Причины получения наследства, в которых единогласны все ученые.



1 ― Родственные узы.

Сказал аль-Кады Афдалю-д-дин аль-Хауанджи, да помилует его Аллах: «Основной причиной получения наследства является родственная связь, а остальные причины следуют за этой причиной и делятся на два вида: общая для всех причина и конкретные причины. Конкретными причинами получения наследства (помимо родственных уз) являются супружеские узы и освобождение раба[об этом будет сказано далее]. А общей для всех причиной является Ислам». — [См. «Фатх уль-Кариби-ль-Муджиб», стр. 9]

«А общей для всех причиной является Ислам…»― если человек умер и после него не осталось никого, кто наследовал бы от него из-за трех вышеупомянутых причин [родственные (1) и брачные узы (2), а также освобождение раба (3)], то его имущество переходит в казну мусульман.

Родственные узы – это связь между двумя людьми по причине наличия общих предков, будь они близкими к человеку или далекими. — [См. «Шарх уль-Ирадат», (2/578) аль-Бахути].

Родственников делят на три вида:

1 ― Предки * [усуль] ― это отец, дед со стороны отца и те, кто выше [прадед, прапрадед, и так далее], а также мать, мать матери, и те, кто выше [прабабушка, прапрабабушка, и так далее].

*[Предками называют людей, без которых человек не появился бы на свет].

2 ― Потомки* [фуру‘] ― это дети, дети детей, и их последующие потомки.

*[Потомками называют людей, которые не появились бы на свет без тебя].

3 ― Потомки предков (или боковые линии) [хаваший] ― это братья человека* и их дети, а также дети их детей и так далее. Также к этой категории относятся дяди со стороны отца** и выше [то есть: дяди со стороны деда, прадеда, прапрадеда, и так далее]. Также к этой категории относятся дети дядей со стороны отца. [Дети дядей со стороны отца относятся к категории «хауаши» по той причине, что они являются потомками предков, иначе говоря, внуками его дедушек и бабушек].

*[Например, братья человека относятся к категории «хауаши» по той причине, что они являются потомками его предков, иначе говоря, сыновьями его родителей].

**[Дяди со стороны отца относятся к категории «хауаши» по той причине, что они являются потомками предков, иначе говоря, сыновьями дедушек и бабушек].

 

2 ― Бракосочетание.

Бракосочетание (никах) ― это действительный [2] брачный договор [1], даже если супруги не вступали в половую близость и не уединялись друг с другом [3].

[1] ― если же человек не вступал в брак, а совершил прелюбодеяние, то посредством этого он не получает никаких прав на наследство.

[2] ― человек не получает прав на наследство посредством недействительного брачного договора. Если, например, у человека уже есть четыре супруги, а он женился на пятой, то этот брак не является действительным.

Также к недействительному бракосочетанию относится брак, заключенный без согласия опекуна женщины. Также к недействительному бракосочетанию относится брак, во время заключения которого один из потенциальных супругов находился в состоянии ″ихрама″*. Также к недействительному бракосочетанию относится брак, именуемый ″шигар″**. Подобные брачные союзы аннулируют даже без произнесения слов развода.

*[Ихрам — состояние паломника, совершающего хадж или ‘умру, когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане].

**[Шигар — запрещаемая в исламе форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара].

[3] ― сообщается со слов Ма‘кыля ибн Синана, который сказал: «Однажды, к ‘Абдуллаху [ибн Мас‘уду] привели женщину, которая вышла замуж за человека, который затем умер, не назначив определенного брачного дара и не вступив с ней в близость. ‘Абдуллах сказал: ″Я считаю, что ей следует выплатить такой брачный дар, который обычно выплачивают подобным ей женщинам. Также она имеет право на наследство и должна выжидать срок ‘идды*″».Услышав эти слова, Ма‘кыль ибн Синан аль-Ашджа‘и засвидетельствовал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вынес точно такое же постановление относительно Бирва‘, которая была дочерью Уашика. [Этот хадис привел шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и в «ас-Сахих аль-Муснад», 2/188].

*[‘Идда — период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням для женщины после смерти мужа; или исчисляемый по трём менструальным циклам для женщины после развода. Во время этого периода женщина не имеет права снова выходить замуж. Продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными факторами].

Нужно отметить, что жена наследует от покойного мужа, а муж наследует от покойной жены, ведь, Аллах Всевышний сказал: «Вам(о, мужчины)принадлежит половина того, что оставили ваши жены…».—[Сура ан-Ниса, аят 12].

А также: «Им[вашим жёнам]принадлежит четверть того, что вы оставили…».—[Сура ан-Ниса, аят 12].

Брачные узы являются причиной получения наследства по единогласному мнению обладателей знания. Исключением являются лишь ситуации, когда получению наследства препятствует определенный фактор, установленный шари‘атом [об этих препятствующих факторах будет сказано в следующей главе].

_____________________________________________

 

Получает ли разведенная женщина долю из наследства бывшего мужа?!

Развод ― [таляк] ― это расторжение брачного договора.

Сказал имам уль-харамейн аль-Джууейни: «Это слово использовалось еще во времена джахилии*, а затем шари‘ат утвердил его (уже в Исламе)».

*[Джахилия — данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].

Развод [таляк] бывает двух видов:

  • Неокончательный развод, после которого муж может вернуть жену;
  • Окончательный развод, после которого муж уже не вернуть жену. [Окончательным разводом считается третий развод, а после первого и второго развода муж еще имеет право вернуть супругу обратно].

Если муж развел жену, но этот развод пока еще неокончательный [первый и второй развод], то они наследуют друг от друга [в случае смерти одного из них], пока не истек срок ‘идды.

‘Идда взрослой женщины, у которой уже прекратились менструации, а также ‘идда девушки, которая не достигла совершеннолетия – три лунных месяца.

Аллах Всевышний сказал: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок[‘идда]равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций».—[Сура ат-Таляк, аят 4].

‘Идда беременной женщины продолжается до тех пор, пока она не родит. Аллах Всевышний сказал: «Для беременных срок[‘идда]установлен до тех пор, пока они не сложат ношу». —[Сура ат-Таляк, аят 4].

‘Идда обычной женщины, у которой бывают менструации – это три менструации. Аллах Всевышний сказал: «Разведенные женщины(у которых бывают менструации)должны выжидать(после развода)в течение трёх менструаций». —[Сура аль-Бакара, аят 228]

Если же срок ‘идды закончился, то она уже не наследует от бывшего мужа в случае его смерти, а бывший муж не наследует от неё в случае её смерти.

Если же развод был окончательным [либо фасх*, либо хуль‘ **, либо третий развод], то бывшие супруги не наследуют друг от друга.

*[Фасх – это расторжение брака через шариатский суд по требованию жены].

**[Хуль‘ – это развод по требованию жены, которая выплачивает своему мужу материальную компенсацию или возвращает ему брачный дар (махр)].

Исключением является только окончательный развод, данный мужем во время предсмертной болезни специально, чтобы посредством этого лишить супругу наследства. Относительно такого развода среди ученых возникло разногласие.

Имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считал, что разведенная женщина не наследует даже в таком случае. [Также этого мнения придерживались захириты. А из сподвижников этого мнения придерживался ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр, да будет доволен им Аллах].

Но имам Ахмад [ибн Ханбаль], имам Малик и имам Абу Ханифа, да помилует их Аллах, говорили следующее: если человек развел свою супругу окончательным разводом во время какой-либо опасной болезни специально, чтобы лишить её наследства, то она получает от него наследство. Ведь, этот человек развел супругу с дурными целями, желая лишить её наследства, поэтому мы поступаем с ним противоположно его намерениям. Это подобно тому, как убийца лишается наследства того, кого он убил. Но этот развод считается недействительным только при наличии серьезных подозрений.

Имам Абу Ханифа, ан-Ну‘ман ибн Сабит считал, что в такой ситуации супруга имеет на наследство только до тех пор, пока длится её ‘идда.

Но имам Ахмад [ибн Ханбаль] считал, что такая женщина получает наследство, даже если после её ‘идды прошло несколько лет, и так до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого человека или не отойдёт от Ислама.

Но имам Малик считал, что женщина в таком случае наследует от бывшего мужа, даже если выйдет после этого замуж и даже если пройдет много лет. Она получает наследство и это считается наказанием для бывшего мужа за его дурное намерение при разводе.

Полезное примечание:если человек во время своей предсмертной болезни развёл всех четырёх жен [чтобы лишить их наследства] и их ‘идда прошла, после чего он женился на четырёх других женщинах, то наследство делится сразу между восемью женщинами. Или, например, человек во время своей предсмертной болезни развёл свою единственную супругу [чтобы лишить её наследства], а затем женился на четырех других женщинах, то наследство делится между пятью женщинами.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!