Библейские термины, описывающие сущность греха.



1. Промах.

 Самое, пожалуй, распространенное понятие, относящееся к природе греха, - промах. Оно выражается еврейским словом (chata') и греческим словом amartanw. Еврейский глагол и его производные встречаются около шестисот раз и переводятся в Септуагинте тридцатью двумя различными греческими словами, преимущественно amartanw и его производными.

В буквальном смысле слово употреблено в Суд. 20:16. Семьсот отборных человек из колена Вениаминова, все левши (или владеющие одинаково обеими руками), "бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо". Еще одно буквальное употребление видим в Пр. 19:2: "Торопливый ногами оступится". Но таких случаев буквального употребления очень немного.

Промах обычно подразумевает ошибку, а не сознательный, преднамеренный грех. Но в Библии слово означает не просто неудачу, но сделанный в этом направлении выбор811. Промах - добровольная заслуживающая наказания ошибка. Райдер Смит пишет об этом совершенно ясно: "Сотни случаев употребления слова в моральном значении показывают, что нечестивец "промахивается", потому что сам решает идти не к той цели, и "оступается", потому что сознательно следует не по тому пути, - значит, речь не может идти о неумышленной ошибке или просто о "неудаче"812.

Грех всегда остается грехом против Бога, поскольку означает непопадание в цель, которую Он поставил, неудачу в достижении Его норм. Цель, которой мы не достигаем, - совершенная Божья любовь и полное повиновение Ему. Мы промахиваемся и грешим против Бога, когда, например, не любим брата, ибо любовь к брату автоматически следует за подлинной любовью к Богу. Равным образом, грех против собственного тела - разорение Божьего храма (1 Кор. 3:16-17) и, следовательно, грех против Бога.

Прежде чем закончить это краткое обсуждение вопроса о грехе промаха, следует сделать некоторые дополнительные замечания. Первое - промах с очевидностью рассматривается как заслуживающий порицания. Какими бы ни были причины греха, это вина человека. Тот факт, что слово часто встречается в исповеданиях, означает осознание грешником своей ответственности.

2. Нечестие.

 Группа терминов, связанных со sebew, означает, скорее, непочтительность, чем неправедность? Особенно часто они встречаются в Римлянам, 2 Петра и Иуды. Их можно перевести как "нечестие" и производными от этого слова.

Слова adikew, adikia и adikos также подразумевают нечестие. Они указывают на отсутствие праведности.

Противоположное по значению adikia слово dikh (праведность) изначально относилось к отправлению правосудия816. Поэтому adikia в Новом Завете - несправедливость или в более широком смысле любое неправедное поведение. Это несоответствие нормам праведности. В 1 Кор. 6:9 Павел задает вопрос: "Или не знаете, что неправедные [adikoi] Царства Божия не наследуют?" А в Кол. 3:25 он говорит: "А кто неправо [adikwn] поступит, тот получит по своей неправде [hdi khse]: у Него нет лицеприятия". Из этих и других текстов мы можем сделать вывод, что adikia в Новом Завете - поведение, противоречащее нормам праведности. Хотя эти нормы конкретно не определены, ясно, что adikia - совершенно греховное действие.

3. Преступление.

Еврейское слово ('avar) в Ветхом Завете встречается примерно шестьсот раз. Оно буквально означает "перейти" или "пройти мимо" и почти везде употребляется в прямом смысле. Но есть несколько мест, где это слово используется в смысле несоблюдения заповеди или выхода за пределы установленного. В Есф. 3:3 оно относится к приказу земного царя. Но в большинстве же случаев оно относится к тем, кто преступает заповеди Господни. Конкретный пример мы видим в Чис. 14:41-42. Народ Израиля хочет идти в то место, которое обещал ему Господь, но Моисей говорит: "Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно. Не ходите, ибо нет среди вас Господа - чтобы не поразили вас враги ваши". Народ Израиля не должен был преступать завет Господа (Вт. 17:2) или Его заповеди (Вт. 26:13). Другие примеры встречаются в Иер. 34:18; Дан. 9:11 и Ос. 6:7; 8:1.

Для перевода в Септуагинте использованы разные греческие слова, но самое близкое по значению - parabainw и его именная форма parabasis. Глагол использован в Мф. 15:2-3. Фарисеи и книжники спросили Иисуса: "Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб". Он ответил им: "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" Иногда эти термины относятся к нарушению конкретной заповеди, например, когда Адам и Ева съели запретный плод (Рим. 5:14; 1 Тим. 2:14)818. Они всегда подразумевают преступление какого-то закона. Поэтому Павел говорит: "Где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15).

4. Неправда или несправедливость.

Грех характеризуется также как неправда. Наиболее употребимое слово - ('awal) и производные от него. Основное значение заключается в уклонении от правильного курса. Слово несет в себе идею несправедливости, невыполнения норм праведности или нечестность. Идея несправедливости с очевидностью выражена в Лев. 19:15: "Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего". В Иез. 18:24 Бог говорит о праведнике, отступившем от праведности, несмотря на свою природу: "И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив?" С одной стороны, нечестность рассматривается как невыполнение справедливого Божьего закона. С другой стороны - как непостоянство личности, как несоответствие поведения и характера человека в прошлом и настоящем.

5. Бунт.

В Ветхом Завете для выражения идеи бунта, занимающей видное место в еврейской мысли, используются разные слова. Самое распространенное из них - (pasha') с именной формой (pesha'). Глагол часто переводится как "преступить", но его основное значение - "бунтовать". Иногда это слово относится к бунту против земного царя (например, 3 Цар. 12:19), но чаще к бунту против Бога. Один из наиболее ярких примеров его употребления во втором смысле - Ис. 1:2: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня".

Другое слово, выражающее идею бунта, - (marah). Его обычно переводят как "бунтовать", но оно несет в себе оттенок непокорности или упорства819. В Ис. 1:20 читаем: "Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят". Идея бунта выражается и словом (marad). Бог говорит Иезекиилю: "Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня" (Иез. 2:3). Следует отметить также слово (sarar). Оно отражает идею не только бунта, но и упрямства (Вт. 21:18; Пс. 77:8). Как мы видим, для выражения идеи бунта у евреев был большой словарный запас, что свидетельствует о распространенности среди них этого явления. Против такого поведения выступали, в частности, пророки, ибо в их время искушение отказаться от Божьего управления стало слишком серьезным.

Новый Завет также характеризует грех как бунт и неповиновение. Самые распространенные термины - существительное apeiqeia и производные от него глагол apeiqew и прилагательное apeiqhs. В общей сложности эти термины встречаются двадцать девять раз. В двух случаях, в Рим. 1:30 и 2 Тим. 3:2, они относятся к неповиновению родителям, но в подавляющем большинстве случаев - к неповиновению Богу. Иудеи во времена Моисея не смогли войти в Обетованную землю из-за своей непокорности (Евр. 3:8; 4:6). Иоанн Креститель был послан вернуть непокорных иудеев того времени к мудрости (Лк. 1:17). Говорится также, что язычники древности (Бвр. 11:31; 1 Пет. 3:20) были такими же непокорными, как и современные язычники (Рим. 1:30). Язычники несли ответственность за свое поведение, ибо Божий закон был записан в их сердцах. Павел использует даже выражение "сыны противления" в Еф. 2:2 и 5:6, а также, возможно, в Кол. 3:6 (при буквальном прочтении текста). Неповиновение проявляют не только верующие, во многих местах непокорными называются и неверующие (например, Ин. 3:36; Деян. 14:2; 19:9; 1 Пет. 2:8; 3:1; 4:17). Отвержение Евангелия характеризуется как неповиновение, поскольку предполагается, что принимающие Евангелие должны повиноваться.

Подведем итог. Предполагается, что с Божьей истиной соприкасаются все люди. Это относится даже к язычникам, не получившим Его особого откровения. Неверие в послание, особенно когда оно провозглашается открыто и конкретно, - неповиновение или бунт. Неповинующиеся царю считаются врагами820. То же относится к неповинующимся Божьему Слову.

6. Вероломство.

С понятием греха как бунта тесно связано понимание его как вероломства или предательства. В этом плане самое распространенное слово - (ma'al), в большинстве случаев выражающее неверность Богу. В Чис. 5:12, 27 оно использовано применительно к неверности жены мужу. Грех Ахана, выразившийся в том, что он взял из заклятого, назван преступлением, буквально - нарушением веры (Нав. 7:1; 22:20). Прекрасный пример использования этого термина в смысле неверности Богу мы видим в Лев. 26:40: "Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления [вероломства] против Меня и шли против Меня". В Иез. 14:13 и 15:8 Бог заявляет, что земля, вероломно отступающая от Него, сделается пустынной и бесплодной. Другое еврейское слово, иногда используемое для выражения вероломства по отношению к Богу, - (bagad; Пс. 77:57; Иер. 3:10; Мал. 2:11).

Как в Ветхом, так и в Новом Заветах упор делается на связи или завете между Богом и Его народом. Соблюдая завет, люди пользуются особыми отношениями с Богом или, по крайней мере, получают представление о том, что исходит от Бога. Бог наделяет их необычайным даром. Грех предательства или неверности этому дару вполне справедливо характеризуется как вероломство, особенно из-за сущности отношений, которыми человек пренебрегает.

7. Развращение.

Основное значение слова ('awah) - "изгибать" или "скручивать". Оно означает также "быть согнутым" или "склоняться"822. В Пр. 12:8 понятие переносится из физической в психическую сферу, от изогнутого тела (как в Ис. 21:3) к развращенному сердцу: "Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении".

… Это ясно видно в Ос. 5:5 ("Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними") и в Ос. 14:2 ("Ибо ты упал от нечестия твоего"). Здесь выражается концепция греха не как просто отдельных поступков, а как изменения состояния или характера грешника. Грешник становится как будто искривленным. Искажается подлинная природа, ради которой и в которой человек был сотворен (образ и подобие Божье). Это результат и причина греха одновременно.

8. Мерзость.

Характеристика греха как мерзости связана прежде всего с Божьим отношением к греху и его воздействием на Него. "Мерзость" - обычный перевод слов (shiqquts) и (to'ebah). Эти термины относятся к особенно предосудительным в глазах Бога делам, таким как идолопоклонство (Вт. 7:25-26), гомосексуализм (Лев. 18:22; 20:13), ношение одежды противоположного пола (Вт. 22:5), приношение в жертву сыновей и дочерей (Вт. 12:31) или животных с пороком (Вт. 17:1) и волшебство (Вт. 18:9-12). Такие действия вызывают у Бога отвращение. Термин мерзость указывает, что к этим грехам Бог относится не просто с капризным недовольством, а самым настоящим омерзением.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!