Формирование казахской интеллигенции в начале 20 века кратко



Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Это обтоятельство негативно отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры.
Тем не менее, конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа.
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование.
Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам. Началось формирование новой казахской интеллигенции. Многие из получивших образование выезжали в аулы учительствовать, работали в медицинских, административных учреждениях. На казахском языке выходило нескольго газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» (редактор – А. Байтурсынов, ответственный секретарь – М. Дулатов). На развитие национальной культуры большое влияние оказал журнал «Айкап», издававшийся в 1911 – 1915 г.г. Журнал способствовал развитию литературы, языка, консолидации ниционального сознания.
Для углубленного изучения истории, природы и геологии края в Казахстане создавались отделы Русского географического общества, статические комитеты, и другие научные и промышленные общества. В них, наряду с русскими учеными, работали и казахские исследователи. Ценные научные труды создали А.А. Диваев, В.В. Бартольд, Г.Н. Потанин, А.Букейханов, Б.Каратаев, Е.Смирнов, А.Алекторов и другие.

Исследования культуры и истории казахского народа кудайбердиев

20-е годы XX в. оказались плодотворными для сохранения историко-культурного наследия в том плане, что в этот период начали издаваться: казахское эпическое творчество (А.Диваев, М.Ауэзов), казахский традиционный фольклор (У.Турманжанов, С.Сейфуллин) и казахские кюи (А.В.Затаевич), обычаи и традиции, связанные с многовековым укладом жизни казахского народа (А.Байтурсынов). С.Сейфуллин в 1929 г. в газете «Еңбекші қазақ» призывал народ к сбору и сохранению фольклорной, устной, и письменной литературы . В советский период достаточно были изучены произведения устного народного творчества казахского народа, связанные с темами труда, Родины, тяжелым положением шаруа; эпические произведения, сюжет которых состоял в основном из борьбы за освобождение своей Отчизны [7]. Особое внимание уделялось изучению творчества Махамбета Утемисова, одного из предводителей, вдохновителя восстания в Букеевской (Внутренней) Орде в 1836–1838 гг., соответственно не рассматривалось творчество «реакционных» деятелей культуры, как именовали их в работах советского времени, и исторических личностей (Бухар-жырау, Кожаберген-жырау).

Казахская печать в начале ХХ в. (журнал «Айкап», газета «Казах»).

Становление неофициальной казахской периодической печати неразрывно связано с общим освободительным движением начала ХХ века. Она зародилась лишь благодаря революции 1905-1907 годов. Процесс рождения этих изданий был довольно драматичным.

В 1888 году начала выходить газета «Дала уалаятынын газети», издававшаяся в Омске Степным генерал-губернаторством. После 1902 года обе газеты выходили как приложения к «Ведомостям» Акмолинской и Семиреченской областей. Эти органы по распоряжению властей издавались с целью закрепления колониальных захватов и духовного повиновения подданных на Востоке. Эти газеты были правительственными. Кроме них казахи других газет не знали. Колониальная администрация печатала в них указы царя, распоряжения правительственных органов, освещала процесс освоения колониальных окраин, разъясняла суть имперской политики. Таким образом, эти издания носили информационно-справочный характер. Наряду с этим на газеты была возложена миссия пропаганды образа жизни колониального края под эгидой империи. С этой целью в неофициальном отделе были опубликованы материалы по истории, этнографии (народные обычаи, традиции), литературное наследие казахского народа и других тюркских народов. Именно с этого момента началось движение, направленное на пробуждение народного сознания.

Новую страницу в истории казахской периодической печати открыл журнал «Айкап», первый номер которого вышел в 1911 году. Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт и прозаик, журналист. За четыре года существования журнала вышло 88 номеров. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало души многих прогрессивно мыслящих людей. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь — путь создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала. Журнал «Айкап» выходил в Троицке до августа 1915 года. Особобенностью этого журнала было в том, что в нем нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала 20-го века.

Общенародная газета «ҚАЗАҚ» появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года. Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых. Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов). Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года. Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в

петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 6646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!