ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЯ



Все многообразие звуковых эффектов, встречающих­ся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект па­норамирования звука; эффект имитирования; эффект унисонного звучания; эффект реверберации; эффект зву­ковой перспективы.

ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА

Эффект панорамирования звука заключается в том, что тем или иным способом создается иллюзия переме­щения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. Техни­ка получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при по­следовательном введении каждого регулятора сигнал с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители. Наиболее часто панорамирование проводится как один из технологических приемов музыкального сопро­вождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступ­ление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сце­ны, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал. Однако наиболее часто панорамирование звука про­водится как один из художественных приемов оформления. В этом случае этот эффект помогает соз­дать на сцене необходимую атмосферу действия, макси­мально приближающуюся к реальной действительности. Этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычных выразительных средств актерской игры ока­зывается недостаточно. Интересным примером этому мо­жет служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получив­шей сообщение о гибели близкого человека. После дол­гих поисков сцена была решена как своеобразная звуко­вая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куп­летов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспоря­дочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффек­та оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.

ЭФФЕКТ ИМИТИРОВАНИЯ

Во многих постановках актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкаль­ном инструменте или петь. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально осуществить задачу. И тогда при­бегают к эффекту имитирования. Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте или поет, а на самом деле используют фонограмму с записью «игры» или пения исполнителя.

УНИСОННОЕ ЗВУЧАНИЕ

Данный эффект заключается в том, что при музы­кальном сопровождении одновременно со зву­чанием театрального оркестра воспроизводится фоно­грамма этого же музыкального произведения. Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается. С другой стороны, малочисленный состав театраль­ного оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмо­циональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фоно­грамма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной небольшому оркестру. Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств му­зыкального оформления постановок. Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают мониторную звуковую линию.

В современных постановках широко используется микрофонная техника. В зависимости от стиля постановки и художественно­го замысла микрофоны на сцене устанавливают совер­шенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют. Усиление вокальных выступлений актеров, оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента — задача не только техническая, но и художественная.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 707; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!