Джадидизм и его видные деятели начало 20 века



Социально экономическое положение казахстана в начале 20 века кратко

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сырдарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на террито­рии края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. чело­век, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила 5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым потоком направ­лялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В нача­ле XX в. население края становится еще более многонациональным.

Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая система содержания скота, занятие зем­леделием, сенокошение и др. Казахи разводили лошадей, овец, круп­ный рогатый скот, верблюдов и коз.

В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее распростра­нение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%]

Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%. В Кустанайском уезде земледелием занима­лось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.

Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых и огородных культур

Общественно политическое положение казахстана каркаралинская петиция(1905)

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае.

Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как о выразительнице интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Кояндинской ярмарке собрались представители казахского населения различных волостей и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Под ней подписалось более 14500 человек. Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и прежде всего аграрного вопроса, связанного с изъятием казахских земель, а также с русификацией в области духовной культуры.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты на Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфцых служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона, Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условии труда и быта, отстранение чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали.

джадидизм и его видные деятели начало 20 века

Джадидизм— это общественно-политическое и культурно-просветительское движение в период, когда решалась судьба Туркестана (Средней Азии), выступившее силой, стремившейся объединить народы. Джадиды неустанно трудились на поприще школьного об­разования, журналистики, писательского и театрального твор­чества, и постепенно их деятельность стала носить политико-­правовой характер. В частности, в политико-правовой сфере они обсуждали следующие вопросы:

  • национально-правовая автономия в составе России, если она станет федеративным об­разованием;
  • полное отделение от России;
  • национально-духовно-религиозная автономия в составе России.

Для достижения этих целей джадиды стали предпринимать усилия по созданию соответствующих политических организа­ций и учреждений.

Автономия— это форма национальной независимости в со­ставе федерального государства. Образованная в Коканде Туркестанская автономия мыслилась в составе России, однако была беспощадно ликвидирована большевиками.

джадидский (араб. новый) этап, проявивший себя на территории Среднего и Ближнего Востока, Крыма, Кавказа, Казани и Уфы. Жившие в этих регионах во второй половине XIX — первой половине XX в. просветители Мухаммад Абдо, Мухаммад Кавакиби, Джавад Хусаин-заде, Шейх Мусо, Саид Ахмадхон, Джалолиддин Афгани, Гаспралы Исмаилбек, Ризаиддин Фахриддин и другие своей религиозно-реформаторской и просветительской деятельностью дали толчок к возникновению джадидизма в среднеазиатском просветительстве. Лозунги Февральской революции 1917 г. в России — Сво­бода, Равенство и Братство — были с радостью встречены джадидами-просветителями. Абдулхамид Чулпан сравнивал эту революцию с Великой французской революцией XVIII в. После Февраля в Туркестане функционировали три власти — местный комитет Временного правительства, Совет депутатов, находя­щихся под влиянием социалистов, и Центральный совет мусуль­ман.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1578; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!