Раздел V. История культурно-досуговой деятельности первой половины XIXв.



Содержание дисциплины «История культурно-досуговой деятельности»

Раздел I. История культурно-досуговой деятельности в эпоху Средневековья

Влияние православия на формирование ценностей русской культуры: принятие христианства в художественно-образной форме; проявление ситуации «двоеверия» в культурной деятельности; развитие культуры аскетизма.Русский «религиозный ренессанс» второй половины XIV–XVв.как синтез религиозной и художественной деятельности: своеобразие русской культуры в художественной деятельности: «философия Пантократора» Ф. Грекаи «философия Спаса» А. Рублева; «философия в красках» А. Рублева как отражение русской духовности и самобытности; своеобразие древнерусского подвижничества: благотворительно-просветительская деятельность С. Радонежского как отражение христианской традиции «служения миру»; монастыри как центры культуры.

Основные черты смеховой культуры Средневековья, обоснование ее сущности в исследованиях М. М. Бахтина, Д.С. Лихачёв, А.М. Панченко, Н.В. Понырко; своеобразие антимира русской смеховой культуры; пародия в смеховой культуре, ее отличие от пародии Нового времени; скоморошество и юродство в системе смеховой культуры; синтез христианских и языческих ценностей в праздничной культуре.

Просветительская деятельность первых русских западниковвторой половины XVII в. (Ф. Ртищев, Г. Котошихин, А. Ордин-Нащокин, Ю. Крижанич, А. Матвеев, С. Полоцкий) и традиционалистов(Аввакум, иерей Лазарь, дьякон Федор,грекофилы- Никон, Е.Славинецкий). Придворный театр царя Алексея Михайловича.

Раздел II. История культурно-досуговой деятельности в Петровскую эпоху

Основные черты государственно-просветительской модели культуры Петровской эпохи. Проблемы и противоречия европеизации культуры русского дворянства.Начало формирования нового типа человека – «русского европейца». Преобразования Петра I в сфере образования и просвещения: школы нового типа; основание музейного и библиотечного дела. Просветители петровской эпохи: С. Яворский, И. Посошков, Ф. Поликарпов, Л. Магницкий, Ф. Лопатинский и «ученая дружина» - Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев, Г. Бужинский и др.  Новые направления и формы культурно-досуговой деятельности: викториальные праздники (торжественные шествия воск, маскарады, фейерверки); первый публичныйтеатр (трупа Кунста) и любительские театры (театр Натальи Алексеевны, театр при Славяно-греко-латинской Академии); новые формы досуга дворянства (ассамблеи, гуляния в садах, катания по Неве). «Реформа веселья» ПетраIкак инструмент его воспитательной политики. «Всешутейший собор» в системе европеизации русской культуры. Деятельность собора по борьбе с «религиозной концепцией веселья». Народные развлечения и новые праздники Петровской эпохи.

Раздел III.История культурно-досуговой деятельности в эпоху «дворцовых переворотов»

Противоречия и преемственность петровских традиций в культурной политике эпохи «дворцовых переворотов». Инфраструктура учреждений, направлениякультуры, искусства и досуга в эпоху «дворцовых переворотов». Салон И.И. Шувалова. Просветительная деятельность в эпоху «дворцовых переворотов» (И. Шувалов, А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков). Особенности развития театральной деятельности: любительские театры – при петербургском Шляхетском корпусе, театр Ф. Волкова в Ярославле, при Московском университете; первый профессиональный театр 1756 г.

Раздел IV. История культурно-досуговой деятельности в екатерининскую эпоху

Деятельность Екатерины II в сфере образования, воспитания и просвещения. Специфика и противоречия преломления идей французских просветителей на российской почве. Правовое оформление статуса русского дворянина и развитие принципов дворянской идеологии и ценностей в эпоху Екатерины II. Формирование «новой породы» людей. Синтез нравственного, эстетического и физического в воспитании русского дворянина. Формирование культурных ценностей и «кодекса чести» русского дворянина. Просветительская деятельность И. Бецкого. Воспитательный Дом благородных девиц как синтез образования, воспитания и досуга.Значение сентиментализма в возрождении национальных традиций. Музыкальная и театральная деятельность. Основные формы досуга русского дворянства екатерининской эпохи (эрмитажные собрания, маскарады, балы, Английский клуб, дворянские собрания).

Раздел V. История культурно-досуговой деятельности первой половины XIXв.

Социокультурная ситуация в первой четверти XVIII в. Тайные общества как отражение развития национального самосознания после завершения войны с Наполеоном. Просветительская деятельность декабристов (журналистская, литературная, театральная, музыкальная). Культура и просветительская деятельность в условиях реакции правления Николая I. Салон как форма досуга первой половины XIX века (салоны Ф.П.Толстого, Е.А. Карамзиной, М.Ю. Виельгорского, А.П. Елагиной, З.А. Волконской, В.Ф. Одоевского, салон Павловых). Философский кружок «Общество любомудрия». Литературно-поэтический кружок «Зеленая лампа». Московское дружеское литературное общество.Вольное общество любителей словесности.«Беседа любителей русского слова» и общество «Арзамас». Благотворительные общества: «Императорское человеколюбивое», «Женское патриотическое общество», «Общество посещения бедных» и др. Благотворительно-просветительские общества: «Вольное общество распространения училищ по методу Ланкастера и Белля», «Санкт-Петербургское филармоническое общество», «Общество поощрения художеств», «Театральное общество».Религиозно-благотворительные общества: «Российское библейское общество».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!