Он украдкой пробрался к их богам и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» (Коран 37-91)



История Авраама

﴿قصة إبراهيم - عليه السلام﴾ История Авраама

Вступление

 

Авраам – один из пророков, удостоенных особого внимания в исламе. Коран говорит о его твердой вере в Господа, который сначала призвал Авраама отречься от своего народа и его ложных богов, а затем доказать свою веру через многие испытания.

 

В исламе Авраам – истинный единобожник, призывающий и остальных поклоняться одному Богу. Ради своей веры Авраам несет большие тяготы и даже покидает семью и свой народ, отправившись в другие земли. Исполняя предписания Господа, Авраам подтверждает прочность своих убеждений.

 

«Путь Авраама» – так Коран называет единственно верную религию, отдавая должное силе веры пророка Авраама. Хотя и пророки до него, к примеру, Ной, призывали к тому же. Из-за силы веры Господь нарекает его «Халиль» – любимый раб. Ни один пророк до него не был удостоен столь высокого имени. Превосходство Авраама послужило тому, что Господь низвел пророков из его поколения. И все они указывали людям прямой путь.

 

Пророк Авраам занимает очень высокое положение и в исламе, и в христианстве, и в иудаизме. Для иудеев он – воплощение силы, так как выполнил все заповеди и первым признал Единого Бога. Он отец избранного народа, отец пророков, причина ниспослания небесных откровений. В христианстве Авраам – отец всех верующих (Послание к Римлянам 4:11), а его вера в Господа и жертва стали примером для последующих святых (Послание к Евреям 11).

 

Поскольку пророку Авраам занимает особое место, стоит изучить его жизнь, уделяя внимание тем аспектам, из-за которых Господь удостоил его столь высокого имени.

 

Хотя Коран и Сунна не вдаются в подробности жизни Авраама, тем не менее, они содержат определенные факты, заслуживающие внимания. В случае, как и с остальными кораническими и библейскими персонажами, факты, содержащиеся в Коране, вносят ясность в описание определенных моментов биографии, которые были не вполне верно трактованы предшествующими религиями.


Его имя

В Коране Господь называет его «Ибрахим» или «Ибрахам», что происходит от одного корня «б-р-х-м». Согласно Библии, в начале его имя звучало как Абрам, но Бог велел изменить его на Авраам. В Коране этот момент никак не отмечен. Современные христиано-иудейские ученые подвергают сомнению историю с изменением имени и вложенный в это смысл. Ассириологи полагают, что еврейская буква «Хе» в минойском диалекте пишется в замен долгой «а», а посему, разница между Авраам и Абрам исключительно диалектная. То же самое касается имен Сарай и Сара – их смысл идентичен.

 

Его родина

Авраам родился примерно за 2 166 лет до Иисуса вблизи месопотамского города Ур (322 км юго-восточнее современного Багдада).

Его отец Азар (в Библии Фарра и Терех (Терах)) был идолопоклонником, его родословная восходила к Симу, сыну Ноя. Некоторые ученые связывают его имя с идолом, которому он поклонялся. Скорее всего, Азар принадлежал к аккадцам – семитскому народу с Аравийского полуострова, обосновавшемуся в Месопотамии примерно в третьем тысячелетии до новой эры.

 

В раннем детстве, еще до начала противостояния своему народу, Авраам со своим отцом и некоторыми членами семьи переселился в город Харран. Хотя христиано-иудейские источники утверждают, что это произошло намного позже, уже после изгнания из родного города. Библия говорит о смерти одного из братьев Авраама –Арана – в городе Ур («Бытие» 11:28). Он был взрослее Авраама, так как его старший брат Нахор женился на дочери Арана («Бытие» 11:29). Библия не упоминает о переселении в Харран. Первый приказ переселиться Авраам получил уже находясь в Харране;

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;…. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» («Бытие» 12:1-5).

Итак, мы видим, что приказ переселиться был вовсе не из Ура в Ханаан. Ведь иначе, каким образом было бы возможно, что Авраам с семьей проживал в Харране затем оставил отца и направился в Ханаан?

Коран упоминает о переселении Авраама, но уже после размолвки с отцом и соплеменниками из-за их неверия. Если бы на тот момент Авраам находился в Уре, отец, подвергавший его пыткам, вряд ли отправился вместе с ним. Ур был великим городом (на что указывают археологические данные), который перенес подъем и падение за период жизни Авраама. Поэтому вероятно, что внешние условия толкнули Авраама на переселение. Скорее всего, он избрал Харран по причине того, что его жители исповедовали ту же религию, что и в Уре.

 

 

Религия Месопотамии

 

 

Археологические раскопки рисуют довольно живописную картину духовной жизни Месопотамии времен пророка Авраама. Ее жители верили в пантеон, где каждое из божеств имело свою сферу влияния. Большой храм Аккадского бога луны являлся центром города Ур. Луна так же считалась главным божеством. Жители Ура верили, что Бог обитает в этом храме, где верховным был деревянный идол, а остальные идолы прислуживали ему.

 

Познание Бога

 

Когда именно Авраам познал истинного Бога? На этот счет у христианских и иудейских ученых есть несколько версий: в три года, десять лет, сорок восемь лет. Коран не называет точной даты ниспослания первого откровения, однако, момент, когда соплеменники изгоняют его за отречение от идолов, описывается в Коране. И здесь Господь называет Авраама молодым человеком. Кроме того, Авраам сам признается, что обладает знанием, не доступным отцу, когда призывал его поклоняться Единому Богу (19:43). Коран совершенно точно заявляет, что Авраам – один из пророков, кому было ниспослано откровение:

 

«Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)» Коран 87:18-19)


Обращение к своему народу

Авраам и его отец

 

Как и окружающие, Азар (Терех или Фарра в Библии) являлся идолопоклонником. Согласно Библии, он изготовлял идолов, а потому первый призыв Авраама, исполненный здравого смыла и логики, был непосредственно к нему. 

«Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем» (Коран 19:41-43)

 

Отец отверг призыв Авраама. Это был ответ человека, задетого поучением того, кто намного младше. Позиция сына шла вразрез с многолетними традициями и нормами.

 «Он (отец) сказал: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!» (Коран 19:46)

 

Авраам и его народ

 

Авраам непрестанно призывал отца отказаться от поклонения идолам, а вскоре обратился и к своему народу с тем же простым и ясным доводом:

«Прочти им историю Ибрахима (Авраама). Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?» Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им». Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Помогают ли они вам? И причиняют ли они вред?» Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом». Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит. Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит» (Коран 26:69-81)

 

Продолжая призыв, Авраам приводит еще один пример. Христиано-иудейские источники упоминают ту же историю, однако, согласно им, Авраам пришел к осознанию истинного Бога через поклонение этим предметам. В Коране же ни один из пророков никогда не поклонялся ни чему иному, кроме Бога, даже до начала откровений.

«Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается»(Коран 6:76)

Авраам привел в пример звезды – создание, совершенно не познанное на тот момент, а потому кажущееся намного более великим, нежели человечество. Звездам приписывали силу и мощь, но в их угасании по утрам Авраам увидел неспособность появляться тогда, когда им захочется, а лишь по ночам.

Затем Авраам привел еще один пример – луну, еще более могущественное создание. Сама жизнь без нее представлялась невозможной.

«Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Коран 6:78-79)

 

Авраам доказал им что Господь миров – это вовсе не те силы, которых олицетворяют их божества, а Существо, которое сотворило их и весь окружающий мир. Не обязательно видеть Бога, чтобы поклоняться Ему. Он – всемогущий Господь, не знающий ограничений в отличие от Своих творений. Призыв Авраама был предельно прост:

«А вот Ибрахим (Авраам) сказал своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены». Если вы сочтете это ложью, то ведь до вас целые народы считали это ложью, но на Посланника возложена только ясная передача откровения. Неужели они не видят, как Аллах создает творение в первый раз, а затем воссоздает его. Воистину, это для Аллаха легко» (Коран 29:16-19)

 

Он открыто осудил их верность традиции предков:

«Он сказал: «Поистине, вы и ваши отцы впали в заблуждение»

 

Путь Авраама был полон боли, противостояний, испытаний, трудностей…Его отец и народ отвергли призыв. Авраам пытался докричаться до глухих людей. Они лишь насмехались над пророком Авраамом.

Они сказали: «Ты пришел к нам с истиной или же ты забавляешься?»(Коран 21:54)

 

Авраам – молодой человек с великим будущим – противостоит своей семье и народу, чтобы донести послание об истинном единобожии – вере в Единого Бога, и отрицании ложных божеств, будь то звезды или иные небесные светила, земные силы и идолы, олицетворяющие богов. За его веру Авраама отвергли, наказали и изгнали. Несмотря на все невзгоды, пророк Авраам остался непоколебимым и готовым к еще большим испытаниям.

Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их…» (Коран 2:124)

 

Иконоборец

 

И вот, настало время подкрепить призыв делами. Авраам предпринял смелую решительную попытку разделаться с идолами. Относительно этого случая Коран и Библия несколько расходятся. Последняя утверждает, что Авраам покусился только на идолов отца. Коран же говорит об уничтожении всех идолов, хранимых на духовном алтаре. Авраам уже намекал о своих намерениях относительно идолов:

«И клянусь Аллахом, я устрою хитрость против ваших идолов, после того как вы обратитесь, удаляясь от них!» (Коран 21:57)

Во время религиозного праздника, вероятно, посвященного Сину, люди покинули город. Авраама отклонил приглашение на празднество:

«Потом он бросил взгляд на звезды и сказал: «Я болен» (Коран 37:88)

 

Когда в городе никого не осталось, Авраам воспользовался возможностью. Войдя в безлюдный храм, он увидел позолоченных идолов, сделанных из дерева. Перед ними стояли изысканные яства. Авраам усмехнулся:

Он украдкой пробрался к их богам и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» (Коран 37-91)

Что могло побудить человека поклониться идолу, которого он сделал собственными руками?

«Он приблизился к ним и стал бить их правой рукой» (Коран 37-93)

 

Коран сообщает:

«…он разнес на куски [идолов], за исключением главного, полагая, что они вернутся [к нему]» (Коран 21:58)

 

Вернувшиеся в храм священники были шокированы подобным богохульством. Они не могли взять в толк, чья же рука поднялась на такое скверное дело. Кто-то упомянул имя Авраама, отзывающегося нелестно об идолах. Его немедленно вызвали. И снова Авраам указал на их глупость:

«…и он спросил их: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами изваяли? Аллах сотворил и вас и то, что вы ваяете» (Коран 37:95-96)

 

 

Гнев священников нарастал, они не были настроены выслушивать проповеди. Единственное, что их интересовало – кто покусился на их богов:

«О Ибрахим! Ты ли учинил над нашими богами подобное?» (Коран 21:62)

Авраам разрушил идолов, но оставил главного из них нетронутым. И теперь он сказал:

«Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи» (Коран 21:63)

Слова Авраама ввергли священников в замешательство. Они стали винить друг друга, за то, что не смогли уберечь богов. Избегая его взгляда, они сказали:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!