Англо-саксонская правовая система.



Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, впоследствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Большую роль в формировании общего права сыграли суды, которые с момента завоевания сложились в централизованную систему.

В неё ходят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием.

Главным источником права выступает судебный прецедент, т. е. норма, сформулированная судьей в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы – прецеденты, составляющие систему общего права.

Прецедентом является не все решение, а сформированное в нем принципиальное положение.

Другим источником англосаксонского права являются статуты (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соотношение статутов и прецедентов весьма своеобразно. Статут может отменить действующий прецедент, но закон реализуется в прецедентах, он не считается действующим, пока не обрастет прецедентами, т. е. пока на его основе не приняты судебные решения.

Особенности:

1) своеобразное понимание норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь вышестоящие судебные инстанции, например Апелляционный суд (состоящий из двух отделений – гражданского и уголовного). Решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких преступлений, не считаются прецедентами. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2)Система не знает деленияна право частное и право публичное. Все право является публичным. Поэтому здесь нет деления норм на императивные и диспозитивные. Все нормы императивны. Исторически сложилось деление на право общее (на основе обычаев и прецедентов), право справедливости (споры о недвижимости, отношения доверительной соб-ти, дела о торговых товариществах, банках) и статутное право (это право парламентского происхождения, акт парламента требует судейских толкований, которые становятся судебными прецедентами, значит , суд наделен широкими полномочиями усмотрения в отношении статутного права);

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает оставаться прецедентным по своему характеру.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке.

К недостаткам – несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

Религиозные правовые системы.

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает религия (страны мусульманского, индусского и иудейского права).

Относится к религиозным правовым системам, т.к. основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран,
Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др. К семье традиционного права относятся в
основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар и др.

Признаки:

§ главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

§ источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране (священная книга мусульман), Сунне (сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий), Иджме (согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина), Кияз (суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой) и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

§ принципы права совпадают с религиозными догмами;

§ весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

§ особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

§ отсутствует деление права на частное и публичное;

§ нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

§ судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

§ во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

§ все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.

56. Традиционные (обычные) правовые системы. Под системой обычного (традиционного) права понимается форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев).

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), не-формализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: зако-нодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!