гласит:

«Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него» (Бытие 17:19)

Итак, Господь пообещал Аврааму сына, от которого произойдет потомство. А Он никогда не нарушает данного слова. Какой здравомыслящий человек может представить происхождение потомства от того, кого уже принесли в жертву?

Хотя Библия четко говорит, что принести в жертву должны были Исаака (Бытие 22:2), из контекста ясно, что это всего лишь интерполяция, и Аврааму следовало убить Исмаила.

 

«Твой единственный сын»

 

Как говорится в «Бытие» 22, Аврааму предстояло пролить кровь единственного сына. Поскольку Исмаил по единогласному мнению исламских, христианских и иудейских ученых – первенец Авраама, то на роль «единственного» сына больше подходит именно он.

Да, христианские ученые часто спорят о полноправности Исмаила, ведь он – сын наложницы. Однако, как уже упоминалось, в иудаизме дарить служанку мужу, чтобы она родила ему наследника, было обычным делом среди бесплодных женщин. Ребенок наложницы считался ребенком жены отца и являлся полноправным членом семьи. Более того, первенцу по праву причиталась двойная доля наследства, даже если его не любили («Второзаконие» 21:15-17)

К тому же из текста Библии понятно, что сама Сара собиралась принять ребенка Агари как равноправного наследника. Она знала об обещании Бога Аврааму: заполнить землю от Нила до Ефрата его потомками (Бытие 15:18); поэтому отдала Агарь, предполагая, что через нее сбудется пророчество. Она сказала:

«…вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть,я буду иметь детей от нее» («Бытие» 16:2)

Лия и Рахиль, жены Иакова (сын Исаака) так же отдали служанок мужу, чтобы те родили им детей (Бытие 30:3, 9-13). Их детьми стали Неффалим, Дан, Гад, Ашер (Асир) – одни из двенадцати сыновей Иакова и родоначальники двенадцати колен Израилевых, а, следовательно – правомерные наследники.

Из вышесказанного мы понимаем, что Сара считала рождение детей от Агари исполнением пророчества, и собиралась принять их как собственных. Вывод – Исмаил не может считаться незаконным сыном, он – законный наследник.

Многократно этот факт подтверждается Господом. Библия называет его «семя Авраама»:

«…и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое» («Бытие» 21:13)

Существует много доказательств того, что именно Исмаила, а не Исаака следовало принести в жертву, если Аллаху будет угодно, мы посвятим этой теме отдельную статью.

Далее Авраам сообщает новость сыну, чтобы увидеть его реакцию на приказ Всевышнего:

«Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне.Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: "О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?" Сын ответил: "О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет годно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым» (Коран 37:101-102)

 

Теперь представьте, что Ваш отец обратился к вам со словами: «Во сне я получил приказ принести тебя в жертву». Кто из нас воспримет такие слова всерьез, не говоря уже о подчинении воле отца? Его здравомыслие тут же окажется под вопросом.

Вдумайтесь в этот аят! Поистине, только благочестивый сын мог ответить такой смиренностью. Набожный сын набожного отца покорился воле Бога. Авраам отвел его туда, где следовало пролить кровь сына и уложил лицом вниз. Господь далее описывает картину самой сути покорности в аяте, который поражает до глубины души:

«Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз] (чтобы совершить жертвоприношение) (Коран 37:103)

Авраам занес нож над сыном, но голос остановил его:

«Мы воззвали к нему: "О Ибрахим! Ты исполнил [то, что ведено было тебе] во сне". Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание» (Коран 37:104-106)

 

Действительно, это величайшее испытание – убить сына, родившегося в столь преклонном возрасте Авраама, когда он так мечтал о преемнике! Авраам доказал свою готовность отдать Господу самое ценное. Именно поэтому Господь сделал его предводителем людей и благословил потомством из пророков:

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников» (Коран 2:124)

Тогда Авраам принес в жертву ягненка:

«Мы выкупили его великой жертвой» (Коран 37:107)

Этот совершенный образец подчинения Богу повторяется миллионами мусульман каждый год во время Хаджа (паломничества) в день, именуемый Йаум аль-Нахр – день жертвоприношения или ‘Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения.

Авраам вернулся в Палестину, где ангел обрадовал его и Сару вестью о сыне Исхаке:

«Они сказали: «Не бойся! Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном мальчике» (Коран 15:53)

Тогда же Авраам узнал и об уничтожении народа Лота.


Строительство Храма

Строительство Каабы

 

И снова после долгой разлуки Аврааму и Исмаилу суждено было встретиться. На этот раз, по приказу Всевышнего, им предстояло построить Каабу – место для поклонения Богу. Именно здесь, в пустыне, Авраам когда-то оставил Хаджар и Исмаила. А теперь они должны были основать храм на все времена, где не было бы места для идолов.

«Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный. Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны. Господь наш! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах. Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе. Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет». (Коран 14:35-41)

 

Спустя годы отец и сын снова вместе для строительства священного храма, к которому верующие стали бы поворачиваться во время молитвы и совершать паломничество. Много прекрасных аятов Корана говорят о священности Каабы и цели ее построения:

 

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц. Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (Коран 22:26-27)

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (Коран 2:125)

Кааба – первое место поклонения, предназначенное для всего человечества:

«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Коран 3:96-97)

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

 

«Поистине Аллах сделал это место священным в день, когда создал Небеса и Землю, оно останется таковым до Судного Дня» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим)

Молитвы Авраама

 

Действительно, воздвижение храма для всех предстоящих поколений – одно из лучших форм выражения покорности Богу и поклонения Ему. Они неустанно обращались ко Всевышнему:

«Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Коран 2:127-128)

«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день» (Коран 2-126)

Авраам молил Бога вывести пророка из потомков Исмаила, который бы жил на этой земле, и пророков из потомков Исхака, которые стали бы населять землю Ханаана:

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Коран 2:129)

Господь ответил на молитвы Авраама через тысячи лет, когда сделал пророком Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, выросшего среди арабов. И Мекка стала Домом Бога для всего человечества, так же как и пророк Мухаммад – посланником Господа для всех людей.

Завершение строительства стало ключевым моментом жизни пророка Авраама. Кааба предназначалась не какому-то «избранному» народу, а каждому из жителей земли для поклонения Единому Богу. Существование Каабы стало гарантией того, что поклонение Истинному Богу не прекратится до скончания веков. Поистине, Господь, верность которому Авраам доказывал на протяжении всей жизни, оказал ему великое почтение.

 

Авраам и Паломничество

 

Призыв пророка Авраама достиг каждого уголка земли, и мусульмане со всего света ежегодно стали собираться в городе Мекка для совершения паломничества – хаджа. Хадж олицетворяет многие события жизни Его любимого раба Авраама и его семьи. После обхождения Каабы мусульмане пьют воду источника Зам-зам, который появился как ответ на молитву Авраама и Хаджар, и стал причиной населения некогда пустынной Мекки. Бег между холмами Сафа и Марва символизирует отчаянные попытки Хаджар найти воду; а жертвоприношение на 10-ый день хаджа в долине Мина и в своем городе (для тех, кто не совершает хадж) – готовность Авраама пожертвовать собственным сыном ради Господа. И, наконец, кидание камешков в Мине является воплощение примера Авраама, когда тот гнал сатану, пытавшегося удержать пророка от пролития крови Исмаила.

«Любимый раб Аллаха», о ком Господь сказал: «Мы сделаем тебя предводителем для народов», – вернулся в Палестину, где и встретил свою смерть.


 

Оглавление

История Авраама. 3

Вступление. 3

Его имя. 4

Его родина. 4

Религия Месопотамии. 5

Познание Бога. 5

Обращение к своему народу. 6

Авраам и его отец. 6

Авраам и его народ. 6

Иконоборец. 8

Переселение в Ханаан. 11

Спор с королем.. 11

Переселение Авраама. 11

Дар Агари и ее испытание. 13

Авраам в Ханаане и Египте. 13

Авраам в Мекке. 14

Великое жертвоприношение. 16

Авраам приносит сына в жертву. 16

«Твой единственный сын». 17

Строительство Храма. 20

Строительство Каабы.. 20

Молитвы Авраама. 21

Авраам и Паломничество. 22

Оглавление. 23

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!