Глава 1. О столпах наследства.



Столпов наследства [иначе говоря, вещей, без которых наследство не может быть разделено] – три:

1 ― Умерший человек [или плод, который родился мертвым].

2 ― Наследник ― это тот, кто остался живым после смерти того, кто оставил наследство.

3 ― Наследство.

Глава 2. Об условиях деления наследства.

Условий деления наследства – три:

1-ое условие ― установление смерти человека либо воочию, либо посредством свидетельства двух надежных людей. Также в данной ситуации к мертвому человеку приравнивают и того, кто пропал без вести.

Пропавшим без вести считается тот, о ком не было никаких новостей, после чего судья должен поручить провести его поиски и разузнать о его возможном местонахождении. Если поиск не даст результатов, то этот человек приравняется к тому, кто скончался.

Постановления, связанные с выкидышем.

Также следует заметить, что к мертвым приписывается плод, который вышел в результате выкидыша, случившегося в результате преступления. Например, мужчина ударил беременную женщину, вследствии чего у неё случился выкидыш. За убийство этого плода [не имеет значения его пол] преступник [даже если он сделал это ненамеренно] обязан выплатить в качестве ″дии″ [1] сумму, равную стоимости раба или рабыни [2].

[1] [Дия — компенсация за убийство или ранение, которую виновный выплачивает родственникам пострадавшего или ему самому].

[2] [Если во время выкидыша плоду еще не было четырёх месяцев, то деньги, выплаченные в качестве ″дии″, полностью достаются его матери. Если же плод был старше четырех месяцев, то деньги, выплаченные в качестве ″дии″, делят как наследство среди близких родственников этого плода]. 

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Как-то раз две женщины из племени хузайль подрались между собой. Одна из них бросила в другую камень и убила её и того, кто был в её чреве. Люди обратились на суд к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он решил, что выкупом за плод должен послужить раб или рабыня». —[аль-Бухари, 6909; Муслим, 1681].

Считается [в шари‘ате], что этот младенец родился живым, а затем скончался, поэтому деньги, полученные в качестве ″дии″ делят среди близких родственников, как его наследство.

Это постановление действует только тогда, когда в результате выкидыша выходит именно плод. Если же в результате выкидыша вышел кусочек мяса, который не имеет человеческого образа, то на это не обращают никакого внимания. Обращают внимание только на плод, в котором специалистами [медиками] просматривается человеческий образ.

Большинство обладателей знания считают, что стоимость раба – это стоимость пяти верблюдов.

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Сказал Абу-ль-Касим аль-Хыракы: ″Компенсация[дия] за убийство плода, который умер в результате удара, а мать его была свободной мусульманкой – это стоимость раба или рабыни, а их стоимость равна стоимости пяти верблюдов. Затем эти деньги наследуются от умершего плода, как будто бы он родился живым″». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шархи-ль-Кабир», 11/511]

Также ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Компенсация[дия] за убийство такого плода – это стоимость пяти верблюдов. Это передаётся от ‘Умара [ибн аль-Хаттаба] и Зейда, да будет доволен ими Аллах. Также об этом сказали [Ибрахим] ан-Наха‘и, аш-Ша‘би, Раби‘а, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], [имам] Малик, [имам] аш-Шафи‘и, Исхак [ибн Ибрахим ибн Рахауейх] и ханафиты.

К тому же это минимальная компенсация [дия], которую устанавливает шари‘ат за совершение преступления». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шархи-ль-Кабир», 11/518]

Если кто-либо ударил женщину по животу, после чего у нее случился выкидыш, и вышло сразу несколько плодов, то за каждый погибший плод следует выплатить стоимость раба или рабыни. Об этом сказал [Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб] аз-Зухри, [имам] Малик, [имам] аш-Шафи‘и и Исхак [ибн Ибрахим ибн Рахауейх].

Сказал ибн уль-Мунзир: «И я не помню, чтобы кто-то из ученых, противоречил им. Ведь, речь идёт о компенсации за убийство человека, а компенсация за убийство выплачивается отдельно за каждого убитого». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шархи-ль-Кабир», 11/521]

Если в результате удара женщина преждевременно родила живого ребенка, который затем умер [из-за последствий этого удара], то за смерть этого младенца выплачивается уже полноценная компенсация [стоимость ста верблюдов за мальчика, пятидесяти — за девочку].

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Сказал ибн уль-Мунзир: ″Все обладатели знания, от которых мы переняли знание, единогласны, что за младенца, который родился преждевременно из-за удара, (а затем умер), выплачивается полноценная компенсация[дия]. Об этом сказали Зейд ибн Сабит, ‘Урва, [Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб] аз-Зухри, аш-Ша‘би, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], ибн Шубрума, [имам] Малик, [имам] аш-Шафи‘и, Исхак [ибн Ибрахим ибн Рахауейх], Абу Саур и ханафиты. Ведь, этот родившийся младенец умер из-за преступления против него. Его смерть подобна убийству уже родившегося младенца″». — [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шархи-ль-Кабир», 11/527; «аль-Иджма‘», (стр. 131, № 708, 711) ибн уль-Мунзира].

Если у женщины после удара по животу вышло сразу несколько плодов, то за того, кто родился живым, а затем умер [из-за последствий этого удара] выплачивается полноценная компенсация [стоимость ста верблюдов за мальчика, пятидесяти — за девочку], а за того, кто родился мертвым, выплачивается стоимость пяти верблюдов.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!